Решение по делу об обязании удовлетворить потребности граждан в предоставлении мест в детских садах



дело №2-150/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чухлома «08» октября 2010 г.

Чухломский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Шинкаря И.А.

при секретаре Мирохановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чухломского района Костромской области к администрации Чухломского муниципального района о возложении обязанности по удовлетворению потребности граждан, нуждающихся в предоставлении мест в дошкольных образовательных учреждениях,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чухломского района Костромской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Чухломского муниципального района о возложении обязанности по удовлетворению потребности граждан, нуждающихся в предоставлении мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Исковые требования обосновал тем, что в Чухломском муниципальном районе осуществляют образовательную деятельность 6 дошкольных образовательных учреждений, которые являются муниципальными, учредителем которых является администрация Чухломского муниципального района. В Чухломском муниципальном районе существует потребность в увеличении сети дошкольных учреждений и мест для детей дошкольного возраста. В очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях состоит 179 детей. Недостаточное количество мест в сети дошкольных образовательных учреждений порождает проблему переполненности групп в детских садах.

В соответствии со ст.43 Конституции РФ «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного... образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».

Статья 2 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 17.06.2010) «Об образовании» также провозглашает принцип «общедоступности образования...».

Статья 5 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 17.06.2010) «Об образовании» гарантирует гражданам Российской Федерации возможность получения образования независимо от. .. возраста. .. Общедоступность и бесплатность дошкольного. .. образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

На основании п.3 ст. 18 указанного Закона для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Пункт 2 части 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании», п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области образования организацию предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Согласно п.3 ч.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления относится также создание муниципальных образовательных учреждений. В соответствии с ч.1 ст.33 названного Закона порядок создания муниципальных образовательных учреждений устанавливается органом местного самоуправления.

В силу п.3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 №666 дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

На основании п.п. 15, 27, 28 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 №666 учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления, которые определяют порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Отдел образования администрации Чухломского муниципального района согласно п. 1.1. Положения об отделе образования администрации Чухломского муниципального района Костромской области (далее - Положение) является структурным подразделение администрации Чухломского муниципального района и создан для осуществления на территории Чухломского муниципального района управленческих функций в сфере образования. В соответствии с п.п. 3.1. -3.4. Положения отдел образования в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории Чухломского муниципального района; разрабатывает и организует выполнение комплексной программы модернизации системы образования Чухломского муниципального района, целевых программ по различным направлениям деятельности; вносит предложения по развитию сети муниципальных образовательных учреждений Чухломского муниципального района; осуществляет мониторинг состояния и развития системы образования.

В нарушение указанных требований действующего законодательства в Чухломском муниципальном районе существует потребность в увеличении сети дошкольных учреждений и мест для детей дошкольного возраста.

По состоянию на 01.07.2010 года муниципальные дошкольные образовательные учреждения посещают 438 детей в возрасте от полутора до 7 лет.

В очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях состоит 179 детей, из них 102 ребенка в возрасте от 2 месяцев до полутора лет, 70 детей в возрасте от полутора до 3 лет, 7 детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Фактически в детских садах не созданы санитарно-эпидемиологические и технические (организационные) условия для воспитания и содержания детей младшего возраста. Действующая база дошкольных образовательных учреждений позволяет обеспечить пребывание в детских садах только детей в возрасте от полутора лет. В связи, с чем прием детей в возрасте от 2 месяцев до полутора лет дошкольными образовательными учреждениями района не осуществляется.

Недостаточное количество мест в сети дошкольных образовательных учреждений порождает проблему переполненности групп в детских садах, что также нарушает требования действующего законодательства и ущемляет права детей младшего возраста и их родителей (законных представителей) на образование.

Так, в соответствии с п.п.7, 32 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением правительства РФ от 12 сентября 2008 года №666 (далее - Типовое положение) к дошкольным образовательным учреждениям относятся детские сады, которые реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.

Согласно Уставов детских садов Чухломского муниципального района они реализуют программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности) (в частности п. 1.9. Устава МДОУ Чухломский детский сад «Родничок»).

Типовое положение (п.31)э Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003 года предусматривает, что количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости.

Типовым положением предусмотрено, что в группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет:

от 2 месяцев до 1 года -10 детей;

от 1 года до 3 лет -15 детей;

от 3 лет до 7 лет - 20 детей.

В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей:

двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей;

любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) -10 детей;

любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) -15 детей.

