решение по иску о понуждении к организации деятельности по утилизации и переработке мусора



Дело № 2-121/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. Чухлома 23 мая 2011 года.

Чухломский районный суд Костромской области в составе единолично судьи Андриянова А.Н.,

при секретаре Мирохановой О.В.,

с участием прокурора Морева Е.А..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Чухломского района Костромской области к администрации Чухломского муниципального района Костромской области о понуждении к организации деятельности по утилизации и переработке мусора,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Чухломского района Костромской области обратился в суд с иском, указывая следующее.

Прокуратурой Чухломского района и порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды в части организации деятельности по обращению с отходами производства и потребления на территории Чухломского муниципального района.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.09.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что администрацией Чухломского муниципального района утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов и мусора с территории муниципального образования в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления и санитарно-эпидемиологическими требованиями не организована.

В силу ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.09.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», ч.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Пункт 14 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.6 Закона Костромской области от 24.04.2008 N 304-4-ЗКО (ред. от 21.10.2010) "Об обеспечении чистоты на территории Костромской области" также относит к вопросам местного значения муниципального района организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Администрация Чухломского муниципального района осуществляет свою деятельность на основании Устава Муниципального образования -городское поселение г.Чухлома (далее - Устав), который содержит аналогичные положения. В соответствии со ст.7 Устава к вопросам местного значения поселения относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.4 Закона Костромской области от 24.04.2008 года №304-4-ЗКО «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области» обязанности по организации и (или) производству работ по содержанию и обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения при эксплуатации свалок и полигонов возлагаются на хозяйствующие субъекты и органы местного самоуправления муниципальных образований.

В силу ч. 3 ст.4, Закона Костромской области от 24.04.2008 N 304-4-ЗКО (ред. от 21.10.2010) "Об обеспечении чистоты на территории Костромской области" главы муниципальных образований Костромской области, а в случае назначения главы местной администрации по контракту - главы местных администраций, организуют деятельность по обеспечению чистоты на территориях муниципальных образований.

Вышеуказанная деятельность в сфере обращения с бытовыми и промышленными отходами проводится администрацией Чухломского муниципального района с нарушением требований действующего законодательства РФ.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность- для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, своевременно информировать население, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания (окружающей среды) и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Указанные требования закона администрацией Чухломского муниципального района не выполняются. Соглашением между администрацией Чухломского муниципального района и администрацией городского поселения последней переданы полномочия по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Данные мероприятия финансируются из бюджета Чухломского муниципального района посредством межбюджетных трансфертов. Согласно информации администрации городского поселения г.Чухлома указанные полномочия реализуются посредством эксплуатации полигона (свалки), расположенной в районе д. Аверково в двух километрах от г.Чухлома. Указанный объект размещения (хранения) и утилизации (захоронения) отходов производства и потребления является единственным местом, где осуществляется размещение отходов производства и потребления с территории г.Чухлома и прилегающих населенных пунктов. Указанный объект размещения отходов производства и потребления собственника не имеет, на балансе (в казне) органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов не состоит. Обязанность по соблюдению требований действующего законодательства при эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления, организации утилизации (переработки) органами местного самоуправления не исполняются.

Так, вывоз отходов осуществляется на полигон (свалку), расположенную на территории городского поселения г.Чухлома в районе д. Аверково на расстоянии 2 км. от г.Чухлома. Территория свалки непосредственно прилегает к дороге Чухлома - Введенское. Данная площадка не имеет разрешительных и иных правоустанавливающих документов, определяющих ее статус как полигона твердых бытовых отходов. Организация ввоза и размещения отходов осуществляется с нарушением требований действующего законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе площадка не огорожена и не оканавлена, контроль принимаемых отходов не ведется, мероприятия по предупреждению возгорания отходов и мусора не проводятся. Данные факты подтверждаются актом проверки полигона (свалки) бытовых отходов от 21.03.2011 года, объяснениями главы городского поселения г.Чухлома, а также иными материалами.

Отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Согласно ч.б ст.2 Федерального закона от 10.09.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Регулирование правоотношений в области обращения с отходами производства и потребления также определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, в том числе Санитарными правилами 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года №16 (далее СП 2.1.7.1038-01), Санитарными правилами 1.1.7.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 года№8 (далее СП 1 Л.7.1058-01). Согласно п. 1.2. СП 2.1.7.1038-01 требования правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.

Согласно п.п. 2.2. -2.4., 3.4.-3.7., 4.1., 4.2., 4.4., 5.1., 5.З., 5.6., 5.7., п.6., 7.1., 7.2., 8.3.-8.6. Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов» организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов; полигон должен состоять из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов (хозяйственная зона); территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение; по периметру всей территории полигона ТБО также устраивается легкое ограждение; складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов; основание под размещение отходов должно удовлетворять требованиям установленного порядка по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов; должны приниматься меры по недопущению самовозгорания ТБО, разрабатываться специальные программы производственного контроля за эксплуатацией ТБО, обеспечивающие в том числе возвращение данной территории в состояние, пригодное для хозяйственного использования, производится рекультивация территории, где размещено ТБО и т.д.

