Гражданское дело об оспаривании бездействия в части организации медобслуживания



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. Чухлома 19 февраля 2010 года.

Чухломский районный суд Костромской области в составе: единолично судьи А.Н. Андриянова,

при секретаре В.Н. Фахрутдиновой,

с участием:

прокурора Е.А. Морева,

представителя Администрации Чухломского муниципального района Костромской области Е.Б. Осиповой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям прокурора Чухломского района об оспаривании бездействия администрации Чухломского муниципального района Костромской области в части организации медицинского обслуживания учащихся ...

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чухломского района Костромской области, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с пятью отдельными заявлениями, в которых потребовал:

1. Признать бездействие администрации Чухломского муниципального района в части организации медицинского обслуживания и вакцинации учащихся ... в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года №44 незаконными.

2. Обязать администрацию Чухломского муниципального района устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации образовательного процесса в ... Для чего обеспечить финансирование и проведение необходимых организационно-хозяйственных мероприятий для оборудования в зданиях этих учебных заведений помещения для медицинского обслуживания и вакцинации, учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами.

При этом просил установить срок исполнения возложенной обязанности в отношении ... до 11 января 2011 года, а в отношении ... до 11 июля 2011 года. ...

В порядке подготовки дел к судебному разбирательству все заявления были объединены судьёй в одно производство(л.д.93).

Требования обоснованы следующим.

В соответствии с планом работы прокуратурой Чухломского района проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ...

При этом выявлены ряд нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ (с изм. и доп.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ (с изм. и доп.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает обязанности юридического лица в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В ходе проверки образовательного учреждения установлено, что в перечисленных школах ... не созданы надлежащие условия для медицинского обслуживания учащихся. Отсутствует соответствующий установленным санитарным нормам медицинский пункт для медицинского обслуживания учащихся. Медицинские осмотры, вакцинация учащихся проводятся в зданиях соответствующих сельских фельдшерско-акушерских пунктов МУЗ Чухломская ЦРБ или в помещениях этих школ не приспособленных для этих целей.

Поскольку указанные нарушения оказывают негативное влияние на процесс обучения и обстановку по заболеваемости в населенном пункте ставится под угрозу жизнь и здоровье учащихся, педагогического состава, родителей и иных лиц.

Отсутствие медицинского кабинета оборудованного в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также не предоставление необходимого комплекса медицинской помощи противоречит положениям действующего законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ (с изм. и доп.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В силу ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

«Санитарно-эпидемиологическими правилами. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.1178-02», утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года №44 (далее - СанПин 2.4.2.1178-02) предусмотрены требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.

Указанные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно - гигиенические требования к:

- зданию общеобразовательного учреждения;

- оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;

- помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;

- организации медицинского обслуживания обучающихся и т.д.

В соответствии с п.2.3.22. СанПин 2.4.2.1178-02 медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв. м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв. м; кабинет психолога, площадью 10 кв. м. При медпункте оборудуется самостоятельный санузел. Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дается в Приложении 1 (обязательное).

Согласно п.п. 2.8.1., 2.8.5. СанПин 2.4.2.1178-02 при размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений, в том числе, медпункт или помещение для медицинского обеспечения. Площади помещений определяются в каждом конкретном случае, исходя из направления общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества классов, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора.

При этом медицинский пункт должен располагаться на первом этаже и включать кабинет врача и процедурную.

В силу п.1.3. «Санитарно-эпидемиологических правил «Обеспечение иммунизации» СП 3.3.2342-08», утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 03.03.2008 года №15 (далее - СП 3.3.2342-08) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п.3.1. СП 3.3.2342-08 профилактические прививки проводятся в государственных, муниципальных или частных организациях здравоохранения, в том числе в медицинских кабинетах организаций общего, образования. Безопасность иммунизации обеспечивает руководитель организации.

В соответствии с п. 3.7. СП 3.3.2342-08 плановая иммунизация детей и взрослых предусматривает введение вакцин в определенной последовательности в установленные сроки. Совокупность этих сведений составляет Национальный календарь профилактических прививок.

