Решение по иску о взыскании компенсации морального вреда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Малая Вишера

Чудовский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Савельева Ю.М.,

при секретаре Карташовой Л.А.,

с участием истца Бурнаева Г.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бурнаева Григория Павловича к Шпаковскому Михаилу Валентиновичу о взыскании компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Бурнаев Г.П. обратился в суд с иском, в котором указал, что Шпаковский М.В. осужден * года Чудовским районным судом за совершение преступления, предусмотренного * УК РФ к * годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В результате преступных действий Шпаковского М.В. ему причинены телесные повреждения в виде кровоподтека и ушибленной раны, чем причинены физические и нравственные страдания, поэтому просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.

Истец Бурнаев Г.П. исковые требования полностью поддерживал. К обстоятельствам, изложенным в иске, дополнил, что преступными действиями Шпаковский М.В. нанес ему нравственные страдания, причинил физическую боль. Когда было совершено преступление, он болел, после операции не вставал с кровати, за ним ухаживала соседка, поэтому входная дверь была открыта, преступники свободно зашли в квартиру. На протяжении длительного времени после совершенного преступления, он боялся оставаться в квартире один с открытой входной дверью. Поэтому, испытывая боль, вставал с постели, закрывал входную дверь. Удар, нанесенный Шпаковским М.В., был сильный, до настоящего времени у него остался шрам на лице. Он обращался за медицинской помощью, вызывал скорую помощь. Шпаковский М.В. нанес ему тяжелую психологическую травму, причинил нравственные и физические страдания, поэтому должен возместить моральный вред, указанный в иске.

Ответчик Шпаковский М.В. (осужденный) о времени и месте рассмотрения дела извещен, в заявлениях указывал, что ему уже назначено наказание за совершенное преступление в виде лишения свободы. Он не причинил истцу морального вреда, т.к. не совершил никаких действий сексуального характера, оскорблений и другое. Осужденный Иванов В.В. возместил потерпевшему компенсацию морального вреда в сумме 8000 рублей.

Выслушав истца, показания свидетеля, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Приговором Чудовского районного суда Новгородского областного суда от * года: Шпаковский М.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного * УК РФ, ему назначено наказание * года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; Иванов В.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного * УК РФ, ему назначено наказание * года * месяцев лишения свободы. На основании ст. 73 УК РФ назначенное Иванову В.В. наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком * года.

Приговором суда установлено, что преступление, предусмотренное * УК РФ совершено при следующих обстоятельствах.

Шпаковский М.В., Иванов В.В. и лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство, * года около * часов * минут вступили в преступный сговор на открытое хищение чужого имущества. Реализуя преступный умысел, Шпаковский М.В., Иванов В.В. и лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство, незаконно вошли через незакрытую дверь в квартиру Бурнаева Г.П., расположенную на втором этаже по адресу: *. Иванов В.В. остался на кухне наблюдать за окружающей обстановкой, Шпаковский М.В. и лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство, прошли в комнату, где Шпаковский М.В. подошел к лежащему на кровати Бурнаеву Г.П. и нанес потерпевшему несколько ударов кулаком по лицу, причинив Бурнаеву Г.П. телесное повреждение в виде кровоподтека с небольшой ушибленной кожной раной правой скуловой области, не повлекшее за собой вреда здоровью. Продолжая преступные действия с целью дальнейшего подавления воли потерпевшего, Шпаковский М.В. вставил в рот Бурнаева Г.П. часть материи и связал руки проводом. После чего Шпаковский М.В., Иванов В.В. и лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство, открыто похитили из квартиры бензопилу «*» заводской номер * стоимостью * рублей, циркулярную пилу «*» стоимостью * рублей, электрический рубанок *» заводской номер * стоимостью * рублей, покрывало, не имеющее стоимости, 1 пару носок стоимостью * рублей, мужские спортивные брюки стоимостью * рублей, шарф белого цвета не имеющий стоимости, мобильный телефон «*» стоимостью * рублей, причинив Бурнаеву Г.П. значительный материальный ущерб на общую сумму * рублей.

В силу п. 4 ст. 61 ГПК РФ - вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Таким образом, в результате преступных действий ответчика Шпаковского М.В. Бурнаеву Г.П. было причинено телесное повреждение в виде кровоподтека с небольшой ушибленной кожной раной правой скуловой области, не повлекшее за собой вреда здоровью, что вызвало физические страдания потерпевшего. В судебном заседании установлено, что потерпевший - человек преклонного возраста, в момент совершения преступления был болен, не вставал с кровати, за ним осуществляла уход соседка. Осужденные, прикрыв лица одеждой, войдя в квартиру больного, угрожали потерпевшему, вставили часть материи в рот, после чего открыто похитили его имущество. Все действия осужденных вызвали у истца чувство страха, нравственные переживания. После совершенного преступления, Бурнаев Г.П. продолжительное время боялся находиться дома один с незакрытой входной дверью, был вынужден, преодолевая физические страдания, вставать с кровати и закрывать входную дверь.

Эти обстоятельства подтвердила свидетель *, которая показала, что в * года проживала по соседству с Бурнаевым Г.П., который в этот период времени болел, после операции не вставал с кровати. Она за ним ухаживала. * года ночью войдя в квартиру истца, увидела Бурнаева Г.П. лежащим на кровати, лицо у него было в крови. Истец был сильно напуган, пояснил, что к нему в квартиру ворвались трое молодых людей в масках, избили его и похитили имущество. Истец жаловался на сильную головную боль после нанесенных ему телесных повреждений, поэтому она вызвала скорую помощь, сотрудников милиции. После совершенного преступления, Бурнаев Г.П. продолжительное время жаловался на головную боль, боялся оставаться дома один, превозмогая боль, вставал с кровати и закрывал за ней входную дверь.

Исходя из ст. 151, 1101 ГК РФ и разъяснений пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» № 10 от 20 декабря 1994 года, пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 года № 1 «О судебном приговоре» (с изм.и допл. от 6 февраля 2007 года №7) размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от степени физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего, который оценивается с учетом конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий; от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, который оценивается с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. При этом учитываются требования разумности, справедливости и соразмерности.

Судом установлено, что причиненный истцу моральный вред заключается: в причинении ему телесных повреждений, который выразился в физических страданиях; духовных нравственных переживаниях, чувстве страха, который был вызван поведением осужденных - запугивании, унижении достоинства потерпевшего, когда ему в рот был вставлен кляп из куска материи, связывание рук проводом. Все указанные выше действия были совершены Шпаковским М.В., поэтому доводы ответчика о том, что Иванов В.В. возместил причиненный вред потерпевшему, суд считает несостоятельными.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание характер причиненных физических и нравственных страданий истцу, требования разумности и справедливости, преклонный возраст потерпевшего, его болезненное состояние в период совершения преступления, реальные материальные возможности ответчика (не женат, детей нет, трудоспособный молодой человек). При таких обстоятельствах суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования и взыскать со Шпаковского М.В. в пользу Брунаева Г.П. компенсацию морального вреда в сумме * рублей.

Руководствуясь ст.ст. 15, 151, 1064, 1099 - 1101 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать со Шпаковского Михаила Валентиновича в пользу Бурнаева Григория Павловича компенсацию морального вреда в сумме * рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Чудовский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено * года

Председательствующий Ю.М. Савельев