Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чухлома 25 января 2010 года.
Чухломский районный суд Костромской области в составе единолично судьи Андриянова А.Н.,
при секретаре Сергеевой Е.А.,
с участием прокурора Морева Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чухломского района Костромской области к администрации городского поселения г. Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области о возложении обязанности организовать сбор, вывоз с территории городского поселения мусора и его хранении в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чухломского района, действуя в порядке, предусмотренном ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском требуя обязать ответчика администрацию городского поселения г. Чухлома Чухломского муниципального района в срок до 1 июля 2010 года, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории городского поселения г.Чухлома в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, а именно разработать генеральную схему очистки населенных пунктов городского поселения г.Чухлома в соответствии с которой производить сбор и вывоз ТБО; осуществлять вывоз ТБО на специализированный полигон для их хранения. В случае самостоятельного использования для хранения ТБО территорию городского полигона (свалки) в районе ..., расположенной в двух 2 км. от ... обеспечить соблюдение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе получить разрешительные документы, определяющие ее статус как полигон твердых бытовых отходов; разработать регламент и режим работы полигона, инструкцию по приему бытовых отходов; обеспечить контроль за составом поступающих отходов и технологический цикл по изоляции отходов; оборудовать хозяйственную зону, которую забетонировать и заасфальтировать, сделать на ней освещение, поставить легкое ограждение; по периметру всей территории полигона установить легкое ограждение; принять необходимые меры по недопущению самовозгорания ТБО, проводить радиационный контроль, разработать проектную документацию на эксплуатацию, рекультивацию, проведение мониторинговых наблюдений за грунтовыми, поверхностными водами, атмосферным воздухом, почвами (программу (план) производственного контроля), разработать и соблюдать санитарно-защитную зону полигона (свалки); производить рекультивацию полигона (свалки)
Исковые требования мотивированы следующим.
Прокуратурой Чухломского района в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды в части организации деятельности по обращению с отходами производства и потребления на территории Чухломского муниципального района.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.09.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологии с учетом экономических и социальных факторов;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствии воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что администрацией городского поселения г.Чухлома Чухломского муниципального района сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическим требованиями не организован.
В силу ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.09.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об Охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пункт 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений также относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Администрация городского поселения г.Чухлома осуществляет свою деятельность на основании Устава Муниципального образования - городское поселение г.Чухлома (далее Устав), который содержит аналогичные положения. В соответствии со ст.7 Устава к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ст.4 Закона Костромской области от 24.04.2008 года №304-4-ЗКО «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области» обязанности по организации и (или) производству работ по содержанию и обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения при эксплуатации свалок и полигонов возлагаются на хозяйствующие субъекты и органы местного самоуправления муниципальных образований.
Вышеуказанная деятельность в сфере обращения с бытовыми отходами проводится администрацией городского поселения г.Чухлома с нарушением требований действующего законодательства РФ.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, своевременно информировать население, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания (окружающей среды) и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии со ст.6 Закона Костромской области от 24.04.2008 г №304-4-ЗКО «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области» периодичность удаления отходов определяется в соответствии с генеральной схемой очистки территории муниципального образования по графикам, составленным с учетом численности населения, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов, согласованными с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора с соблюдением ряда обязательных требований. Аналогичные требования закреплены в ст. 5 Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского поселения г.Чухлома Чухломского муниципального района, утвержденных Решением Совета депутатов городского поселения г.Чухлома №201 от 29.06.2009 года.
Указанные требования закона администрацией городского поселения г.Чухлома в ходе сбора и хранения отходов производства и потребления на полигоне (свалке... не выполняются.
