Дело по иску об устранении нарушений законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения



Дело № 2-126/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. Чухлома 30 июля 2010 года.

Чухломский районный суд Костромской области в составе единолично судьи Андриянова А.Н.,

При секретаре Фахрутдиновой В.Н.,

С участием прокурора Шугайкина А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации городского поселения г. Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области об устранении нарушений законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения - плотины ...,

У С Т А Н О В И Л:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском, требуя возложить на Администрацию городского поселения г. Чухлома обязанность в срок до 01.10.2010 года обеспечить в соответствии с действующим законодательством о гидротехнических сооружениях принятие мер по обеспечению постоянного контроля за состоянием ГТС - плотины на реке ...: завести журналы натурных наблюдений за техническим состоянием ГТС; разработать критерии безопасности и согласовать в установленном порядке расчёт вероятного вреда, план ликвидации аварии на гидротехническом сооружении, разработать правила безопасной эксплуатации ГТС; провести обучение ответственного за безопасную эксплуатацию ГТС в специализированном учебном центре; обеспечить мониторинг за показателями состояния ГТС.

Исковые требования мотивированы следующим.

Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке надзора проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

Проверкой установлено, что на р. ... Чухломского района расположена земляная плотина, построенная в 1978г., которая используется для регулирования уровня воды в озере ... и является собственностью Администрации городского поселения г.Чухлома.

Эксплуатирующей организацией плотины на р. ... было определено МУП «...», которое в настоящее время деятельность не осуществляет.

На основании Решения муниципального образования городского поселения г. Чухлома Номер обезличен от Дата обезличена года МУП «...» было принято в собственность администрацией городского поселения г. Чухлома из собственности Чухломского муниципального района Костромской области согласно перечня Номер обезличен - плотина у д. ... на р. ... Чухломского района, остаточной стоимостью ... т.р.

В ходе эксплуатации Администрацией городского поселения г. Чухлома гидротехнического сооружения - земляной плотины на р. ... Чухломского района нарушаются требования Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», других нормативных актов об охране природы.

В соответствии со ст.5 8 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в редакции от 18.12.2006г.), обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании общих требований к осуществлению мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам охраны окружающей среды) относятся, кроме прочих, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; а также ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническим сооружением являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Согласно требованиям ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и п. 3 Положения об эксплуатации гидротехнических сооружений и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999г. № 237 (в редакции от 08.05.2002г), собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны вести контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, проводить натурные наблюдения за техническим состоянием сооружения, осуществлять оценку безопасности и анализа причин ее снижения, организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации.

В нарушение указанных требований Закона балансодержателем, а также лицом, эксплуатирующим ГТС - администрацией городского поселения г. Чухлома не проводятся регулярные обследования ГТС, отсутствует журнал контрольных наблюдений за техническим состоянием плотины; не разработаны критерии безопасности ГТС, план ликвидации аварии на ГТС; не обеспечена соответствующим нормам и правилам квалификация работников эксплуатирующей организации (не проведено обучение ответственного за безопасную эксплуатацию ГТС в специализированном учебном центре); не произведён и согласован в установленном порядке расчёт вероятного вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения; не определено ответственное должностное лицо за состоянием ГТС.

В нарушение ст. 15 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.02.1999г. № 237 не разработаны правила эксплуатации по безопасности ГТС (отсутствуют согласованные в установленном порядке Правила эксплуатации ГТС).

Указанные нарушения подтверждаются актами проверки Управления Ростехнадзора по Костромской области от Дата обезличенаг., Дата обезличена года, объяснением главы администрации городского поселения г. Чухлома от Дата обезличена года.

Кроме того, прокуратурой Дата обезличена года в адрес Главы администрации городского поселения г.Чухлома и МУП «...» внесены представления об устранении нарушений требований законодательства «О безопасности гидротехнических сооружений», «Об охране окружающей среды». Однако нарушения по настоящее время не устранены.

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Администрация не лишена возможности использовать механизмы возмещения своих затрат, предусмотренные бюджетным законодательством.

В силу ст. 8 Закона, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих требований:

-обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

-представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

-государственный надзор за безопасностью гидротехнических

сооружений;

-непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

-осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

-необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

-ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Сооружения, являющиеся гидротехническими, предназначены, прежде всего для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов, в связи с чем их поддержание в технически исправном состоянии, осуществление регулярного контроля за их эксплуатацией и соблюдением норм безопасности является гарантией защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ авария гидротехнического сооружения, которая может повлечь ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей является чрезвычайной ситуацией.

Согласно пункту 8 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Указанные полномочия администрацией городского поселения г.Чухлома не выполняются.

В соответствии со ст. 1,7,11 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций- это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размера ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Органы местного самоуправления самостоятельного осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие необходимые работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, собственником гидротехнического сооружения администрацией городского поселения г.Чухлома не предпринимаются необходимые меры по обеспечению безопасной эксплуатации, бездействие администрации городского поселения г.Чухлома создает реальную угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, уничтожению либо повреждению имущества юридических и физических лиц, проживающих на прилегающей к гидротехническому сооружению территории.

О месте и времени судебного заседания все участвующие в деле лица были извещены своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ... в судебное заседание не явился, представил суду письменное заявление о признании иска и о рассмотрении дела его отсутствие. В заявлении указывает, что требования будут исполнены в срок, указанный в исковом заявлении.

Представитель третьего лица - Верхнее-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору( Ростехнадзор по КО), в судебное заседание также не явился. Представив письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Поскольку ответчик иск признал, признание им иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, он судом принимается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации городского поселения г. Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области об устранении нарушений законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения - плотины на р. ..., удовлетворить полностью

Обязать Администрацию городского поселения г. Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области в срок до Дата обезличена года обеспечить в соответствии с действующим законодательством о гидротехнических сооружениях принятие мер по обеспечению постоянного контроля за состоянием ГТС - плотины на реке ... Чухломского района Костромской области: завести журналы натурных наблюдений за техническим состоянием ГТС; разработать критерии безопасности и согласовать в установленном порядке расчёт вероятного вреда, план ликвидации аварии на гидротехническом сооружении, разработать правила безопасной эксплуатации ГТС; провести обучение ответственного за безопасную эксплуатацию ГТС в специализированном учебном центре; обеспечить мониторинг за показателями состояния ГТС.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение 10 дней.

Судья: Андриянов А.Н.