Дело №2-134/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чухлома «17» мая 2011 г.
Чухломский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Шинкаря И.А.,
с участием прокурора прокуратуры Чухломского района Морева Е.А.,
при секретаре Мирохановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чухломского района о возложении обязанности на администрацию Чухломского муниципального района Костромской области устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности в МБОУ «Тормановская основная общеобразовательная школа»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чухломского района в интересах несовершеннолетних учащихся МБОУ «Тормановская основная общеобразовательная школа» обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на администрацию Чухломского муниципального района Костромской области (далее Администрация) устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности в МБОУ «Тормановская основная общеобразовательная школа», а именно в срок до 01.01.2012:
- устранить скрутку проводов в здании котельной школы;
- обеспечить очистку дымохода в соответствии с требованиями пожарной безопасности (т.е. не реже одного раза в два месяца);
- оборудовать здание образовательного учреждения молниезащитой;
- оборудовать здание образовательного учреждения пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС.
Свои требования обосновал тем, что в соответствии с планом работы прокуратурой Чухломского района в порядке ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства РФ о пожарной безопасности в деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Тормановская основная общеобразовательная школа.
При этом выявлено ряд нарушений законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проверки, проведенной совместно с ТО НД по Чухломскому району, выявлены грубые нарушения требований действующего законодательства о пожарной безопасности:
- в нарушение п. 57 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г. в здании котельной школы эксплуатируется скрутка проводов;
- в нарушение п. 67 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г. дымоход котельной школы не очищается в соответствии с требованиями пожарной безопасности (т.е. не реже одного раза в два месяца);
- в нарушение п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г., СО 154-34.21.122-2003 здания не оборудованы молниезащитой;
- в нарушение п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г., п.12 НПБ 110-03, СП 5.13130.2009 здание образовательного учреждения не оборудовано пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационшй системе на центральный узел связи ГПС.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тормановская основная общеобразовательная школа содержится за счет средств предоставляемых учредителем и самостоятельно устранить допущенные нарушения противопожарной безопасности не может. Финансирование на эти цели из бюджета Чухломского муниципального района Костромской области не производится.
В соответствии с п.4.1. Устава МБОУ Тормановская основная общеобразовательная школа финансирование образовательного учреждения осуществляется на основе нормативов подушевого финансирования, в соответствии с нормативно-правовыми актами, принимаемыми администрацией муниципального района.
При этом п. 1.2. МБОУ Тормановская основная общеобразовательная школа предусмотрено, что образовательное учреждение находится в ведении администрации Чухломского муниципального района.
В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам...
В соответствии со ст. 19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников
противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности (ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламенте требованиях пожарной безопасности»).
В соответствии с п. 1,3 ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления районов в области образования относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, что фактически администрацией Чухломского муниципального района в части обеспечения пожарной безопасности в МБОУ Тормановская основная общеобразовательная школа не делается.
Обеспечение требований пожарной безопасности при организации работы муниципального общеобразовательного учреждения надлежащим образом не осуществляется, что ущемляет права несовершеннолетних учащихся и создает угрозу их жизни.
Согласно Закону РФ «Об образовании» право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по тем же основаниям, изложенным в иске и просил также возложить обязанность по устранению нарушений и на МБОУ «Тормановская основная общеобразовательная школа», т.к. непосредственно выполнением требований по соблюдению пожарной безопасности занимается данное образовательное учреждение. По поводу обязанности оборудовать здание образовательного учреждения пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС указал, что прокуратурой представлены доказательства, что техническая возможность для установления пожарной автоматики с передачей сигнала о пожаре имеется. Соглашением от 09.06.20098 года Управлением МЧС РФ по Костромской области и ООО «ОПКОМ» разработаны технические мероприятия, предусматривающие установку пожарной автоматики, в том числе в общеобразовательных учреждениях. Именно этим соглашением утвержден перечень зданий и помещений, в которых необходима установка пожранной автоматики.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия, признал требования прокурора за исключением возложения обязанности оборудовать здание образовательного учреждения пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС, поскольку п.12 НПБ 110-03 от 18.06.2003 г. №315 перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать указанной автоматикой, в Костромской области не утвержден. Школа находится на расстоянии более 50 км от районного центра и технических возможностей по оборудованию пожарной автоматикой не имеет.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика было привлечено МБОУ «Тормановская основная общеобразовательная школа».