Аналогичные положения содержат Уставы дошкольных образовательных учреждений Чухломского муниципального района.

Вместе с тем указанное требование учредителем образовательных учреждений - администрацией Чухломского муниципального района, образовательными учреждениями не выполняется.

Так, Распоряжением главы администрации Чухломского муниципального района от 19.11.2009 года «О дополнительном комплектовании групп в МДОУ городского поселения г.Чухлома» заведующим дошкольных образовательных учреждений предписано при комплектовании групп увеличить списочный состав детей до 25 человек в группе сроком до 1 сентября 2010 года.

Фактически наполняемость групп в детских садах превышает установленные нормы. Такэ в МДОУ Чухломский детский сад «Родничок* средняя численность детей в группах составляет 18-25 человек. При этом в старших группах численность детей составляет до 25 человек, в младших группах до 20 человек. Несоблюдение требований по наполняемости групп имеет место и в других дошкольных образовательных учреждениях района (МДОУ Чухломский детский сад «Колосок», МДОУ Судайский детский сад «Василек»).

Комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений Чухломского муниципального района осуществляется на основании Положения о порядке приема детей в муниципальные образовательные учреждения Чухломского муниципального района, утвержденного Постановлением главы Чухломского муниципального района от 25.01. 2007 года №35, согласно п.2. 1. которого в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети, которые проживают на территории Чухломского муниципального района. Возраст детей определяется уставом соответствующего образовательного учреждения.

Уставами дошкольных образовательных учреждений предусмотрено, что в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

В 2009 году между Чухломским муниципальным районом и поселениями заключены соглашения о передаче полномочий Чухломского муниципального района поселениям Чухломского муниципального района в сфере организации предоставления общедоступного бесплатного

дошкольного образования с финансовым обеспечением переданных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет поселения (в частности указанное соглашение заключено между Чухломским муниципальным районом и Нагорским сельским поселением 29.12.2009 года).

Однако, органы местного самоуправления (в частности администрация Чухломского муниципального района), Отдел образования из-за отсутствия мест не могут обеспечить потребности по устройству в детские дошкольные учреждения детей (особенно детей раннего возраста).

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения (Постановление Конституционного суда РФ от 15.05.2006 года №5-П).

Таким образом, действием (бездействием) органов местного самоуправления Чухломского муниципального района нарушается одна из основных гарантий в области образования, установленных государством - общедоступность получения дошкольного образования.

В судебном заседании прокурор заявленные требования неоднократно изменял, окончательно сформулировав их следующим образом - обязать администрацию Чухломского муниципального района произвести необходимые действия по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Для чего в срок до 01.09.2011 г. организовать на территории Чухломского муниципального района общедоступные бесплатные дошкольные образовательные учреждения на 90 дополнительных мест для детей в возрасте до 7 лет.

Измененные исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика окончательные требования прокурора признал в полном объеме, о чем представил заявление.

Остальные участники процесса против признания иска не возражали.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией РФ, а также законодательством РФ в области образования и связанных с этим полномочий органов местного самоуправления гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Кроме этого, аналогичные гарантии заложены в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14.12.1960 г.) и Международным пактом об экологических, социальных и культурных правах (ст. 13). Нормы указанных законных и международных актов подробно приведены в исковом заявлении.

Согласно п. 11 ч.1 ст. 15 ФЗ №131 «Об общих принципах организации и местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области образования относится организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Из исследованных материалов дела достоверно следует, что на территории Чухломского муниципального района существует потребность в увеличении сети дошкольных учреждений и мест для детей дошкольного возраста. В очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях состоит 90 детей.

Данные обстоятельства сторонами не оспаривались и ответчиком признаны.

Признание ответчиком иска не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц и судом принимается.

При всех указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора обоснованы, доказаны и подлежат удовлетворению.

Срок исполнения обязанности до 01 сентября 2011 года, заявленный прокурором, суд полагает достаточным и разумным, сторонами также не оспаривался.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Чухломского района Костромской области к администрации Чухломского муниципального района о возложении обязанности произвести необходимые действия по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования удовлетворить полностью.

Обязать администрацию Чухломского муниципального района в срок до 01 сентября 2011 года организовать на территории Чухломского муниципального района общедоступные бесплатные дошкольные образовательные учреждения на 90 дополнительных мест для детей в возрасте до 7 лет.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия, а лицами, не присутствовавшими в судебном заседании в тот же срок со дня получения ими копии решения.

Судья Шинкарь И.А.