решение по иску прокурора о возложении обязанности устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности



Дело №2-130/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чухлома «17» мая 2011 г.

Чухломский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Шинкаря И.А.,

с участием прокурора прокуратуры Чухломского района Морева Е.А.,

при секретаре Мирохановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чухломского района о возложении обязанности на администрацию Чухломского муниципального района Костромской области устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности в МБОУ «Нагорская основная общеобразовательная школа»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чухломского района в интересах несовершеннолетних учащихся МБОУ «Нагорская основная общеобразовательная школа» обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на администрацию Чухломского муниципального района Костромской области (далее Администрация) устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности в МБОУ «Нагорская основная общеобразовательная школа», а именно в срок до 01.01.2012:

- оборудовать в здании школы и котельной приборы электроосвещения (лампы дневного освещения) плафонами (рассеивателями);

- оборудовать помещения, а также пути эвакуации фотолиминесцентными знаками пожарной безопасности;

- организовать обслуживание котельной лицами прошедшими обучение и получившими специальное квалификационное удостоверение;

- оборудовать дымовую трубу котельной установки искрогасителем;

- обеспечить очистку дымохода котельной школы в соответствии с требованиями пожарной безопасности (т.е. не реже одного раза в два месяца);

- оборудовать здание образовательного учреждения молниезащитой в соответствии с требованиями пожарной безопасности;

- оборудовать здание образовательного учреждения пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС;

Свои требования обосновал тем, что в соответствии с планом работы прокуратурой Чухломского района в порядке ст.22 Федерального закона от 17,01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства РФ о пожарной безопасности в деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Нагорская основная общеобразовательная школа.

При этом выявлено ряд нарушений законодательства о пожарной безопасности.

В ходе проверки, проведенной совместно с ТО НД по Чухломскому району, выявлены грубые нарушения требований действующего законодательства о пожарной безопасности:

- в нарушение п. 60 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г. в здании школы и котельной отсутствуют плафоны (рассеиватели) на приборах электроосвещения (лампах дневного освещения);

- в нарушение п.п. 3, 51 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г., п. 1.2, 1.3. «Нормы пожарной безопасности» НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. (Виды, размеры, общие технические требования» помещения, а так же пути эвакуации не дооборудованы фотолюминесцентными знаками пожарной безопасности;

- в нарушение п. 69 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г. обслуживание котельной осуществляют лица, не прошедшие обучение и не получившие специального квалификационного удостоверения;

- в нарушение п. 75 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г. дымовая труба котельной установки не оборудована искрогасителем;

- в нарушение п. 67 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г. дымоход котельной школы не очищается в соответствии с требованиями пожарной безопасности (т.е. не реже одного раза в два месяца);

- в нарушение п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г., СО 154-34.21.122-2003 молниезащита на здании образовательного учреждения не соответствует установленным требованиям (на момент проверки отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие ее установку и эксплуатацию в соответствии с действующими требованиями);

- в нарушение п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г., п.12 НПБ 110-03, СП 5.13130.2009 здание образовательного учреждения не оборудовано пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нагорская основная общеобразовательная школа содержится за счет средств предоставляемых учредителем и самостоятельно устранить допущенные нарушения противопожарной безопасности не может. Финансирование на эти цели из бюджета Чухломского муниципального района Костромской области не производится.

В соответствии с п.4.1. Устава МБОУ Нагорская основная общеобразовательная школа финансирование образовательного учреждения осуществляется на основе нормативов подушевого финансирования, в соответствии с нормативно-правовыми актами, принимаемыми администрацией муниципального района.

При этом п. 1.2. МБОУ Нагорская основная общеобразовательная школа предусмотрено, что образовательное учреждение находится в ведении администрации Чухломского муниципального района.

В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам...

В соответствии со ст. 19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности (ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламенте требованиях пожарной безопасности»).

В соответствии с п. 1,3 ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления районов в области образования относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, что фактически администрацией Чухломского муниципального района в части обеспечения пожарной безопасности в МБОУ Нагорская основная общеобразовательная школа не делается.

Обеспечение требований пожарной безопасности при организации работы муниципального общеобразовательного учреждения надлежащим образом не осуществляется, что ущемляет права несовершеннолетних учащихся и создает угрозу их жизни.

Согласно Закону РФ «Об образовании» право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по тем же основаниям, изложенным в иске и просил также возложить обязанность по устранению нарушений и на МБОУ «Нагорская основная общеобразовательная школа», т.к. непосредственно выполнением требований по соблюдению пожарной безопасности занимается данное образовательное учреждение. Дополнительно пояснил, что окончание отопительного сезона не снимает обязанности организовать обслуживание котельной лицами прошедшими обучение и получившими специальное квалификационное удостоверение. По поводу обязанности оборудовать здание образовательного учреждения пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС указал, что прокуратурой представлены доказательства, что техническая возможность для установления пожарной автоматики с передачей сигнала о пожаре имеется. Соглашением от 09.06.20098 года Управлением МЧС РФ по Костромской области и ООО «ОПКОМ» разработаны технические мероприятия, предусматривающие установку пожарной автоматики, в том числе в общеобразовательных учреждениях. Именно этим соглашением утвержден перечень зданий и помещений, в которых необходима установка пожранной автоматики.