В соответствии с п.3.27. СП 3.3.2342-08 предусмотрено, что детям, посещающим школы, профилактические прививки проводят в медицинских кабинетах, оснащенных необходимым оборудованием и материалами в соответствии с установленными требованиями.

Факт отсутствия в ... помещения для медицинского обслуживания, соответствующего указанным выше требованиям законодательства подтверждается: объяснениями директоров этих учебных заведений, информацией отдела образования администрации Чухломского муниципального района, объяснением главного врача МУЗ Чухломская ЦРБ.

Из объяснений директоров следует, что в зданиях этих учебных заведений медицинский кабинет отсутствует. Иммунизация несовершеннолетних учащихся проводится в сельских ФАПах МУЗ Чухломская ЦРБ, медицинские осмотры учащихся проводятся врачами МУЗ Чухломская ЦРБ в неприспособленных помещениях (классных кабинетах) образовательного учреждения.

Отсутствие соответствующего санитарным требованиям медицинского кабинета в этих учебных заведениях является неблагоприятным фактором, оказывающим негативное влияние на процесс обучения и на обстановку по заболеваемости соответственно сельских поселениях, на территории которых расположены школы.

В соответствии с Уставами ... их учредителем является администрация Чухломского муниципального района Костромской области. Финансирование деятельности каждого образовательного учреждения осуществляется из бюджета Чухломского муниципального района Костромской области. В связи, с чем самостоятельно устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства ни одно из перечисленных образовательное учреждение не может.

В деятельности администрации Чухломского муниципального района, являющегося учредителем ..., имеют место грубые нарушения требований Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона РФ «Об образовании».

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1, 4 ч.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, условия для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в ...», не созданы.

Согласно ст.11 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 года №5487-1) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи (ст.17 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»).

Статьей 24 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» предусмотрено, что в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

Таким образом, нарушено право учащихся образовательных учреждений на получение образования в условиях гарантирующих охрану и укрепление здоровья несовершеннолетних, предусмотренное ст.41 Конституции РФ, а также действующим законодательством об охране здоровья граждан и образовании.

В указанных обстоятельствах в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор выступает в защиту прав и интересов не только учащихся образовательного учреждения и их родителей (законных представителей), но также несовершеннолетних (их законных представителей), которые приобретут статус учащихся в будущем, круг которых в настоящее время определен быть не может. Кроме того, по причине отсутствия медицинского кабинета, соответствующего указанным выше санитарным требованиям, медицинское обслуживание и вакцинация учащихся осуществляется не в здании учреждения, а в здании фельдшерско-акушерского пункта районной больницы, что в свою очередь является неблагоприятным фактором, оказывающим негативное влияние на обстановку в соответствующем сельском поселении по заболеваемости. Круг лиц, права которых нарушаются в результате ухудшения обстановки по заболеваемости в населенном пункте также определен быть не может.

Несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства также может стать препятствием для своевременного получения заключения Роспотребнадзора при очередном лицензировании образовательного учреждения на право осуществления образовательной деятельности.

В судебном заседании прокурор заявленные требования уменьшил в части срока, потребовав установить его в отношении каждой школы до 11 июля 2011 года, в остальной части заявленные требования оставил без изменения, поддержав их по изложенным в заявлениях основаниям.

Представитель администрации Чухломского муниципального района Осипова Е.Б., изложенные прокурором в заявлениях обстоятельства не оспаривала, их подтвердила. При этом против удовлетворения заявленных прокурором требований возражала по тем основаниям, что школы располагаются в приспособленных зданиях, построенных еще в советский период, оснастить перечисленные учебные заведения медицинскими кабинетами в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства не представляется возможным из-за отсутствия у администрации района необходимых финансовых средств, свободных помещений в школах для оборудования медицинских кабинетов нет. Эти школы являются малокомплектными с численностью менее 50 человек и в этой связи в 2008 году от главного госсанврача в Галичском, Антроповском, Парфеньевском, Буйском и Солигаличском районе было получено письмо, согласно которому отсутствие медицинского пункта в малокомплектных школах численностью менее 50 человек может быть допущено при отсутствии свободных помещений, которые могут быть переоборудованы под медицинский кабинет и при размещении фельдшерско-акушерских пунктов в одном здании с образовательным учреждением или его нахождении не более 500 метров от школы в одном населённом пункте. Эти положения письма в отношении данных учебных заведений соблюдаются.

