Дело №2-133/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чухлома «16» мая 2011 г.
Чухломский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Шинкаря И.А.,
с участием прокурора прокуратуры Чухломского района Морева Е.А.,
директора МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шартановская начальная школа - детский сад Поповой Г.Г.,
представителя администрации Чухломского муниципального района Костромской области Осиповой Е.Б., действующей на основании доверенности от 16.05.2011 г.,
при секретаре Соколове Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чухломского района о возложении обязанности на администрацию Чухломского муниципального района Костромской области устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности в МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шартановская начальная школа - детский сад,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чухломского района в интересах несовершеннолетних учащихся МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шартановская начальная школа - детский сад обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на администрацию Чухломского муниципального района Костромской области (далее Администрация) устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности в МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шартановская начальная школа - детский сад, а именно в срок до 01.01.2012:
- устранить скрутку проводов в коридоре здания №1 (административный корпус) детского сада;
- определить для складских помещений категорию взрывопожарной и пожарной опасности;
- остеклить окно чердачного помещения здания образовательного учреждения;
- обеспечить содержание в здании детского сада и котельной первичных средств пожаротушения (огнетушителей) в соответствии с требованиями пожарной безопасности (заправить), в здании котельной дооборудовать пожарный щит;
- обеспечить очистку дымохода котельной детского сада в соответствии с требованиями пожарной безопасности;
- оборудовать здание образовательного учреждения молниезащитой в соответствии с требованиями пожарной безопасности;
- оборудовать здание образовательного учреждения пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС;
- оборудовать дымовую трубу котельной установки искрогасителем.
Свои требования обосновал тем, что в соответствии с планом работы прокуратурой Чухломского района в порядке ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства РФ о пожарной безопасности в деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шартановская начальная школа - детский сад.
При этом выявлено ряд нарушений законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района совместно с ТО НД Чухломского района, выявлены грубые нарушения требований действующего законодательства о пожарной безопасности:
- в нарушение п. 57 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г. в здании школы -детского сада эксплуатируется скрутка проводов (кабинет директора);
- в нарушение п. 33 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г. для складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, не установлена табличка с указанием категории взрывопожарной и пожарной опасности;
- в нарушение п. 44 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г. окно чердачного помещения здания образовательного учреждения не остеклено (не закрыто);
- в нарушение приложения 3 п. 108 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г. в здании детского сада и котельной первичные средства пожаротушения (огнетушители) содержатся с нарушением требований пожарной безопасности (не заправлены), в здании котельной не дооборудован пожарный щит (отсутствует лом, багор, топор, лопата) (в не исправном состоянии находились огнетушители №3, №5);
- в нарушение п. 67 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г. дымоход котельной детского сада не очищается в соответствии с требованиями пожарной безопасности (т.е. не реже одного раза в два месяца);
- в нарушение п. 37 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г., СО 154-34.21.122-2003 здание не оборудовано молниезащитой;
- в нарушение п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г., п.12 НПБ 110-03, СП 5.13130.2009 здание образовательного учреждения не оборудовано пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС;
- в нарушение п. 75 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г. дымовая труба котельной установки не оборудована искрогасителем;
Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шартановская начальная школа - детский сад содержится за счет средств предоставляемых учредителем и самостоятельно устранить допущенные нарушения противопожарной безопасности не может. Финансирование на эти цели из бюджета Чухломского муниципального района Костромской области не производится.
В соответствии с п.6.4. Устава МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шартановская начальная школа - детский сад деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем (администрацией Чухломского муниципального района) в соответствии с договором.
В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В соответствии со ст. 19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности
в границах населенных пунктов поселений. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности (ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В соответствии с п. 1,3 ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления районов в области образования относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, что фактически администрацией Чухломского муниципального района в части обеспечения пожарной безопасности в МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шартановская начальная школа - детский сад не делается.
Обеспечение требований пожарной безопасности при организации работы муниципального дошкольного образовательного учреждения надлежащим образом не осуществляется, что ущемляет права несовершеннолетних учащихся и создает угрозу их жизни.
Согласно Закону РФ «Об образовании» право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор от части требований отказался в виду их досудебного выполнения, в остальной части поддержал свои требования по тем же основаниям, изложенным в иске и просил также возложить обязанность и на МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шартановская начальная школа - детский сад, т.к. непосредственно выполнением требований по соблюдению пожарной безопасности занимается данное образовательное учреждение.
