Решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский капитал



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Чухлома «06» апреля 2010 г.

Чухломский районный суд Костромской области в составе единолично судьи Шинкаря И.А.,

при секретаре Мирохановой О.В.,

с участием:

прокурора прокуратуры Чухломского района Григорьева Н.Н.,

истицы Климаченковой В.М.,

представителей ответчика ГУ - ОПФ РФ по Чухломскому району Костромской области Толоконниковой Ж.В. и Меньшиковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чухломского района в интересах Климаченковой В.М. к Государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по Чухломскому району Костромской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чухломского района обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Климаченковой В.М. к ГУ-Отделу Пенсионного фонда РФ по Чухломскому району о признании незаконным решения от Дата обезличена Номер обезличен об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребёнка и обязании ГУ-Отдела Пенсионного фонда РФ по Чухломскому району выдать Климаченковой В.М. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Свои требования истец мотивировал тем, что Климаченкова В.М. Дата обезличена родила ребёнка К.С.М., которая умерла в тот же день. Дата обезличена Климаченкова В.М. родила второго ребенка - К.К.М., в связи, с чем обратилась к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал. Отказ был мотивирован отсутствием свидетельства о рождении первого родившегося ребенка К.С., вместо которого была представлена справка о рождении по форме №26. Данное решение ответчика прокурор считает незаконным.

В судебном заседании истица Климаченкова В.М. исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным прокурором основаниям, из ее дополнительных пояснений следует, что у первого ребенка была врожденная пневмония. Ребенок скончался через шесть часов после родов в реанимации, это было вызвано тем, что он захлебнулся зелеными водами. Умышленных действий со стороны Климаченковой В.М., вызвавших смерть ребенка не имелось.

Представители ответчика ГУ-Отдела Пенсионного фонда по Чухломскому району Толоконникова Ж.В. и Меньшикова Е.А. иск не признали, суду пояснили, что в соответствии с пунктом 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдаче сертификата, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 873, п.п. 8 п. 2 ст. 4 Закона РФ от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» к заявлению, в качестве документа, подтверждающего рождение детей необходимо предъявление заявителем копии свидетельств об их рождении, п. 6 ст. 3 отмечено, что право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшие у ребенка (детей в равных долях), прекращается в случае его смерти или объявления его умершим. Порядок реализации названного закона также подтверждает факт государственной поддержки семей имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Как следует из названия закона и его цели, закрепленной в преамбуле, дополнительные меры к уже установленным законодательством РФ мерам государственной поддержки семей, предоставляются семьям, имеющим детей. Словосочетание «Имеющим детей», используемое в законе, означает: во-первых, что детей должно быть не менее двух, о чем свидетельствует множественное число, использованное законодателем, и, во-вторых, что семья должна иметь детей, то есть слово «иметь» следует понимать в значении, что дети должны быть живы на дату обращения за выдачей сертификата на материнский (семейный) капитал. Климаченкова В.М. на день подачи заявления в Пенсионный фонд имела только одного ребенка - К.К.М., Дата обезличена года рождения. Кроме того, согласно ст. 47 ГК РФ и ст.ст. 3, 6 и гл. 2 ФЗ от 15.11.1997 года № 143 - ФЗ «Об актах гражданского состояния» документом, подтверждающим факт рождения, является свидетельство о рождении. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона № 256-ФЗ в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Согласно п.п. 8 п. 2 ст. 4 Закона в названном регистре должна содержаться информация (сведения) о детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельства о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство). В рассматриваемом случае на основании приведенной нормы закона и в связи со смертью ребенка в этот же день после его рождения, свидетельство о рождении К.С. ее матери Климаченковой В.М. не выдавалось. По этой причине требуемые законом сведения не могут быть указаны в регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. В связи с этим, Отделом Пенсионного фонда РФ по Чухломскому району было вынесено решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Климаченковой В.М.. В случае предоставления Климаченковой В.М. в отдел Пенсионного фонда свидетельства о рождении первого ребенка, ей был бы выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Выслушав стороны, изучив представленные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Климаченкова В.М. родила двоих детей: К.К.М., Дата обезличена и К.С.М. Дата обезличена, умершую Дата обезличена.

Решением руководителя территориального органа ПФР по Чухломскому району Номер обезличен от Дата обезличена Климаченковой В.М. было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал по причине - отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки п.п. 1, п.6, ст. 5 ФЗ №256 от 29.12.2006 г. и как следует из пояснений представителей ответчиков в связи с тем, что заявительницей при подаче соответствующего заявления в подтверждение факта рождения двух детей было представлено одно свидетельство о рождении ребенка и справка о рождении ребенка умершего на первой неделе жизни.

Указанное решение суд считает незаконным по следующим основаниям:

В соответствии с п.1 ч.1 ст.3 ФЗ от 29.12.2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

- женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

Согласно п.3 Правил (далее Правила) подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 873, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации. Право на получение сертификата имеет женщина, родившая (усыновившая) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.

В соответствии с п.2 Правил сертификат является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

Согласно п.4 Правил лица, имеющие право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата по форме согласно приложению со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 5 настоящих Правил.

Пункт 5 Правил устанавливает, что одним из таких документов являются документы, подтверждающие рождение детей.

В соответствии с п. «а» ст.11 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство РФ приобретается по рождению ребенка.

Согласно свидетельству о рождении I-ГО Номер обезличен от Дата обезличена, выданного отделом ЗАГС ... Климаченкова В.М. является матерью К.К.М., Дата обезличена.