Представитель Администрации в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия, признал требования прокурора за исключением возложения обязанностей:

- организовать обслуживание котельной лицами прошедшими обучение и получившими специальное квалификационное удостоверение, поскольку отопительный период закончен и обслуживание котельной не производится;

- оборудовать здание образовательного учреждения пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС, поскольку п.12 НПБ 110-03 от 18.06.2003 г. №315 перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать указанной автоматикой, в Костромской области не утвержден. Школа находится на расстоянии более 50 км от районного центра и технических возможностей по оборудованию пожарной автоматикой не имеет.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика было привлечено МБОУ «Нагорская основная общеобразовательная школа».

Директор МБОУ «Нагорская основная общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, в телефонограмме просила рассмотреть дело без ее участия, с требованиями прокурора была согласна.

Представитель ТО НД Чухломского района Иванов И.Н. будучи своевременно извещенным в судебное заседание не явился, причину неявки в суд не представил.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Прокурором подробно в иске приведены нормы законодательства о пожарной безопасности, об образовании, которые суд принимает во внимание как обоснование своих выводов и удовлетворения требований. Требования прокурора обоснованны, доказаны представленными материалами и соответствуют указанному законодательству.

Суд принимает признание иска ответчиком в указанной им части, т.к. это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Относительно возложения обязанности оборудовать здание образовательного учреждения пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»:

-пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

- меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

- первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно ст. 3 ФЗ «О пожарной безопасности» к основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности отнесены органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом к основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности отнесена реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.

В соответствии со ст.ст. 1, 20 ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности отнесены стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 34 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии со ст.37 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 года №313 данные Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 4. Правил пожарной безопасности в РФ руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Пунктом 11 Правил пожарной безопасности в РФ предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

Согласно п.3 Правил пожарной безопасности в РФ наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Федеральным законом от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что он принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В соответствии со ст. 54 указанного закона системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.

Пунктом 13.4. НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» предусмотрено, что вывод сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по согласованию с территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации и наличии технической возможности рекомендуется осуществлять по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом на ЦУС ("01") Государственной противопожарной службы.

Согласно п. 12 НПБ 110-03, утвержденных приказом МЧС №315 от 18.06.2003 г. 12. перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи "01" Государственной противопожарной службы определяется соответствующим территориальным подразделением ГПС МЧС России, исходя из их технических возможностей.

В соответствии с Соглашением от 09.06.2009 г. между ГУ МЧС России по Костромской области и ООО «ОПКОМ» заключено соглашение о создании радиоканальной системы мониторинга безопасности объектов на территории Костромской области. Данное соглашение направлено в том числе на предотвращение гибели людей и минимизации прямого, косвенного ущерба при возникновении ЧС, аварий, пожаров, катастроф, стихийных бедствий благодаря более раннему их обнаружению и реагированию. Обеспечение оперативного реагирования подразделений ГУ МЧС России по Костромской области на поступающие сигналы о возникновении ЧС пожаров, контроль за действиями персонала.

Объектами мониторинга согласно соглашения, являются и объекты образования.

Таким образом, с учетом специфики деятельности образовательного учреждения МБОУ «Нагорская основная общеобразовательная школа», требований законодательства о пожарной безопасности, а также значительной его удаленности от районного и областного центра, суд приходит к выводу, что требование оборудовать здание образовательного учреждения пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС является обоснованным и также необходимым.

Довод стороны ответчика о том, что не имеется необходимости организовать обслуживание котельной лицами прошедшими обучение и получившими специальное квалификационное удостоверение, поскольку отопительный период закончен и обслуживание котельной не производится, суд признает несостоятельным. Окончание отопительного сезона в МБОУ «Нагорская основная общеобразовательная школа» носит явно временный характер и по своей сути не является основанием для не соблюдения требований пожарной безопасности в данной части.

Согласно п. 69 Правил пожарной безопасности при эксплуатации котельных и других теплопроизводящих установок организаций и населенных пунктов не разрешается допускать к работе лиц, не прошедших специального обучения и не получивших соответствующих квалификационных удостоверений.

Суд также полагает, что срок для устранения нарушений до 01.01.2012 г. с учетом их характера и количества, является разумным и достаточным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Чухломского района удовлетворить.

Обязать администрацию Чухломского муниципального района Костромской области и МБОУ «Нагорская основная общеобразовательная школа» устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности в МБОУ «Нагорская основная общеобразовательная школа» и в срок до 01.01.2012 г. провести в нем необходимые организационно-хозяйственные мероприятия, а именно:

- оборудовать в здании школы и котельной приборы электроосвещения (лампы дневного освещения) плафонами (рассеивателями);

- оборудовать помещения, а также пути эвакуации фотолиминесцентными знаками пожарной безопасности;

- организовать обслуживание котельной лицами прошедшими обучение и получившими специальное квалификационное удостоверение;

- оборудовать дымовую трубу котельной установки искрогасителем;

- обеспечить очистку дымохода котельной школы в соответствии с требованиями пожарной безопасности (т.е. не реже одного раза в два месяца);

- оборудовать здание образовательного учреждения молниезащитой в соответствии с требованиями пожарной безопасности;

- оборудовать здание образовательного учреждения пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение 10-ти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Шинкарь И.А.