решение по заявлению прокурора об оспаривании отдельных пунктов Положения о земельном контроле



Дело № 2-53/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. Чухлома 24 января 2011 года.

Чухломский районный суд Костромской области в составе единолично судьи Андриянова А.Н.,

при секретаре Сергеевой Е.А.,

с участием прокурора Зобниной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Костромского межрайонного природоохранного прокурора об оспаривании отдельных пунктов Положения о муниципальном земельном контроле на территории Петровского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области,

У С Т А Н О В И Л:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор, действуя в рамках предоставленных ему полномочий оспаривает законность отдельных пунктов Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального
образования Петровское сельское поселение Чухломского муниципального
района Костромской области утвержденное Решением Совета депутатов
Петровского сельского поселения от 17.09.2008 г. № 132 (далее по тексту -
Положение), опубликованного в ежемесячной газете «Петровские вести» от 30.09.2008г. №10 (27) и действующего по настоящее время, указывая, что они противоречат федеральному законодательству.

Заявление обосновано следующим.

В соответствии с пунктом 1.5 раздела I Положения Задачами земельного контроля являются обеспечение соблюдения всеми гражданами, должностными и юридическими лицами установленного законодательством РФ, органами государственной власти Костромской области и местного самоуправления поселения, добровольно принятыми на себя обязательствами порядка и режима использования земельных участков независимо от их принадлежности к какой-либо форме собственности, а также защита законны прав и интересов поселения, пунктом 2.4 раздела 1 Положения проверка соблюдения земельного законодательства (в рамках осуществления муниципального земельного контроля) - совокупность действий должностных лиц, наделённых полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, связанных с проведением проверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований земельного законодательства и закреплением результатов проверки в форме акта проверки и приложений к нему.

В соответствии же с п. 1, п.4 ч.2 ст. 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-Ф от 26.12.2008 г( далее по тексту Федеральный закон № 294-ФЗ) настоящим федеральным законом устанавливаются: 1)порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 4)права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Согласно пп.1 ст.2 Федерального закона № 294-ФЗ государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами

Таким образом, пунктом 3.5 раздела 1 и пунктом 2.4 раздела 1 Положения из перечня субъектов муниципального земельного контроля исключены индивидуальные предприниматели.

В соответствии с ч.2, ч.3 ст.9 Федерального закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Частью 6 ст.9 вышеназванного закона установлено, что в срок до 1 сентября года предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодные планы проведения плановых проверок.

Между тем, пунктом 5.1 Положения предусмотрено, что земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми администрацией повеления с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан на основании распоряжения Главы поселения, за исключением случаев непосредственного обнаружения муниципальным инспектором достаточных данных, указывающих на наличие нарушения земельного законодательства.

Кроме того, пунктом 5.2. раздела 5 Положения предусмотрено, что плановые проверки в отношении каждого земельного участка проводятся не чаще одного раза в два года.

Тем самым, в нарушение установленных требований законодательства порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, сроки проведения проверок не установлен, также не установлены основания для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, сроки проведения плановых проверок, порядок защиты прав субъектами муниципального земельного контроля.

Статьей 15 Федерального закона № 294-ФЗ определены ограничения, при которых проведение проверок не возможно. Данный перечень ограничений является исчерпывающим.

Согласно п.п.а, б п.2 ч.2 ст. 10 этого же Федерального закона основанием для проведения внеплановой проверки является: поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Указанные положения нормы закона носят императивный характер.

Кроме того, частями 12, 14 и 17 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что если основанием для проведения внеплановой выездной
проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда
животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а
также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью
принятия неотложных мер органы муниципального контроля вправе
приступить к проведению внеплановой выездной проверки с незамедлительным извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение 24 часов; в случае, если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании направляется органом прокуратуры в орган муниципального контроля с использованием информационно-телекоммуникационной сети; в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Согласно ч.5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В нарушение действующего законодательства, пунктом 5.3 раздела 5 Положения предусмотрены иные основания для проведения внеплановой проверки, что внеплановые проверки проводятся:

-для проверки исполнения указаний об устранении ранее выявленных нарушений;

-в случае обнаружения муниципальными земельными инспекторами поселения данных, указывающих на наличие нарушений установленного порядка и режима использования земельных участков, или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления. юридических лиц и граждан документов и иных доказательств свидетельствующих о наличии указанных нарушений;

Так же Положением не закреплена обязанность органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль согласовывать с органом прокуратуры проведение внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно пункта 1 части 11 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются: 1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Пунктом 3 части 11 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что основанием для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки является несоблюдение требований, установленных этим Федкеральным законом к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки.

Однако, пунктом 5.3 раздела 5 Положения указанный порядок не установлен.

(л.д.7-13).

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, уточнив, что следует признать недействующими следующие пункты Положения:

- п. 1.5, п.2.4 раздела 1 в части не включения индивидуальных предпринимателей в перечень субъектов муниципального земельного контроля;

- п. 5.1 раздела 5 в части не установления порядка подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его предоставления в органы прокуратуры и согласования, оснований для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, сроков проведения плановых проверок и порядка защиты прав субъектами муниципального земельного контроля;

- п.5.2 раздела 5 в части проведения плановых проверок в отношении каждого земельного участка не чаще одного раза в два года;

- п.5.3 раздела 5 в части установления основаниями для проведения внеплановых проверок: необходимости проверки исполнения указаний об устранении ранее выявленных нарушений; обнаружения муниципальными земельными инспекторами поселения данных, указывающих на наличие нарушений установленного порядка и режима использования земельных участков или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан документов и иных доказательств свидетельствующих о наличии указанных нарушений.

Глава администрации Петровского сельского поселения в судебное заседание не явился, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и о согласии с предъявленными прокурором требованиями.

Рассмотрев заявление, выслушав прокурора и исследовав представленные суду документы, суд приходит к следующему.

Письменное согласие представителя администрации Петровского сельского поселения с заявленными требованиями расценивается судом как их признание.

При этом материалами дела подтверждается противоречие перечисленных прокурором норм Положения требованиям, установленным Федеральным законом № 294-ФЗ, в связи с чем в адрес главы администрации поселения уже вносился протест с требованием привести их в соответствие с ним(л.д.14-21).

В этой связи признание требований принимается судом, поскольку это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

Требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Костромского межрайонного природоохранного прокурора об оспаривании отдельных пунктов Положения о муниципальном земельном контроле на территории Петровского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области удовлетворить полностью.

Признать недействующими, со дня вступления решения суда в законную силу, следующие пункты Положения о муниципальном земельном контроле за использованием земель на территории муниципального образования Петровское сельское поселение Чухломского муниципального района Костромской области, утверждённого решением Совета депутатов Петровского сельского Чухломского муниципального района Костромской области № 132 от 17 сентября 2008 года:

- п. 1.5, п.2.4 раздела 1 в части не включения индивидуальных предпринимателей в перечень субъектов муниципального земельного контроля;

- п. 5.1 раздела 5 в части не установления порядка подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его предоставления в органы прокуратуры и согласования, оснований для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, сроков проведения плановых проверок и порядка защиты прав субъектами муниципального земельного контроля;

- п.5.2 раздела 5 в части проведения плановых проверок в отношении каждого земельного участка не чаще одного раза в два года;

- п.5.3 раздела 5 в части установления основаниями для проведения внеплановых проверок: необходимости проверки исполнения указаний об устранении ранее выявленных нарушений; обнаружения муниципальными земельными инспекторами поселения данных, указывающих на наличие нарушений установленного порядка и режима использования земельных участков или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан документов и иных доказательств свидетельствующих о наличии указанных нарушений.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Андриянов А.Н.