Судом также установлено, что Климаченкова В.М. Дата обезличена родила первого ребенка - К.С.М.. Данный факт подтверждается справкой о рождении Номер обезличен от Дата обезличена. Ребенок скончался на первой неделе жизни Дата обезличена, согласно свидетельству о смерти I-ГО Номер обезличен от Дата обезличена, выданного отделом ЗАГС ....

В соответствии с ч.4 ст.5 ФЗ РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», при рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра.

Материалами дела подтверждено, что Климаченкова В.М. родила ребенка в медицинском учреждении, который умер на первой неделе жизни по независящим от матери обстоятельствам. Суду не представлено каких-либо сведений, свидетельствующих о совершении умышленных противоправных действий истицей в отношении своего умершего ребенка.

В соответствии с п.п. 1 и 4 ст.47 Гражданского кодекса РФ такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть гражданина, подлежат государственной регистрации. При этом порядок регистрации этих актов определяется законом «Об актах гражданского состояния».

Согласно с ч.2 ст.6 и ч.2 ст.20 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

При этом в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.

На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни, по форме №26, утвержденной Постановлением Правительства РФ «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния».

Согласно ч.1 ст.22 ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 года одним из сведений, которые подлежат внесению в запись акта о рождении, являются сведения о документе, подтверждающем факт рождения ребенка, то есть справка о рождении, выдаваемая медицинским учреждением.

В соответствии с п.7 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал основаниями к отказу в выдаче сертификата являются: отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", предоставление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки, прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

Таких оснований судом не установлено.

Отказ Климаченковой В.М. в выдаче государственного сертификата на материнский капитал был основан на то, что вместо свидетельства о рождении на первого ребенка К.С. предоставлена справка о ее рождении по форме № 26.

Действительно, в соответствии с п.п.8 п.2 ст.4 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 года и п.14 Заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, являющегося приложением к Правилам от 30.12.2006 года указано, что в качестве документа для целей предоставления дополнительных мер государственной поддержки выступает свидетельство о рождении.

При этом ст.4 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 года указывает на то, что регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в виде сведений о детях, в числе которых указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения, гражданство.

Из приведенных норм законодательства следует, что правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей, в том числе второго.

Что касается регистрации рождения первого ребенка, то такая регистрация, в отношении ребенка, умершего на первой неделе жизни, может быть не произведена и в этом случае на основании составленных записей о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка.

Суд не согласен с доводами представителей ответчика о том, что право на дополнительные меры государственной поддержки имеют семьи, имеющие детей, из которого ответчик делает вывод о том, что к моменту обращения за выдачей сертификата на материнский капитал женщина должна иметь двоих живых детей и предоставить в Пенсионный орган два свидетельства о рождении детей, реквизиты которых вносятся в федеральный регистр данных.

Действительно, из названия и преамбулы ФЗ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" следует, что настоящим законом установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

При этом, в названии и преамбуле не указано, что нормы закона распространяются только на семьи, в которых фактически воспитывается двое и более детей.

В соответствии с п.1 и 7 ч.3 указанного Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины со дня рождения второго ребенка или последующих детей, начиная с 01.01.07 года, независимо от периода времени, прошедшего от даты рождения предыдущего ребенка.

В ч.6 ст.5 Закона указаны основания для отказа в удовлетворении заявления на выдачу сертификата на материнский капитал, среди этих оснований отсутствует такое, как смерть одного из рожденных (усыновленных) детей.

Из приведенных норм закона следует, что законодательство о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, имеет целью не только поддержать семьи, имеющие детей, но и стимулировать рождение женщиной двоих и более детей дли решения демографической проблемы в стране. Поэтому право на получение сертификата на материнский капитал связано не с фактическим уходом за двумя и более детьми, а с рождением двух и более детей.

Поэтому то обстоятельство, что один из рожденных детей умер, причем независимо на какой неделе жизни, не является основанием для отказа в выдаче сертификата.

Как пояснили в судебном заседании представители ответчика, если бы ребенок истицы скончался на второй неделе жизни, и было бы выдано свидетельство о рождении, то пенсионный орган принял бы положительное решение о выдаче сертификата на материнский капитал.

Из анализа всех приведенных норм, суд считает, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего или последующих детей, такой факт материалами дела подтвержден: истица имеет справку формы № 26 о рождении ребенка, заменяющую свидетельство о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни (поскольку такая справка выдается лишь в случаях смерти ребенка в перинатальный период 168 часов с момента рождения), реквизиты указанной справки могут быть занесены в федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Таким образом, Климаченкова В.М. имеет право на выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Чухломского района Костромской области и Климаченковой В.М. к ГУ-Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Чухломскому району Костромской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и обязании ГУ-Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Чухломскому району Костромской области выдать Климаченковой В.М. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал удовлетворить.

Признать решение ГУ-Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Чухломскому району Костромской области Номер обезличен от Дата обезличена об отказе в выдаче Климаченковой В.М. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным.

Обязать ГУ-Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Чухломскому району Костромской области выдать Климаченковой В.М., Дата обезличена года рождения, уроженке ..., имеющей страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) Номер обезличен, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка.

Взыскать с ГУ-Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Чухломскому району Костромской области государственную пошлину за рассмотрение дела в доход бюджета Чухломского муниципального района Костромской области в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья: Шинкарь И.А.