Гражданское дело об обязании устранить нарушения по обеспечению пожарной безопасности



Дело №2-77/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чухлома «13» апреля 2010 г.

Чухломский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи И.А. Шинкаря,

с участием прокурора прокуратуры Чухломского района Н.Н. Григорьева,

главы администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области Л.Б. Бутариной,

заинтересованных лиц: директора МУК «...» Г.В. Вороновой, и.о. начальника ТО ГПН по Чухломскому муниципальному району Д.А. Сотникова,

при секретаре О.В. Мирохановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чухломского района о признании незаконным бездействия администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области и обязании ее устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности в МУК «...»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чухломского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области и обязании ее устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности в МУК «...», а именно:

- оборудовать здание МУК «...»
системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах;

- провести замеры сопротивлений электропроводов с составлением
соответствующего акта;

- оборудовать здание МУК «...»
автоматической пожарной сигнализацией;

- обеспечить помещение МУК ..., а так же
пути эвакуации в помещении МУК ... знаками
пожарной безопасности;

- оборудовать здание МУК «...»
планом-схемой эвакуации людей при пожаре;

произвести работы по демонтажу в здании МУК «...» отделки стен горючими материалами на путях эвакуации.

Свои требования обосновал тем, что в соответствии планом работы прокуратурой Чухломского района совместно с ТО ГПН по Чухломскому району была проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства РФ о пожарной безопасности в деятельности .... При этом выявлены указанные выше нарушения законодательства о пожарной безопасности. Муниципальное учреждение культуры «...» содержится за счет средств предоставляемых учредителем и самостоятельно устранить допущенные нарушения противопожарной безопасности не может. Финансирование на эти цели из бюджета Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области не производится. В соответствии с п.4.1. Устава МУК «...» финансовые средства учреждения образуются за счет:

- бюджетных ассигнований;

- доходов от платных форм культурной деятельности;

- добровольных пожертвований...;

- кредитов банков и других доходов и поступлений.

При этом п.4.3. Устава МУК «...» предусмотрено, что бюджетные ассигнования выделяются учреждению культуры, в том числе на содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы, оборудования, транспорта или затраты на их аренду; оснащение современными техническим средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающим безопасность фондов хранения и зданий; проведение капитального ремонта, а также другие затраты связанные с основной деятельностью учреждения культуры. Согласно смет бюджетного финансирования учреждения культуры на 2009-2010 г.г., утвержденных главой Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района, достаточных финансовых средств на устранение нарушений требований пожарной безопасности в деятельности МУК «...» не предусмотрено. Собственных средств у МУК «...» для устранения выявленных нарушений не достаточно. Так, согласно объяснениям директора МУК «...» за 2009 год учреждение заработало только ... рублей. К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры (ст.40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 года №3612-1, п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Статья 19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Обеспечение требований пожарной безопасности при организации работы муниципального учреждения культуры «...» надлежащим образом не осуществляется, что ущемляет права граждан Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района и создает угрозу их жизни. В соответствии со ст. 34 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Согласно ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации о культуре в Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

В судебном заседании прокурор поддержал свои требования в полном объеме по тем же основаниям, изложенным в заявлении, при этом уточнил, что указанные нарушения пожарной безопасности должны быть устранены в срок до 01.10.2010 г., который будет являться достаточным и разумным.

Глава администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области Л.Б. Бутарина в судебном заседании требования прокурора признала, о чем представила соответствующее заявление. Дополнительно пояснила, что указанные в заявлении нарушения имеют место быть, но для их полного устранения отсутствуют денежные средства. Администрация уже привлекалась к административной ответственности для нарушения правил пожарной безопасности. Денежные средства МУК «...» в том числе и для устранения нарушений пожарной безопасности выделяются из администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области.

Директор МУК «...» Г.В. Воронова в судебном заседании также требования прокурора признала, подтвердила сведения, изложенные главой администрации. Собственных средств у МУК «...» для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности не имеется.

