Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г. Чухлома 11 января 2010 года.
Чухломский районный суд Костромской области в составе: единолично судьи Андриянова А.Н.,
при секретаре Сергеевой Е.А.,
с участием: прокурора Морева Е.А., представителя территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по Чухломскому району Щиплецовой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чухломского района в интересах несовершеннолетни: ФИО2, ФИО3 и ФИО1 об оспаривании бездействия администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области в части проведения обследования закреплённого за несовершеннолетними жилого помещения на его пригодность к проживанию,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чухломского района Костромской области, действуя в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением, в котором оспаривает бездействие администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области в части проведения обследования закреплённого за несовершеннолетними жилого помещения на его пригодность к проживанию.
Заявление мотивировано следующим.
Прокуратурой Чухломского района в порядке надзора была проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о защите законных прав и интересов, несовершеннолетних из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в жилищной сфере.
В ходе проверки установлено, что оставшиеся без попечения родителей несовершеннолетние ФИО1, ФИО2, ФИО3 были переданы на воспитание ФИО4, проживающей по адресу: ...
В соответствии с требованиями действующего законодательства Постановлением главы Судайского сельского поселения от Дата обезличена, Номер обезличен за несовершеннолетним ФИО1 закреплено жилое помещение квартира, расположенная по адресу: .... Постановлением главы Судайского сельского поселения от Дата обезличена Номер обезличен вышеуказанное жилое помещение также закреплено за несовершеннолетними ФИО2, ФИО3
Согласно данным администрации Судайского сельского поселения квартира, расположенная по адресу: ... относится к муниципальному жилому фонду.
При проверке соблюдения жилищных прав несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 установлено, что закрепленное за ними жилое помещение находится в неудовлетворительном для проживания состоянии, что было констатировано в ходе проверок вышеуказанного жилого помещения органами опеки и попечительства. При проверках установлено, что печь в доме неисправна, электричество отключено, крыша течет, пол частично провалился.
В связи с этим Территориальным отделом социальной защиты населения, опеки и попечительства по Чухломскому муниципальному району в адрес главы Чухломского муниципального района неоднократно направлялись запросы о проведении обследования жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетними ФИО1, ФИО2, ФИО3 с целью признания его непригодным ...
Однако до настоящего времени обследование вышеуказанного жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ не проведено, что ущемляет права несовершеннолетних на предоставление жилого помещения.
Согласно ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Аналогичные нормы содержатся в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.6 Закона Костромской области «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», которые предусматривают, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не имеющие закрепленного жилья имеют право на предоставление жилого помещения.
Прокуратурой Чухломского района в адрес главы Суданского сельского поселения Чухломского муниципального района было внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства РФ в части неисполнения органами местного самоуправления сельского поселения обязанности по проведению обследования жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетними ФИО1, ФИО2, ФИО3
Однако до настоящего времени этот вопрос в соответствии с требованиями действующего законодательства не разрешен, что не позволяет поставить детей на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Обязанность обследования жилых помещений и признания их пригодными (непригодными) к использованию по своему целевому назначению действующим законодательством РФ возложена на органы местного самоуправления.
Статьей 14 ЖК РФ определены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, к которым в частности относятся: учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ данной статьи определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение).
Пунктом 1 Положения установлено, что настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Пунктом 8 Положения определено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Пунктом 7 Положения предусмотрено создание органами местного самоуправления межведомственной комиссии, в том числе для целей признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан.
Во исполнение указанных требований 20.08.2009 года Советом депутатов Судайского сельского поселения разработано Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов использования жилищного фонда. Согласно п.5 Положения о межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов использования жилищного фонда Судайского сельского поселения порядок рассмотрения вопросов о признании жилого помещения непригодным для проживания определяется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47.
Несмотря на обращение органов опеки и попечительства, требования прокуратуры Чухломского района органами местного самоуправления Судайского сельского поселения обследование жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетними ФИО1, ФИО2, ФИО3 до настоящего времени не проведено. В связи, с чем не может быть реализовано право несовершеннолетних, предусмотренное Жилищным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Костромской области «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Так, Жилищным Кодексом Российской Федерации предусмотрено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма:
гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Вследствие бездействия органов местного самоуправления не реализуется право наиболее социально незащищенной категории граждан на обеспечение жилым помещением.
Данные нарушения требований действующего законодательства ущемляют жилищные права несовершеннолетних, провозглашенные ст.40 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В связи со всем изложенным прокурор просит:
1. Признать бездействие администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области в части непринятия мер по обследованию жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетними из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ФИО1, ФИО2, ФИО3незаконным.
2. Обязать администрацию Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области в срок до 25 февраля 2010 года провести в порядке, предусмотренном «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения. непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 обследование жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетними из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ФИО1, ФИО2, ФИО3 по адресу; ...
О месте и времени рассмотрения дела все участвующие в нём лица были извещены своевременно и надлежащим образом.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области А.В. Филиппов в судебное заседание не явился, представил письменное заявление с просьбой рассматривать дело в его отсутствие, требования прокурора признал полностью.
Представитель территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по Чухломскому району Щиплецова В.Н., требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить.
Заинтересованное лицо - опекун несовершеннолетних Белякова В.Б. в судебное заседание не явилась, также в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие, требования прокурора поддержала.
Выслушав прокурора, выяснив мнение других участвующих в деле лиц по существу требований, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что они обоснованы и подлежат полному удовлетворению.
Изложенные прокурором обстоятельства подтверждаются исследованными материалами дела(л.д. 6-47) и никем не оспариваются, суд находит их установленными, в связи с чем признание представителем администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района требований прокурора не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц и поэтому судом принимается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Чухломского района Костромской области удовлетворить полностью.
Признать бездействие администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области в части непринятия мер по обследованию в порядке, предусмотренном «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, жилого помещения закрепленного за несовершеннолетними из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ФИО1, ФИО2, ФИО3, расположенного по адресу: ... незаконным, и обязать её устранить допущенное нарушение в срок до 25 февраля 2010 года.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Костромской областной суд через Чухломский районный суд.
Судья: Андриянов А.Н.