Представители ... в судебное заседание не явились, свое мнение по заявленным требованиям не сообщили.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Прокурором обоснованно сделана ссылка на вышеприведённые положения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации учебного процесса в учебных заведениях среднего образования, согласно которым каждая школа должна иметь собственный медицинский кабинет или обособленное помещение для медицинского обеспечения располагающиеся в здании школы, что собственно влечёт за собой надлежащее медицинское обслуживание, вакцинацию учащихся.

При этом данное положение закона подразумевает его неукоснительное соблюдение органами местного самоуправления, в частности администрацией Чухломского муниципального района Костромской области, являющегося Учредителем этих учебных заведений, независимо от количества обучающихся в них лиц и наличия поблизости сельского фельдшерско-акушерского пункта.

Прокурором не оспаривается и подтверждено, что учебные заведения располагаются в приспособленных зданиях, что в силу п.п. 2.8.1., 2.8.5. СанПин 2.4.2.1178-02 позволяет достаточным иметь хотя бы обязательный набор помещений, в том числе, медпункт или помещение для медицинского обеспечения. Площади помещений определяются в каждом конкретном случае, исходя из направления общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества классов, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора.

Представитель администрации признала, что к настоящему времени ни одно из учебных заведений не имеет собственного медицинского кабинета или помещения для медицинского обеспечения. Как таковых мероприятий направленных на устранение этого недостатка со стороны администрации не сделано. Это также подтверждается объяснениями директоров школ, данных в ходе прокурорской проверки, справками о расходовании денежных средств и существующем порядке медицинского обслуживания учеников, объяснением главврача Чухломской ЦРБ, ответом районного отдела образования, заключенными между школами и Чухломской ЦРБ договорами на медицинское обслуживание учащихся, ...

Ссылка представителя администрации на письмо госсанврача в Галичском, Антроповском, Парфеньевском, Буйском и Солигаличском районах Князевой Т.Б., копия которого была представлена в судебное заседание и была судом обозрена, является не состоятельной.

Изложенные в этом письме правила, при которых допускается отсутствие медицинского кабинета в малокомплектных школах с численностью учащихся менее 50 человек при отсутствии свободных помещений, которые могут быть переоборудованы под медицинский кабинет и при размещении фельдшерско-акушерских пунктов в одном здании с образовательным учреждением или его нахождении не более 500 метров от школы в одном населённом пункте, противоречат действующему законодательству и не подменяет изложенные в нём требования.

Отсутствие необходимых финансовых средств на организацию медицинских кабинетов в учебных заведениях Чухломского муниципального района само по себе не освобождает администрацию района от соблюдения требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства в этой части и во внимание быть принято не может.

Анализируя сложившуюся ситуацию суд приходит к выводу о том, что районная администрация должного внимания к соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части организации в перечисленных учебных заведениях собственного медицинского кабинета или помещения для медицинского обеспечения не уделяет на протяжении длительного времени со дня введения в действие новых требований СанПиН

При всех этих обстоятельствах не имеется каких-либо оснований считать бездействие администрации района при решении означенного вопроса законным, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора удовлетворить.

Признать бездействие администрации Чухломского муниципального района в части организации медицинского обслуживания и вакцинации учащихся ..., в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года №44 незаконными.

Обязать администрацию Чухломского муниципального района устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации образовательного процесса в ... Для чего в срок до 11 июля 2011 года обеспечить финансирование и проведение необходимых организационно-хозяйственных мероприятий для оборудования в зданиях этих учебных заведений помещения для медицинского обслуживания и вакцинации учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в кассационном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение 10 дней.

Судья: А.Н. Андриянов.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200