И.о. начальника ТП ГПН по Чухломскому району Сотников Д.А. в судебном заседании поддержал требования прокурора, указанные нарушения до настоящего времени не устранены. Срок, указанный прокурором для устранения нарушений, является достаточным.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные с заявлением материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»:

- пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

- меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

- первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых» установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно ст. 3 ФЗ «О пожарной безопасности» к основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности отнесены органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом к основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности отнесена реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.

Согласно ст. 18 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится: организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность.

В соответствии со ст.ст. 1, 20 ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности отнесены стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 года №313 данные Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 11 Правил пожарной безопасности в РФ предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 4. Правил пожарной безопасности в РФ руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Статья 19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В соответствии со ст. 34 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации о культуре в Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

В соответствии со ст.37 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Указанные в заявлении прокурора нарушения требований пожарной безопасности подтверждаются актом проверки МУК «...» от Дата обезличена., проведенной с участием директора МУК «...» и начальника ТО ГПН по Чухломскому району, сторонами по делу не оспаривались.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ учредителем МУК «...» является администрация Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области.

Пунктом 1.1 Устава МУК «...» также определено, что учредителем является администрация Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области.

Пунктом 4.1. Устава определено, что МУК «...» финансируется за счет:

- бюджетных ассигнований;

- доходов от платных форм культурной деятельности;

- добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям;

- кредитов банков и иных кредитных учреждений;

- других доходов и поступлений в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 4.2 Устава предусмотрено выделение бюджетных ассигнований на содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы), оборудования, транспорта или затраты на их аренду.

Согласно представленных смет расходов МУК «...» на 2009, 2010 годы, главным распорядителем которого является администрация Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области, следует, что среди наименования расходов расходы по обеспечению требований пожарной безопасности отсутствуют.

Из пояснений главы администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области следует, что первая проверка по соблюдению требований пожарной безопасности в МУК «...» была проведена в декабре 2009 г., ранее проверок и претензий по пожарной безопасности не было. Вместе с тем Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) были утверждены приказом МЧС №313 18.06.2003 г. Пунктом 12 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131 от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения также отнесено создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры. Требования правил пожарной безопасности, которым необходимо было следовать в здании МУК «...», были известны администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области, однако за довольно продолжительный промежуток времени (6 лет) никаких действий не производилось.

Указанные обстоятельства дают основания суду полагать о наличии бездействия администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области по обеспечению требований пожарной безопасности в МУК «...».

Привлечение директора МУК «...» Вороновой Г.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ также доказывает обозначенный вывод суда.

Суд принимает признание иска ответчиком, т.к. это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Довод главы администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области об отсутствии финансовых средств для устранения нарушенных требований пожарной безопасности не может быть принят судом, как основание для невыполнения обязательных требований ППБ и не удовлетворения заявления. Законом данная причина освобождения от обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не предусмотрена.

В свою очередь со стороны администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области каких либо доводов или доказательств об отсутствии бездействия, либо обстоятельств, вызвавших данное бездействие в суд не представлено.

Из ч. 1 ст. 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В связи с этим суд на основе установленных обстоятельств, приходит к выводу, что заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.

Суд также полагает, что срок, заявленный прокурором для устранения нарушений с учетом их характера и количества, является достаточным и разумным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области по обеспечению требований пожарной безопасности в МУК «...» незаконным.

Обязать администрацию Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности в МУК «...» в срок до «01» октября 2010 г. и провести в нем необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния учреждения культуры в соответствие с законодательством РФ в ходе которых:

- оборудовать здание МУК «...»
системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах;

- провести замеры сопротивлений электропроводов с составлением
соответствующего акта;

- оборудовать здание МУК «...»
автоматической пожарной сигнализацией;

- обеспечить помещение МУК ..., а так же
пути эвакуации в помещении МУК ... знаками
пожарной безопасности;

- оборудовать здание МУК «...»
планом-схемой эвакуации людей при пожаре;

- произвести работы по демонтажу в здании МУК «...» отделки стен горючими материалами на путях эвакуации.

Взыскать с администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области в доход бюджета Чухломского муниципального района государственную пошлину в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Костромской областной суд, через Чухломский районный суд со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Шинкарь И.А.