Дело № 2-141 /2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г. Чухлома 01 июня 2011 года.
Чухломский районный суд Костромской области в составе единолично судьи Андриянова А.Н.,
при секретаре Фахрутдиновой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Чухломского района Костромской области к администрации Чухломского муниципального района Костромской области и Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Чухломская центральная районная больница» об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Чухломского района Костромской области обратился в суд с иском, указывая следующее.
Прокуратурой Чухломского района проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Чухломская центральная районная больница, расположенного по адресу: <адрес> в части обеспечения соблюдения прав несовершеннолетних при осуществлении медицинского обслуживания.
При этом выявлен ряд нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека
Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает обязанности юридического лица в области санитара эпидемиологического благополучия населения, а именно: выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В ходе проверки МБУЗ «Чухломская ЦРБ» установлено, что в муниципальном медицинском учреждении не созданы надлежащие условии для медицинского обслуживания несовершеннолетних. В терапевтическом отделении стационара больницы в детском боксе палаты не оборудованы светильниками ночного освещения, отверстия для прохождения инженерных коммуникаций и проводок имеют зазоры (щели), места установки санитарных приборов (раковины и т.д.) не отделаны керамической плиткой или другими влагостойкими материалами. Кроме того, территория медицинского учреждения не в полном объеме огорожена, уличный осветительный прибор, расположенный возле входа в детскую поликлинику находится в нерабочем состоянии.
Указанные нарушения оказывают негативное влияние на процесс медицинского обслуживания, в том числе лечения несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
Статья 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусматривает, что при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим, требованиям.
Согласно ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. СанПин 2.1.3.2630-10», утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 года №58 (далее - СанПин 2.1.3.2630-10) предусмотрены требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (п.1.1. СанПин 2.1.3.2630-10).
В соответствии с п.2.13. СанПин 2.1.3.2630-10 территория ЛПО должна быть благоустроена с учетом необходимости обеспечения лечебно-охранительного режима, озеленена, ограждена и освещена.
Согласно п.7.10. СанПин 2.1.3.2630-10 в каждой палате должен быть специальный светильник ночного освещения, установленный около двери.
Пунктами 3.19., 11.14. СанПин 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.
В силу п,4.6. СанПин 2.1.3.2630-10 в местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку последних керамической плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину не менее 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны.
Вышеуказанные требования действующего законодательства при организации лечения несовершеннолетних в МБУЗ «Чухломская ЦРБ» не выполняются.
В силу п. 1.2. СанПин 2.1.3.2630-10 указанные санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Эксплуатация объектов здравоохранения должна осуществляться в соответствии с СанПин 2.1.3.2630-10.
Неисполнение вышеуказанных санитарных требований в МБУЗ Чухломская ЦРБ является неблагоприятным фактором, оказывающим негативное влияние на процесс лечения несовершеннолетних.
В соответствии с Уставом МБУЗ Чухломская ЦРБ его учредителем является администрация Чухломского муниципального района Костромской области ( п.1.2. Устава).
Пунктом 4.2. Устава предусмотрено, что источниками финансирования учреждения здравоохранения является: имущество, переданное ему учредителем, бюджетные и внебюджетные средства, поступления от фондов обязательного медицинского страхования.
В силу ст.37.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.
Самостоятельно устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства образовательное учреждение не может.
В деятельности МБУЗ Чухломская ЦРБ, администрации Чухломского муниципального района, являющегося её учредителем, имеют место грубые нарушения требований Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических ибольничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;
В соответствии со ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относится развитие организаций муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; организация оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях.
Таким образом, условия для организации медицинского обслуживания несовершеннолетних в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в МБУЗ Чухломская ЦРБ не созданы.
Согласно ст. 11 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 года №5487-1) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи (ст. 17 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»).
В этой связи прокурор, действуя на основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, требует:
1. Обязать учредителя МБУЗ Чухломская ЦРБ - администрацию Чухломского муниципального района и МБУЗ Чухломская ЦРБ устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации медицинской деятельности в МБУЗ Чухломская ЦРБ в срок до 01.04.2012 года:
- огородить территорию МБУЗ Чухломская ЦРБ;
- обеспечить освещение территории МБУЗ Чухломская ЦРБ в непосредственной близости от входа в детскую поликлинику;
- оборудовать детские палаты в здании стационара МБУЗ Чухломская ЦРБ светильниками ночного освещения;
- в детском боксе устранить зазоры (щели) в местах прохождения инженерных коммуникаций и проводок;
- в детском боксе в местах установки раковины и других санитарных приборов отделать стены керамической плиткой или другими влагостойкими материалами;
и для этого провести в Муниципальном бюджетном учрежденииздравоохранения «Чухломская центральная районная больница» необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения санитарно-эпидемиологического состояния учреждения здравоохранения в соответствие с законодательством РФ.
( л.д.3-5).
О месте и времени судебного заседания все участвующие в деле лица были извещены своевременно и надлежащим образом.
В телефонограмме прокурор просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск, поддерживает.
Представитель ответчика <данные изъяты> администрации Чухломского муниципального района Знаменский А.Ю. просил рассмотреть дело в его отсутствие, указывая в письменном заявлении на отсутствие возражений против удовлетворения требований, тем самым признав исковые требования.
Представитель ответчика <данные изъяты> муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Чухломская ЦРБ» Суслов М.А. исковые требования признал, представив письменное заявление об этом, просил рассмотреть дело в его отсутствие
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, рассмотрев заявления представителей ответчиков, суд приходит к выводу о том, что признание ими иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому судом принимается.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Чухломского района Костромской области к администрации Чухломского муниципального района Костромской области и Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Чухломская центральная районная больница» об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения удовлетворить полностью.
Обязать администрацию Чухломского муниципального района Костромской области и Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Чухломская центральная районная больница» провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия и в срок до 01 апреля 2012 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации медицинской деятельности в Муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения Чухломская центральная районная больница:
- огородить территорию МБУЗ Чухломская ЦРБ;
- обеспечить освещение территории МБУЗ Чухломская ЦРБ в непосредственной близости от входа в детскую поликлинику;
- оборудовать детские палаты в здании стационара МБУЗ Чухломская ЦРБ светильниками ночного освещения;
- в детском боксе устранить зазоры (щели) в местах прохождения инженерных коммуникаций и проводок;
- в детском боксе в местах установки раковины и других санитарных приборов отделать стены керамической плиткой или другими влагостойкими материалами.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный в течение 10 дней со дня его принятия, а лицами, не присутствовавшими в судебном заседании в тот же срок со дня получения его копии.
Судья: Андриянов А.Н.