Дело 2-46/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чухлома «17» марта 2010 г.
Чухломский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Шинкаря И.А.
с участием прокурора прокуратуры Чухломского района Морева Е.А.,
при секретаре Мирохановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чухломского района к администрации Чухломского муниципального района Костромской области и администрации Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйного склада хранения пестицидов и агрохимикатов, расположенного на территории Шартановского сельского поселения, учреждением юстиции государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чухломского района обратился в суд с иском в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду об обязании администрации Чухломского муниципального района и администрацию Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области принять меры по постановке на учет бесхозяйного склада хранения пестицидов и агрохимикатов, расположенного на расстоянии ... метров от ..., учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Чухломского района совместно с Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере организации деятельности по обращению с пестицидами и агрохимикатами на территории Чухломского муниципального района. В ходе проверки установлено, что на территории Шартановского сельского поселения на расстоянии ... метров от жилых домов ... находится склад пестицидов (ядохимикатов) и агрохимикатов. Согласно данным органов местного самоуправления, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской области, вышеуказанный склад ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплен, в настоящий момент за состоянием и сохранностью склада никто не следит. До настоящего времени администрацией Чухломского муниципального района и администрацией Шартановского сельского поселения вышеуказанные мероприятия не проведены, собственник вышеуказанного склада до настоящего времени не определен (отсутствует). Склад для хранения ядохимикатов (пестицидов) находится на расстоянии ... метров от ... и на расстоянии ... метров от .... В складе находятся ядохимикаты (пестициды), пришедшие в негодность и подлежащие утилизации. ... В результате неправильного хранения агрохимикатов и ядохимикатов создается реальная угроза причинения существенного вреда почвенной флоре и фауне. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. К вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование склада пестицидов и агрохмикатов с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций возложена на органы местного самоуправления нормами Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В настоящее время у данного склада хранения ядохимикатов отсутствует собственник или иной владелец. Следствием бесхозяйности склада агрохимикатов и пестицидов (ядохимикатов) стало его неудовлетворительное состояние. Бездействие администрации Чухломского муниципального района администрации Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района способствует дальнейшему ухудшению устройства санитарного состояния и оборудования склада пестицидов и агрохимикатов. В результате бездействия органов местного самоуправления создается угроза окружающей природной среде, жизни и здоровью человека. Бездействием органов местного самоуправления Чухломского муниципального района, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции Российской Федерации, а также право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, закрепленное в ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года №68 - ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде, согласно ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. Непринятие мер по обеспечению благоприятной окружающей среды и экологической безопасности органами местного самоуправления Чухломского муниципального района нарушает требования действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку поселения, что в свою очередь негативно влияет на состояние окружающей природной среды, создает угрозу здоровью населения. Тем самым нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц. Бездействие администрации Чухломского муниципального района администрации Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района по определению собственника склада хранения пестицидов и агрохимикатов и принятию мер по постановке бесхозяйного склада на учет в соответствии со ст.225 ГПК РФ оспаривается в порядке гражданского судопроизводства.
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просит исключить из числа ответчиков администрацию Чухломского муниципального района Костромской области, а в остальной части исковые требования поддержал полностью, по изложенным в иске основаниям. Из дополнительных пояснений прокурора следует, что склад уже длительное время является бесхозяйным, им никто не пользовался и ядохимикатами, которые в нем находятся. Данные ядохимикаты представляют угрозу экологической безопасности. Ни одно из предприятий, оставшихся от совхоза «...» складом не пользовалось.
Определением суда администрация Чухломского муниципального района Костромской области была освобождена от участия в деле в качестве ответчика и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
Ответчик - администрации Шартановского сельского поселения - в судебное заседание не явилась, в телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования прокурора признала. Из пояснений ответчика следует, что о данном складе администрация поселения узнала в 2006 г., после проверки проведенной Россельхознадзором. Склад строил и использовал совхоз «...», который применял ядохимикаты в растениеводстве. Склад заброшен, за ним никто не ухаживает, СПК «Шартановский» более пяти лет никакой хозяйственной деятельности не ведет, только числится на бумаге.
