Дело № 2-764/2010
Решение
Именем Российской Федерации
10 декабря 2010 года Чудовский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Уткиной Т.А.,
при секретаре Углановой М.А.,
с участием: заявителей Михай Р.В., Янош Р.Т., представителя заявителей - Матюнькиной Н.П., представителя Комитета образования Чудовского муниципального района Матвеевой Г.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Михай Рустама Валерьевича и Янош Розы Томовны на действия комитета образования Чудовского муниципального района об отказе в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители,
установил:
Михай Р.В. и Янош Р.Т. обратились в суд с жалобой на действия комитета образования Чудовского муниципального района об отказе в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители. В обоснование жалобы указано, что в сентябре 2010 г. они обратились в орган опеки и попечительства Чудовского муниципального района Новгородской области с заявлением о постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители. К заявлению был приложен необходимый пакет документов. Решением органа опеки и попечительства от Дата обезличена г. в постановке на учет было отказано на том основании, что у них отсутствуют правоустанавливающие документы на занимаемое ими жилое помещение. Полагают действия должностных лиц Комитета образования неправомерными, поскольку они проживают в принадлежащем им доме, соответствующем санитарным нормам, однако на протяжении нескольких лет они в силу неграмотности не оформили и не зарегистрировали право на занимаемое ими жилое помещение.
В судебном заседании заявители Михай Р.В. и Янош Р.Т. и их представитель Матюнькина Н.П., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, уточнили требования и просили признать отказ Комитета образования Чудовского муниципального района от Дата обезличена г. в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители незаконным и обязать комитет образования администрации Чудовского муниципального района поставить заявителей на учет в качестве кандидатов в усыновители.
Михай Р.В. и Янош Р.Т. пояснили в судебном заседании, что действительно они в течение 6 лет проживают в жилом доме, расположенном в цыганском поселке в г. Чудово, но право на дом у них не оформлено. До настоящего времени они не обращались за оформлением своих прав на жилой дом, но дом принадлежит им, в доме имеются все условия для проживания. При этом почтового адреса дом также не имеет, а зарегистрированы они по другому адресу, где не проживают. Они имеют двоих детей, достаточное материальное положение, и у них имеются все основания быть поставленными на учет в качестве кандидатов в усыновители.
Представитель заявителей - Матюнькина Н.П. также поддержала требования заявителей.
Представитель комитета образования Чудовского муниципального района Новгородской области - Матвеева Г.Ю. возражала в удовлетворении требований и пояснила, что отказ в постановке на учет в качестве усыновителей является законным и обоснованным и продиктован не только требованием действующего законодательства, но и интересами усыновляемого ребенка, необходимостью осуществления контроля за усыновленным ребенком и за семьей усыновителей в течение 3-х лет с момента установления усыновления. Заявители проживают в цыганском поселке, где дома не имеют нумерации и адреса. Заявители не имеют документов на жилой дом, где они проживают, в связи с чем проконтролировать заявителей они не в состоянии. Заявители не проживают по месту регистрации и не могут там проживать, а проживают в доме, как они утверждают, принадлежащем их семье, но при этом никаких документов в орган опеки они не представили. При этом заявители не лишены возможности узаконить свои права на указанный жилой дом и после этого вновь обратиться в орган опеки и попечительства.
Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит заявление Михай Р.В. и Янош Р.Т. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Михай Р.В. и Янош Р.Т. состоят в зарегистрированном браке с Дата обезличена г. л.д. 8). Дата обезличена г. заявители получили отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители на том основании, что согласно Постановлению Правительства РФ от 29.03.2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации …» в орган опеки и попечительства не представлен документ, подтверждающий право собственности или договор социального найма на жилую площадь, находящуюся по адресу: Новгородская область, г. Чудово, ул. ... л.д. 6).
Из показаний свидетелей ФИО2 и ФИО1 следует, что Михай Р.В. и Янош Р.Т. проживают со своими дочерьми в жилом доме, расположенном в цыганском поселке. Дом не оформлен и заявители не имеют документов на него. Дом не имеет почтового адреса, но в доме имеется все необходимое для проживания.
Следовательно указанные свидетели подтвердили то обстоятельство, что дом, в котором проживают заявители не имеет адреса, расположен в цыганском поселке, документы на дом у заявителей отсутствуют.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что заявители Михай Р.В. и Янош Р.Т. не имеют документа, подтверждающего право собственности или договор социального найма на занимаемую ими жилую площадь, указываемую ими в качестве места проживания.
Из адресных справок следует, что Михай Р.В. зарегистрирован по адресу: Новгородская область, Чудовский район, д. ..., д. Номер обезличен л.д. 39), а Янош Р.Т. имеет регистрацию по адресу: Новгородская область Чудовский район, д. ..., д. Номер обезличен л.д. 38). При этом, как показали заявители, они не проживают по месту регистрации длительное время.
Согласно п. 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства», граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением документов, в том числе копии финансового лицевого счета и выписки из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение.
Как установлено в судебном заседании, заявители представили в орган опеки и попечительства все документы, перечисленные в п. 6 указанных выше Правил, кроме копии финансового лицевого счета и выписки из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение.
В соответствии с п. 9 Правил на основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок с даты его подписания.
Учитывая, что заявители не имеют договора социального найма жилого помещения или документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение, органом опеки и попечительства и Комитетом образования обоснованно отказано в постановке их на учет в качестве кандидатов в усыновители.
То обстоятельство, что заявители проживают в жилом доме в течение 6 лет и имеют все условия, соответствующие санитарным нормам, не является основанием для постановки на учет их в качестве кандидатов в усыновители, поскольку они не имеют документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение, или право проживания на основании договора социального найма, или на ином законном основании. По месту регистрации заявители не проживают, по месту жительства регистрации не имеют. Место жительства заявителей не имеет наименования и почтового адреса.
При таких обстоятельствах орган опеки и попечительства не имеет возможности осуществлять контроль за усыновленным ребенком в течение 3-х лет после установления усыновления, что прямо указано в п. 22 Правил и что необходимо в интересах усыновленного ребенка.
Таким образом, отказ комитета образования в постановке на учет заявителей в качестве кандидатов в усыновители является законным и обоснованным.
При этом суд отмечает, что заявители не лишены возможности по оформлению прав на жилое помещение и наличии указанных в п. 6 Правил документов, вновь обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители.
Суд также отмечает, что заявители на момент обращения в суд с заявлением об обжаловании действий комитета образования не предприняли никаких конкретных мер по оформлению необходимых документов, подтверждающих их права на занимаемое жилое помещение.
При таких обстоятельствах требование заявителей о признании отказа Комитета образования Чудовского муниципального района от Дата обезличена г. в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители незаконным и обязании комитета образования администрации Чудовского муниципального района поставить заявителей на учет в качестве кандидатов в усыновители не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении жалобы Михай Рустама Валерьевича и Янош Розы Томовны на действия комитета образования Чудовского муниципального района об отказе в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители отказать.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Чудовский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, начиная с 15 декабря 2010 года.
С мотивированным решением участники могут ознакомиться 14 декабря 2010 г.
Председательствующий Т.А.Уткина