В окончательных требованиях просил обязать администрацию Чухломского муниципального района Костромской области и МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шартановская начальная школа - детский сад устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности в МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шартановская начальная школа - детский сад и в срок до 01.01.2012 г. провести в нем необходимые организационно-хозяйственные мероприятия, а именно:
- обеспечить содержание в здании детского сада и котельной первичных средств пожаротушения (огнетушителей) в соответствии с требованиями пожарной безопасности (заправить), в здании котельной дооборудовать пожарный щит;
- обеспечить очистку дымохода котельной детского сада в соответствии с требованиями пожарной безопасности;
- оборудовать здание образовательного учреждения молниезащитой в соответствии с требованиями пожарной безопасности;
- оборудовать здание образовательного учреждения пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС;
- оборудовать дымовую трубу котельной установки искрогасителем.
Представитель Администрации в судебном заседании исковые требования признала частично, а именно кроме возложения обязанности оборудовать здание образовательного учреждения пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС. При этом пояснила, что полагает это не целесообразным, поскольку предупредить о пожаре возможно и по телефону. В остальной части окончательные требования прокурора признала.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика было привлечено МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шартановская начальная школа - детский сад.
Директор МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шартановская начальная школа - детский сад в судебном заседании аналогично как и представитель Администрации признала требования прокурора частично. В остальной части окончательные требования прокурора признала.
Представитель ТО НД Чухломского района Иванов И.Н. будучи своевременно извещенным в судебное заседание не явился, причину неявки в суд не представил.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Прокурором подробно приведены нормы законодательства о пожарной безопасности, об образовании, которые суд принимает во внимание как обоснование своих выводов.
Суд принимает признание иска ответчиками в указанной им части, т.к. это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Относительно возложения обязанности оборудовать здание образовательного учреждения пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»:
-пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
- меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
- первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст. 3 ФЗ «О пожарной безопасности» к основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности отнесены органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом к основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности отнесена реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.
В соответствии со ст.ст. 1, 20 ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности отнесены стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 34 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со ст.37 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 года №313 данные Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 4. Правил пожарной безопасности в РФ руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Пунктом 11 Правил пожарной безопасности в РФ предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.
Согласно п.3 Правил пожарной безопасности в РФ наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Федеральным законом от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что он принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии со ст. 54 указанного закона системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.
Согласно п. 12 НПБ 110-03, утвержденных приказом МЧС №315 от 18.06.2003 г. 12. перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи "01" Государственной противопожарной службы определяется соответствующим территориальным подразделением ГПС МЧС России, исходя из их технических возможностей.
В соответствии с Соглашением от 09.06.2009 г. между ГУ МЧС России по Костромской области и ООО «ОПКОМ» заключено соглашение о создании радиоканальной системы мониторинга безопасности объектов на территории Костромской области. Данное соглашение направлено в том числе на предотвращение гибели людей и минимизации прямого, косвенного ущерба при возникновении ЧС, аварий, пожаров, катастроф, стихийных бедствий благодаря более раннему их обнаружению и реагированию. Обеспечение оперативного реагирования подразделений ГУ МЧС России по Костромской области на поступающие сигналы о возникновении ЧС пожаров, контроль за действиями персонала.
Объектами мониторинга согласно соглашения, являются и объекты образования.
Таким образом, с учетом специфики деятельности образовательного учреждения МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шартановская начальная школа - детский сад, требований законодательства о пожарной безопасности, а также значительной его удаленности от районного и областного центра, суд приходит к выводу, что требование оборудовать здание образовательного учреждения пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС является обоснованным и также необходимым.
Суд также полагает, что срок для устранения нарушений до 01.01.2012 г. с учетом их характера и количества, является разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Чухломского района удовлетворить.
Обязать администрацию Чухломского муниципального района Костромской области и МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шартановская начальная школа - детский сад устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности в МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шартановская начальная школа - детский сад и в срок до 01.01.2012 г. провести в нем необходимые организационно-хозяйственные мероприятия, а именно:
- обеспечить содержание в здании детского сада и котельной первичных средств пожаротушения (огнетушителей) в соответствии с требованиями пожарной безопасности (заправить), в здании котельной дооборудовать пожарный щит;
- обеспечить очистку дымохода котельной детского сада в соответствии с требованиями пожарной безопасности;
- оборудовать здание образовательного учреждения молниезащитой в соответствии с требованиями пожарной безопасности;
- оборудовать здание образовательного учреждения пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ГПС;
- оборудовать дымовую трубу котельной установки искрогасителем.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья: Шинкарь И.А.