РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чухлома «19» января 2010 г.
Чухломский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Шинкаря И.А.
с участием прокурора прокуратуры Чухломского района Морева Е.А.,
при секретаре Мирохановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чухломского района об обязании администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района на специализированный полигон для их хранения в соответствии с природоохранным и санитарно-эпидемиологическим законодательством,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чухломского района обратился в суд с заявлением об обязании администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района в соответствии с природоохранным и санитарно-эпидемиологическим законодательством в срок до 1 июля 2010 года, а именно:
- разработать генеральную схему очистки населенных пунктов Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района в соответствии с которой производить сбор и вывоз ТБО;
- осуществлять вывоз ТБО на специализированный полигон для их хранения.
Свои требования обосновал тем, что прокуратурой Чухломского района в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды в части организации деятельности по обращению с отходами производства и потребления на территории Чухломского муниципального района.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.09.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что администрацией Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическим требованиями не организован.
В силу ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.09.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об Охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пункт 18 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений также относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Администрация Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района осуществляет свою деятельность на основании Устава Муниципального образования - Судайское сельское поселение Чухломского муниципального района (далее Устав), который содержит аналогичные положения. В соответствии со ст.7 Устава к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ст.4 Закона Костромской области от 24.04.2008 года №304-4-ЗКО «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области» обязанности по организации и (или) производству работ по содержанию и обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения при эксплуатации свалок и полигонов возлагаются на хозяйствующие субъекты и органы местного самоуправления муниципальных образований.
Вышеуказанная деятельность в сфере обращения с бытовыми отходами проводится администрацией Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района с нарушением требований действующего законодательства РФ.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, своевременно информировать население, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания (окружающей среды) и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды.
Согласно ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии со ст.6 Закона Костромской области от 24.04.2008 года №304-4-ЗКО «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области» периодичность удаления отходов определяется в соответствии с генеральной схемой очистки территории муниципального образования по графикам, составленным с учетом численности населения, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов, согласованными с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора с соблюдением ряда обязательных требований.
Указанные требования закона администрацией Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района в ходе сбора и хранения отходов производства и потребления на полигоне (свалке)... не выполняются.
Так, администрацией поселения сбор и вывоз отходов надлежащим образом не организован, а именно сбор и вывоз отходов осуществляется населением самостоятельно, а также по договорам с индивидуальными предпринимателями и физическим лицами, имеющими в своем распоряжении технику. Вывоз отходов осуществляется на полигон (свалку), расположенную на территории Судайского сельского поселения .... Данная площадка не имеет разрешительных и иных правоустанавливающих документов, определяющих ее статус как полигон твердых бытовых отходов. Организация ввоза и размещения отходов осуществляется с нарушением требований действующего законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе площадка не огорожена и не оканавлена, контроль принимаемых отходов не ведется, мероприятия по предупреждению возгорания отходов и мусора не проводятся. Данные факты подтверждаются актом проверки полигона (свалки) бытовых отходов от Дата обезличена и объяснениями главы Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района.
Отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Согласно ч.6 ст.2 Федерального закона от 10.09.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Регулирование правоотношений в области обращения с отходами производства и потребления также определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, в том числе Санитарными правилами 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года №16 (далее СП 2.1.7.1038-01), Санитарными правилами 1.1.7.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 года №8 (далее СП 1.1.7.1058-01).
Согласно п.1.2. СП 2.1.7.1038-01 требования правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.
Согласно п.п. 2.2. -2.4., 3.4.-3.7., 4.1., 4.2., 4.4., 5.1., 5.3., 5.6., 5.7., п.6., 7.1., 7.2., 8.3.-8.6. Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов» организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов; полигон должен состоять из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов (хозяйственная зона); территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение; по периметру всей территории полигона ТБО также устраивается легкое ограждение; складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов; основание под размещение отходов должно удовлетворять требованиям установленного порядка по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов; должны приниматься меры по недопущению самовозгорания ТБО, разрабатываться специальные программы производственного контроля за эксплуатацией ТБО, обеспечивающие в том числе возвращение данной территории в состояние, пригодное для хозяйственного использования, производится рекультивация территории, где размещено ТБО и т.д.
