Дело № 2-790/2011 Решение Именем Российской Федерации 13 октября 2011 года Чудовский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Уткиной Т.А., при секретаре Юнусовой М.С., с участием: истца Дмитриевой М.О., представителя ответчика - Администрации Чудовского муниципального района - Шашковой О.В., представителя третьего лица -Администрации Успенского сельского поселения - Филипповой Е.В., представителя органа опеки и попечительства - Елькиной Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриевой Марины Олеговны к Администрации Чудовского муниципального района о постановке на учет на внеочередное получение жилого помещения, установил: Дмитриева М.О. обратилась в суд с иском к Администрации Чудовского муниципального района о постановке ее на учет на внеочередное получение жилого помещения в соответствии с Областным законом Новгородской области от 06.05.2005 № 468-ОЗ. В обоснование иска указано, что * ее родителей лишили родительских прав. Первоначально Дмитриева М.О. была передана под опеку бабушке, а затем с * она стала обучаться в МОУ «*» * * в г. *. * она закончила обучение в г. * и обратилась в администрацию * сельского совета о предоставлении жилья. В администрации ей предоставили дом по адресу: *. В этом доме с * г. был зарегистрирован ее брат * Брат вел плохой образ жизни, дом был в ветхом состоянии, она не могла там жить, поэтому имела по данному адресу только регистрацию, а проживала у своего мужа в г. *. В * году дом разрушился и признан аварийным. В администрации * сельского поселения ей было предложено на выбор жилое помещение, расположенное в д. * на ст. * * района и комната в бывшей воинской части. Она не согласилась с предложенными вариантами, т.к. оба жилых помещения неблагоустроенны, находятся старом состоянии и в отдаленности от г. * С ребенком она проживать в отдаленности от г. * не может, в связи с чем просит обязать Администрацию Чудовского муниципального района о постановке на очередь в соответствии с областным законом № 468-ОЗ, т.к. она в свое время не воспользовалась правом жилье по незнанию своих прав. В судебном заседании истец Дмитриева М.О. поддержала требование, дала пояснения, соответствующие изложенному в заявлении, а также дополнила, что она по возвращении из г. * в администрацию * о постановке ее на учет на получение жилого помещения в не очереди не обращалась, т.к. не знала об этом. В * году она обратилась в администрацию района, где ей было разъяснено право на обращение в суд, в постановке на учет на внеочередное предоставление жилья на основании указанного областного закона было отказано, т.к. она не обратилась до достижения возраста 23 лет. Представитель ответчика администрации Чудовского муниципального района - Шашкова О.В. требования не признала, пояснив, что Дмитриева М.О. не может быть поставлена на учет на получение во внеочередном порядке жилого помещения, т.к. она не обратилась в Администрацию до достижения ею 23 лет и не была поставлена на учет до достижения ею 23 летнего возраста. В * года Дмитриевой М.О. было обоснованно отказано в постановке на учет и предоставлении жилого помещения. Дмитриева М.О. имела возможность своевременно обратиться в Администрацию района до достижения 23 лет, поскольку возвратилась из образовательного учреждения в * году, а областной закон № 468-ОЗ принят * г. Уважительных причин для постановки Дмитриевой М.О. на учет в настоящее время не имеется. В администрации Дмитриева М.О. не состоит на учете как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. Представитель третьего лица- Администрации Успенского сельского поселения - Филиппова Е.В. пояснила, что по возвращению Дмитриевой М.О. из образовательного учреждения, ей было предоставлено имеющееся в поселении жилое помещение в д. *, где проживал ее брат. Но Дмитриева М.О. не стала проживать в данном доме. Дом пришел в негодность и * г. признан непригодным для жилья. В * г. Дмитриева М.О. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении ей иного жилого помещения. Дмитриевой М.О. было предложено 2 варианта неблагоустроенного жилого помещения, однако Дмитриева М.О. первоначально согласилась на комнату на территории бывшей воинской части, а в дальнейшем отказалась, желая получить жилье в г. *. Других вариантов свободного жилья в администрации поселения не имеется. Дмитриева М.О. не состоит на учете в администрации поселения в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель органа опеки и попечительства Елькина Т.Е. пояснила, что Дмитриева М.О. относится к гражданам ранее относившимся к числу детей, оставшихся без попечения родителей, но она до 23 лет не обращалась в орган опеки и попечительства, а также в Администрацию района с заявлением о постановке ее на учет на внеочередное предоставление жилого помещения. Обращение Дмитриевой М.О. последовало в * г., где ей было разъяснено обратиться в суд для решения вопроса о постановке на учет на внеочередное получение жилья. Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 11 Областного закона Новгородской области от 06.05.2005 N 468-ОЗ (ред. от 31.05.2011) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят Постановлением Новгородской областной Думы от 27.04.2005 N 1052-III ОД) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждане старше 23 лет, ранее относившиеся к указанной категории лиц, поставленные на учет на внеочередное получение жилого помещения в возрасте до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилье которых утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, признано в установленном порядке непригодным для проживания, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью вне очереди не ниже установленных норм предоставления однократно по месту жительства на территории Новгородской области в порядке, устанавливаемом Администрацией области. В силу п. 2.2. Положения об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении", утвержденного Постановлением Администрации Новгородской области от 14.02.2008 N 38 (ред. от 14.02.2011) нуждающиеся в жилом помещении или их законные представители обращаются в органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по форме согласно приложению к Положению. Согласно п. 2.1. данного Положения учет нуждающихся в жилом помещении осуществляется органами местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области. Из положений ст. 52 Жилищного кодекса РФ следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Из положений Областного закона Новгородской области от 06.05.2005 N 468-ОЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что жилой площадью вне очереди обеспечиваются граждане старше 23 лет, ранее относившиеся в том числе к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет на внеочередное получение жилого помещения в возрасте до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилье которых утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, признано в установленном порядке непригодным для проживания, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Таким образом, непременным условием предоставления жилого помещения вне очереди указанной категории лиц, является то обстоятельство, что данные лица должны быть поставлены на учет до достижения возраста 23 лет. В судебном заседании установлено, что Дмитриева М.О. * г.р. (до замужества *) относилась к числу детей, оставшихся без попечения родителей л.д. 14-15,17, 19, 20), С * по * Дмитриева М.О. (*) находилась МОУ «*» в г. * на полном государственном обеспечении л.д. 13). В судебном заседании также установлено, что Дмитриева М.О. не имела закрепленное жилое помещение и по возвращении из МОУ «*» г. * в Администрацию Чудовского района с заявлением о постановке на учет на получение вне очереди жилого помещения до достижения возраста 23 лет не обращалась. Из пояснений самой Дмитриевой М.О. следует, что в Администрацию Чудовского муниципального района она обращалась в * года, но получила отказ в постановке на учет и разъяснение об обращении в суд. Уважительных причин исключающих возможность до достижения ею 23 летнего возраста обратиться с заявлением о постановке на учет для получения жилого помещения вне очереди кроме того, что она не знала об областном законе она не имеет. Судом также установлено, что Администрацией Успенского сельского поселения в * г. Дмитриевой М.О. было предоставлено жилое помещение по адресу: д. * *, однако Дмитриева М.О. не проживала в данном жилом помещении. Дмитриева М.О. также отказалась от предлагаемого ей жилого помещения в связи с тем, что жилое помещение, которое было предоставлено ей ранее, пришло в негодность и признано непригодным для жилья. Указанные факты самой Дмитриевой М.О. не отрицались. Поскольку Дмитриева М.О. своевременно до достижения 23 лет не обратилась в Администрацию Чудовского муниципального района о постановке на учет для получения жилья вне очереди, в связи с чем она не была поставлена на учет на получение жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей до достижения возраста 23 лет, то по достижению ею возраста 23 лет она не может быть поставлена на учет на внеочередное получение жилого помещения согласно Областного закона Новгородской области от * N 468-ОЗ (ред. от *) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и соответственно жилое помещение на основании данного областного закона не может быть предоставлено. При этом суд также отмечает, что Дмитриева М.О. обратилась в Администрацию района спустя длительный период времени даже по достижению ею 23 летнего возраста. При этом каких-либо уважительных причин, исключающих ее возможность своевременно до достижения возраста 23 лет обратиться с заявлением о постановке на учет на внеочередное получение жилого помещения, Дмитриева М.О. не имела. Доказательств невозможности такого обращения ранее Дмитриева М.О. в судебное заседание не представила. При таких обстоятельствах требование Дмитриевой М.О. к Администрации Чудовского муниципального района о постановке на учет на внеочередное получение жилого помещения в соответствии с Областным законом Новгородской области от 06.05.2005 № 468-ОЗ является необоснованным и соответственно не подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении иска Дмитриевой Марины Олеговны к Администрации Чудовского муниципального района о постановке на учет на внеочередное получение жилого помещения отказать. Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Чудовский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, начиная с 18 октября 2011 года. С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 17 октября 2011 года. Председательствующий Т.А.Уткина