Директор МБОУ «Тормановская основная общеобразовательная школа» в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования признала.
Представитель ТО НД Чухломского района Иванов И.Н. будучи своевременно извещенным в судебное заседание не явился, причину неявки в суд не представил.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Прокурором подробно в иске приведены нормы законодательства о пожарной безопасности, об образовании, которые суд принимает во внимание как обоснование своих выводов и удовлетворения требований. Требования прокурора обоснованны, доказаны представленными материалами и соответствуют указанному законодательству.
Суд принимает признание иска ответчиками, в том числе и в указанной части, т.к. это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Относительно возложения обязанности оборудовать здание образовательного учреждения пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»:
-пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
- меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
- первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст. 3 ФЗ «О пожарной безопасности» к основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности отнесены органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом к основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности отнесена реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.
В соответствии со ст.ст. 1, 20 ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности отнесены стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 34 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со ст.37 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 года №313 данные Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 4. Правил пожарной безопасности в РФ руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Пунктом 11 Правил пожарной безопасности в РФ предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.
Согласно п.3 Правил пожарной безопасности в РФ наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что он принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии со ст. 54 указанного закона системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.
Пунктом 13.4. НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» предусмотрено, что вывод сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по согласованию с территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации и наличии технической возможности рекомендуется осуществлять по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом на ЦУС ("01") Государственной противопожарной службы.
Согласно п. 12 НПБ 110-03, утвержденных приказом МЧС №315 от 18.06.2003 г. 12. перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи "01" Государственной противопожарной службы определяется соответствующим территориальным подразделением ГПС МЧС России, исходя из их технических возможностей.
В соответствии с Соглашением от 09.06.2009 г. между ГУ МЧС России по Костромской области и ООО «ОПКОМ» заключено соглашение о создании радиоканальной системы мониторинга безопасности объектов на территории Костромской области. Данное соглашение направлено в том числе на предотвращение гибели людей и минимизации прямого, косвенного ущерба при возникновении ЧС, аварий, пожаров, катастроф, стихийных бедствий благодаря более раннему их обнаружению и реагированию. Обеспечение оперативного реагирования подразделений ГУ МЧС России по Костромской области на поступающие сигналы о возникновении ЧС пожаров, контроль за действиями персонала.
Объектами мониторинга согласно соглашения, являются и объекты образования.
Таким образом, с учетом специфики деятельности образовательного учреждения МБОУ «Тормановская основная общеобразовательная школа», требований законодательства о пожарной безопасности, а также значительной его удаленности от районного и областного центра, суд приходит к выводу, что требование оборудовать здание образовательного учреждения пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС является обоснованным и также необходимым.
Суд также полагает, что срок для устранения нарушений до 01.01.2012 г. с учетом их характера и количества, является разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Чухломского района удовлетворить.
Обязать администрацию Чухломского муниципального района Костромской области и МБОУ «Тормановская основная общеобразовательная школа» устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности в МБОУ «Тормановская основная общеобразовательная школа» и в срок до 01.01.2012 г. провести в нем необходимые организационно-хозяйственные мероприятия, а именно:
- устранить скрутку проводов в здании котельной школы;
- обеспечить очистку дымохода в соответствии с требованиями пожарной безопасности (т.е. не реже одного раза в два месяца);
- оборудовать здание образовательного учреждения молниезащитой в соответствии с требованиями пожарной безопасности;
- оборудовать здание образовательного учреждения пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение 10-ти дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Шинкарь И.А.