Так администрацией поселения сбор и вывоз отходов надлежащим образом не организован, а именно сбор и вывоз отходов осуществляется ООО «...» только с 30 улиц города Чухлома, в остальной части города сбор и вывоз отходов проводится населением самостоятельно, а также по договорам с индивидуальными предпринимателями и физическим лицами, имеющими в своем распоряжении технику. Вывоз отходов осуществляется на полигон (свалку), расположенный на территории городского поселения ... в районе ... на расстоянии 2 км. от .... Территория свалки непосредственно прилегает к дороге .... Данная площадка не имеет разрешительных и иных правоустанавливающих документов, определяющих ее статус как полигон твердых бытовых отходов. Организация ввоза и размещения отходов осуществляется с нарушением требований действующего законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе площадка не огорожена и не оканавлена, контроль принимаемых отходов не ведется, мероприятия по предупреждению возгорания отходов и мусора не проводятся. Данные факты подтверждаются актом проверки полигона (свалки) бытовых отходов от Дата обезличена и объяснениями заместителя главы городского поселения г.Чухлома.
Отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Согласно ч.б ст.2 Федерального закона от 10.09.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Регулирование правоотношений в области обращения с отходами производства и потребления также определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, в том числе Санитарными правилами 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года №16 (далее СП 2.1.7.1038-01), Санитарными правилами 1.1.7.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 года №8 (далее СП 1.1.7.1058-01).
Согласно п. 1.2. СП 2.1.7.1038-01 требования правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.
Согласно п.п. 2.2. -2.4., 3.4.-3.7., 4.1., 4.2., 4.4., 5.1., 5.З., 5.6., 5.7., п.6., 7.1., 7.2., 8.3.-8.6. Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов» организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов; полигон должен состоять из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов (хозяйственная зона); территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение; по периметру всей территории полигона ТБО также устраивается легкое ограждение; складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов; основание пол размещение отходов должно удовлетворять требованиям установленного порядка по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов; должны приниматься меры по недопущению самовозгорания ТБО, разрабатываться специальные программы производственного контроля за эксплуатацией ТБО, обеспечивающие в том числе возвращение данной территории в состояние, пригодное хозяйственного использования, производится рекультивация территории, где размещено ТБО и т.д.
В нарушение указанных требований площадка хранения твердых бытовых отходов, расположенная в районе ... на расстоянии 2 км. от ... возле автодороги ... не отвечает санитарным нормам и правилам: программа производственного контроля не разработана, радиационный контроль не ведется, проектная документация на эксплуатацию, рекультивацию, проведение мониторинговых наблюдения за грунтовыми, поверхностными водами, атмосферным воздухом, почвой и т.д. не разработана, санитарно-защитная зона свалки отсутствует; по периметру свалки легкое ограждение отсутствует и т.д.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.39 Федерального закона от 10.09.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, а также обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение отходов производства и потребления рассматривается как негативное воздействие на окружающую среду. При этом согласно ст.1 вышеуказанного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Несоблюдение установленных требований законодательства при размещении и ином обращении с отходами, нарушает гарантированные ст.42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ).
Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Одним из таких прав, установленных ст.42 Конституции РФ, является право каждого на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
Непринятие мер по обеспечению благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории городского поселения со стороны администрации городского поселения г.Чухлома нарушает требования действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку поселения, что в свою очередь негативно влияет на состояние окружающей природной среды, создает угрозу здоровью населения, может явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания среди людей и животных. Тем самым нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил, исключив из их формулировки случай самостоятельного использования для хранения ТБО территорию полигона (свалки) в районе ..., расположенной в 2 км. от ... возле автодороги ..., поскольку требования в этой части излишни, они охватывают в том числе и вариант использования указанной свалки, к эксплуатации которой применяются те же самые требования закона. В остальном заявленные требования им были поддержаны по основаниям, изложенным в исковом заявлении
Представитель ответчика ... Андреев Н.И. в судебное заседание не явился, представив письменное заявление в котором исковые требования прокурора признал и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Признание представителем ответчика иска в данном конкретном случае не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц и судом принимается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Чухломского района Костромской области к администрации городского поселения г. Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения г. Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области в срок до 01 июля 2010 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории городского поселения г.Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, разработать генеральную схему очистки территории городского поселения г.Чухлома, в соответствии с которой производить сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов, осуществлять вывоз твёрдых бытовых отходов на специализированный полигон для их хранения.
Взыскать с администрации городского поселения г. Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области в доход бюджета Чухломского муниципального района Костромской области государственную пошлину в размере ... рублей
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Костромской областной суд, через Чухломский районный суд.
Судья: Андриянов А.Н.