Суд принимает признание иска ответчиком, т.к. это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Третье лицо - СПК «Шанс» - в судебное заседание не явилось, в заявлении просило рассмотреть дело в его отсутствие, из пояснений конкурсного управляющего СПК «Шанс» Мольковой Л.И. следует, что решением Арбитражного суда Костромской области от Дата обезличена СПК «...» признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства. О договоре от Дата обезличена между администрацией Чухломского муниципального района Костромской области и СПК «Шанс» о передаче ядохимикатов на ответственное хранение ничего пояснить не может, ей данный договор не передавался.
Третье лицо - СПК «Шартановский» - в судебное заседание не явилось, в заявлении просило рассмотреть дело без его участия, кроме этого из заявления председателя следует, что спорный склад на балансе СПК «Шартановский» не состоял и не эксплуатировался.
Третье лицо - Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской области (Россельхознадзор) - в судебное заседание не явилось, в телефонограмме просило рассмотреть дело без участия представителя, уточненные исковые требования поддерживает.
Третье лицо - администрация Чухломского муниципального района Костромской области - в судебное заседание не явилось, ранее в судебных заседаниях представитель высказался против удовлетворения иска. Считает, что вопрос о целесообразности принятия объекта в казну сельского поселения должен решать орган, управляющий муниципальным имуществом. Не исключает угрозы безопасности для населения и окружающей среды ненадлежащим хранением ядохимикатов, полагает, что в данном случае необходимо принять меры по надлежащему хранению ядохимикатов до их уничтожения. Вопрос о принятии бесхозного объекта в собственность ведет дополнительные затраты, и по инвентаризации в том числе. Собственник склада в СПК «Шартановский» в настоящее время не ликвидирован, он может претендовать на этот объект и затраты будут бессмысленными. Также он сомневается в том, является ли склад для хранения пестицидов и агрохимикатов недвижимым имуществом.
Заслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.09.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на
природную среду исходя из требований в области охраны окружающей
среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Из показаний свидетеля ФИО1, данных ею в судебном заседании следует, что ранее работала ... СПК «Шанс», который с Дата обезличена не ведет хозяйственной деятельности, в настоящее время проводится процедура банкротства. СПК «Шанс» правопреемником СПК «Шартановский» не являлся. На балансе СПК «Шанс» склад с ядохимикатами не состоял, он нигде не числился. В 2007 г. после проверки склада был составлен договор, в котором администрация Чухломского района передавала СПК «Шанс» на ответственное хранение ядохимикаты в складе. После этого на складе покрыли крышу рубероидом. С 1987 г. ФИО1 работала в совхозе «Шартановский» в должности .... На балансе совхоза склад не числился. ТОО «...» и последующие кооперативы склад и находящиеся в не ядохимикаты не использовали, на баланс не принимали. Склад был построен совхозом «...», который использовал ядохимикаты в растениеводстве, до его обнаружения Россельхознадзором в 2006 г. о нем никто не знал.
Из показаний свидетеля ФИО2, данных им в судебном заседании следует, что ... В конце 1960-х начале 1970-х годов склад построил совхоз «...» для хранения ядохимикатов. В 1970-е годы совхоз «...» использовал в своей деятельности ядохимикаты, но потом они стали не востребованы. С 1987 г. ядохимикаты и склад перестали использовать, склад стал ненужным. Склад на балансе не был, может был списан или не ставился вообще. Правопреемники совхоза - ТОО «...» и СПК «Шартановский» ядохимикаты и сам склад не использовали. Хранящиеся на складе ядохимикаты опасны, могут быть отравления, имеются ртутные препараты, их утилизация в Чухломском районе невозможно, требуется специальный полигон. Чухломский район включен в программу утилизации на 2013 год. Склад деревянный, сделан добротно, из старого дома или из сруба, в нем также имеется подсобка для хранения средств защиты (бинты, респираторы)
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В судебном заседании установлено, что спорный склад с ядохимикатами уже длительное время (более десяти лет) является бесхозяйным, а его собственник совхоз «...» еще до своей реорганизации в ТОО «...», а далее в СПК «Шартановский», которые являлись правопреемниками, фактически отказался от него за ненадобностью.
Данное обстоятельство подтвердили свидетели ФИО1, ФИО2. Данное обстоятельство не отрицалось ответчиком как в судебном заседании, так и в материалах дела, приложенных к иску (сообщение и справка от администрации Шартановского сельского поселениял.д. 14, 15). Из пояснений третьего лица СПК «Шартановский» следует, что склад данным предприятием не эксплуатировался и на балансе не состоял.