В нарушение указанных требований площадка хранения твердых бытовых отходов, расположенная в районе д. Аверково на расстоянии 2 км. от г.Чухлома возле автодороги Чухлома - Введенское не отвечает санитарным нормам и правилам: программа производственного контроля не разработана, радиационный контроль не ведется, проектная документация на эксплуатацию, рекультивацию, проведение мониторингового наблюдения за грунтовыми, поверхностными водами, атмосферным воздухом, почвой и т.д. не разработана, санитарно-защитная зона свалки отсутствует; по периметру свалки легкое ограждение отсутствует и т.д. Полигон бытовых отходов эксплуатируется без каких-либо разрешительных документов, лицо ответственное за объект размещения (захоронения) отходов отсутствует.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.39 Федерального закона от 10.09.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, а также обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение отходов производства и потребления рассматривается как негативное воздействие на окружающую среду. При этом согласно ст.1 вышеуказанного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Таким образом, размещение бытовых и промышленных отходов на полигоне ТБО (свалке) это деятельность по эксплуатации объекта повышенной опасности. Его эксплуатация - это фактически исполнение полномочий органов местного самоуправления по утилизации и переработке отходов производства и потребления.

В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулируется Положением о принятии на учет бесхозных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года №580 (далее - Положение).

На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, (п.п. 4,5 Положения).

В силу ст.226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 226 ГК РФ. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Статья 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления" рассматривает отходы как объект права собственности. При этом в случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.03.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. В частности в собственности муниципального района может находиться имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района помимо организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов также относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района и организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (ст. 15 от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.03.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Размещение ТБО на территориях, не оборудованных надлежащим образом, представляет серьезную эпидемиологическую опасность и может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, загрязнению почвы, водных источников (в том числе подземных). Кроме того, на полигоне ТБО (свалке) регулярно происходят возгорания, создавая опасность для лесного массива, расположенного в непосредственной близости от полигона ТБО (свалки). Полигон ТБО (свалка) находится на не значительном расстоянии от городской черты г.Чухлома, АЗС, а также иных хозяйственных объектов.

Несоблюдение установленных требований законодательства при размещении и ином обращении с отходами, нарушает гарантированные ст.42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ).

Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Одним из таких прав, установленных ст.42 Конституции РФ, является право каждого на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

Непринятие мер по обеспечению благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории Чухломского муниципального района со стороны администрации Чухломского муниципального района нарушает требования действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на территории района, что в свою очередь негативно влияет на состояние окружающей природной среды, создает угрозу здоровью населения, может явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания среди людей и животных. Тем самым нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.2 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст.46 Конституцией Российской Федерации, действия (или бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

В этой связи прокурор, действуя на основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, требует:

1. Признать незаконным бездействие администрации Чухломского муниципального района Костромской области в части ненадлежащей организации деятельности по утилизации и переработке твердых бытовых и промышленных отходов ни территории Чухломского муниципального района.

2. Обязать администрацию Чухломского муниципального района Костромской области организовать деятельность по утилизации и переработке твердых бытовых и промышленных отходов на территории Чухломского муниципального района в срок до 1 апреля 2012 года.

3. Обязать муниципальное образование - Чухломский муниципальный район в лице администрации Чухломского муниципального района Костромской области принять в казну Чухломского муниципального района свалку по размещению твердых бытовых отходов, расположенную в районе д. Аверково на расстоянии 2 км. от г.Чухлома в непосредственной близости от дороги Чухлома - Введенское в срок до 1 июля 2011 года.

( л.д.3-7).

О месте и времени судебного заседания все участвующие в деле лица были извещены своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании прокурор Е. А. Морев заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дополнений не имел.

Представитель ответчика по доверенности - Е. Б. Осипова просила рассмотреть дело в её отсутствие, представила суду письменное заявление о признании иска.

Представители третьих лиц: администрации городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района и инспекции Госадмтехнадзора Костромской области в судебное заседание не явились, причин не явки и возражений по иску не сообщили.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, рассмотрев заявление представителя ответчика суд приходит к выводу о том, что признание иска представителем ответчика (действующим по доверенности с предоставлением ему соответствующего права) не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому судом принимается.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокурора Чухломского района Костромской области к администрации Чухломского муниципального района Костромской области удовлетворить полностью.

Признать бездействие администрации Чухломского муниципального района Костромской области в части ненадлежащей организации деятельности по утилизации и переработке твердых бытовых и промышленных отходов ни территории Чухломского муниципального района незаконным.

Обязать администрацию Чухломского муниципального района Костромской области в срок до 1 апреля 2012 года организовать на территории Чухломского муниципального района деятельность по утилизации и переработке твердых бытовых и промышленных отходов.

Обязать администрацию Чухломского муниципального района Костромской области в срок до 1 июля 2011 года принять в казну Чухломского муниципального района свалку по размещению твердых бытовых отходов, расположенную в районе д. Аверково на расстоянии 2 км. от г.Чухлома в непосредственной близости от дороги Чухлома - Введенское.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный в течение 10 дней со дня его принятия, а лицами, не присутствовавшими в судебном заседании в тот же срок со дня получения его копии.

Судья: Андриянов А.Н.