В нарушение указанных требований площадка хранения твердых бытовых отходов... не отвечает санитарным нормам и правилам: программа производственного контроля не разработана, радиационный контроль не ведется, проектная документация на эксплуатацию, рекультивацию, проведение мониторинговых наблюдения за грунтовыми, поверхностными водами, атмосферным воздухом, почвой и т.д. не разработана, санитарно-защитная зона свалки отсутствует; по периметру свалки легкое ограждение отсутствует и т.д.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.39 Федерального закона от 10.09.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, а также обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Согласно ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение отходов производства и потребления рассматривается как негативное воздействие на окружающую среду. При этом согласно ст.1 вышеуказанного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Несоблюдение установленных требований законодательства при размещении и ином обращении с отходами, нарушает гарантированные ст.42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ч.1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст.17 Конституции РФ).
Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Одним из таких прав, установленных ст.42 Конституции РФ, является право каждого на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
Непринятие мер по обеспечению благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории сельского поселения со стороны администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района нарушает требования действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку поселения, что в свою очередь негативно влияет на состояние окружающей природной среды, создает угрозу здоровью населения, может явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания среди людей и животных. Тем самым нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.2 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст.46 Конституцией Российской Федерации, действия (или бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании прокурор поддержал свои требования, при этом уточнил их, исключив из формулировки ссылку о случае самостоятельного использования для хранения ТБО территорию полигона (свалки) ..., поскольку оставшиеся требования охватывают и вариант использования указанной свалки.
Представитель администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области ... Филиппов А.В. - в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление, в котором требования прокурора признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав представленные с заявлением материалы, суд приходит к следующему.
В заявлении прокурора подробно приведены требования законодательства с ссылками на конкретные нормы законов в области природоохранной и санитарно-эпидемиологической деятельности, которые обязывают органы местного самоуправления, а в настоящем деле администрацию Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области, организовать сбор, вывоз и хранение отходов и мусора в соответствии с федеральными законами РФ «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также законом Костромской области «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области» и Санитарными правилами 2.1.7.1038-01 ««Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов».
Доводы прокурора, ссылки на отдельные положения указанных нормативных актов законодательства суд признает правильными и принимает их также в качестве обоснования своих выводов. Другой стороной по делу обстоятельства, указанные в заявлении, не оспаривались.
Организация сбора и вывоза бытовых отходов на территории Судайского сельского поселения возложена на администрацию Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области согласно Устава муниципального образования Судайское сельское поселения (п.18 Устава) и соглашения о передаче полномочий Чухломским муниципальным районом Судайскому сельскому поселению в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Факт не соблюдения администрацией Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, связанных с организацией сбора, вывоза и хранения бытовых отходов на территории Судайского сельского поселения подтверждается материалами дела (акт проверки прокуратурой Чухломского района, фототаблицей), главой Судайского поселения не оспаривался, что также следует из его объяснения, данного по результатам проверки прокуратурой Чухломского района соблюдения законодательства об охране окружающей среды.
Согласно справки из администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области следует, что генеральная схема очистки территории сельского поселения не разработана.
Таким образом суд приходит к выводу, что выявленные прокуратурой Чухломского района нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, связанные с организацией сбора, вывоза и хранения бытовых отходов на территории Судайского сельского поселения существуют, а требования по их устранению законны и обоснованны.
Суд принимает признание требований администрацией Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области, т.к. это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд также полагает, что срок, заявленный прокурором для устранения нарушений с учетом их характера и количества, является достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок до 1 июля 2010 года, а именно:
- разработать генеральную схему очистки населенных пунктов Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района в соответствии с которой производить сбор и вывоз ТБО;
- осуществлять вывоз ТБО на специализированный полигон для их хранения.
Взыскать с администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области в доход бюджета Чухломского муниципального района государственную пошлину в размере ... руб.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Костромской областной суд, через Чухломский районный суд.
Судья Шинкарь И.А.