Согласно сообщения УФРС по Костромской области ... право собственности на данный склад не зарегистрировано. Документов о принадлежности склада ядохимикатов какому либо собственнику сторонами суду не представлено (...
Факт того, что склад с ядохимикатами является бесхозяйным подтверждается также и договором от Дата обезличена ... согласно которому администрация Чухломского муниципального района Костромской области передала СПК «Шанс» на ответственное хранение ядохимикаты, пришедшие в негодность. В противном случае имевшийся бы собственник склада должен был распоряжаться самостоятельно как самим складом, так и находящимися в нем ядохимикатами.
Согласно сообщения МИФНС №2 по Костромской области ... ТОО «...» и СПК «Шартановский» являлись правопреемниками совхоза «...» и по данным ЕГРН на учете СПК «Шартановский», а также и СПК «Шанс» недвижимого имущества не состояло.
Факт наличия склада на территории Шартановского сельского поселения и наличия в нем ядохимикатов, представляющих опасность 1 и 2 класса, как для окружающей среды, так и для человека и животных, подтверждается протоколом осмотра склада ... характеристикой ядохимикатов обнаруженных в нем ... сообщением Россельхознадзора в прокуратуру Чухломского района ... актом обнаружения склада и ядохимикатов инспектором Россельхознадзора от Дата обезличена ... Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей
регулируется Положением о принятии на учет бесхозных недвижимых
вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года
№580.
На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодека Российской Федерации. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, (п.п. 4,5 Положения).
Факт бездействия ответчика по принятию на учет спорного склада наблюдается с момента его обнаружения сотрудниками Россельхознадзора, т.е. с 2006 г.
В соответствии с п.п. 8, 23 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичные требования отражены и в п.п. 8, 23 ст. 7 Устава муниципального образования Шартановское сельское поселение Чухломского муниципального района костромской области л.д. 24-37).
Суд соглашается с мнением прокурора, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование склада пестицидов и агрохмикатов с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций возложена на органы местного самоуправления вышеуказанными нормами Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ст.19 Федерального закона от 19.07.1997 года №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение здоровью людей и окружающей среде.
Требования к организации хранения пестицидов и агрохимикатов также предусмотрены Правилами по хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов, утвержденные Минздравом Минсельхозпродом РФ 29.04.1999 г, «Санитарными правилами нормами «Гигиенические требования к хранению, применению транспортировке пестицидов и агрохимикатов. СанПин 1.2.1077-01 утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ 31.10.2001 года.
Статьей 10 Федерального закона с 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на органы местного самоуправления возложена обязанность управления в области охраны окружающей среды.
В соответствии с требованиями ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих городским и сельским поселениям и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии со ст.24 Федеральным законом РФ от 19.07.1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечивается гражданами и юридическим лицами.
В силу ч. 1 ст.34 Федерального закона от 10.09.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления. В соответствии со ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания (окружающей среды) и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Суд, на основе приведенных норм законодательства, также соглашается с мнением прокурора, что бездействием ответчика, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду гарантированные ст.42 Конституции Российской Федерации, а также право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, закрепленное в ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года №68 - ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Факт ненадлежащего хранения ядохимикатов (пестицидов и агрохимикатов) в складе, не соответствующего требованиям законодательства об охране окружающей среды и иными приведенными специальными требованиями подтвержден представленными к иску материалами дела и сторонами не оспаривался.
Довод третьего лица администрации Чухломского муниципального района Костромской области о том, что склад не является недвижимым имуществом суд признает несостоятельным.
В соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения. Поскольку данное сооружение возведено из деревянного сруба и его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, суд приходит к выводу, что склад для хранения пестицидов и агрохимикатов является недвижимым имуществом.
Довод третьего лица администрации Чухломского муниципального района Костромской области о том, что требования прокурора носят не исковых характер несостоятелен, поскольку требования связаны с принятием объекта недвижимости в собственность, т.е. имеется спор о праве.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекс Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Чухломского района к администрации Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Обязать администрацию Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области принять меры по постановке на учет бесхозяйного склада хранения пестицидов и агрохимикатов, расположенного на территории Шартановского сельского поселения на расстоянии ... метров от ..., учреждением юстиции государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Взыскать с администрации Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области в доход бюджета Чухломского муниципального района государственную пошлину в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Костромской областной суд, через Чухломский районный суд со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Шинкарь И.А.