об устранении нарушений законодательства в части прав инвалидов



№ 2-45/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2011 года с. Чоя

Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2011 года

Чойский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Машковой Э.П.,

с участием прокурора Чойского района Бухтуевой Т.И.,

при секретаре Казаниной А.А.,

рассмотрев в судебном заседании иску прокурора Чойского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к Сельской администрации «Каракокшинское сельское поселение» о понуждении устранить нарушения законодательства в части гарантированных прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чойского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Сельской администрации «Каракокшинское сельское поселение» о понуждении устранить нарушения законодательства в части гарантированных прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Исковые требования обоснованы ст. 45 ГПК РФ и мотивированы тем, что прокуратурой Чойского района проведена проверка за соблюдением требований исполнения органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями законодательства в части гарантированных прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в ходе, которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в деятельности Сельской администрации «Каракокшинское сельское поселение», расположенной по адресу: <адрес> выявлены нарушения требований действующего законодательства в указанной сфере.

В судебном заседании прокурор района Бухтуева Т.И. требования уточнила, просила суд обязать ответчика устранить нарушения законодательства в части гарантированных прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов путем обеспечения входа в здание администрации специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников (пандусы, поручни, настилы, рельсы) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика – Глава сельской администрации Шмырин Ю.С. в судебном заседании требования не признал и пояснил, что в селе имеется один инвалид, передвигающийся на инвалидной коляске. Несмотря на это, вход в сельскую администрацию не оборудован для беспрепятственного доступа инвалидов, так как указанное лицо кроме инвалидной коляски имеет протезы, на которых периодически передвигается.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает необходимым удовлетворить требования прокурора в полном объеме.

Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно требованиям ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

Пунктом 3.9 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность
зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных
постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что открытые
лестницы на перепадах рельефа, должны дублироваться пандусами, а при
необходимости - другими средствами подъема. Также в соответствии с п. 3.13
вышеуказанных правил, в здании должен быть как минимум один вход,
приспособленный для маломобильных групп населения.

Согласно ч. 3 ст. 25 Устава Сельской администрации «Каракокшинское сельское поселение» обладает правами юридического лица. Статьями 4, 26 Устава регламентированы вопросы местного значения Каракокшинского сельского поселения, а также закреплены полномочия администрации.

В соответствии со ст. 15 Устава граждане имеют право на коллективные и индивидуальные обращения в органы местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что при проведении проверки прокуратурой района, установлено, что Сельской администрацией «Каракокшинское сельское поселение» не созданы условия инвалидам, использующим кресла-коляски для беспрепятственного доступа в здание администрации, расположенной по адресу: <адрес>, не обеспечен вход в здание администрации специальными приспособлениями (пандусы, поручни, настилы, рельсы) для беспрепятственного доступа инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников).

Выявленные нарушения, создающие препятствия к доступу в здание сельской администрации, расположенного по вышеназванному адресу в связи с отсутствием специальных приспособлений (пандусы, поручни, настилы, рельсы) грубо нарушают права инвалидов, использующих кресла-коляски, в том числе детей-инвалидов на решение местных и иных вопросов, в том числе путем личного обращения в органы местного самоуправления и являются недопустимыми.

Суд оценил доводы Главы сельской администрации о том, что в строительстве пандусов нет необходимости, в связи с отсутствием в селе инвалидов, передвигающихся на инвалидных колясках, а имеющийся инвалид имеет протезы, на которых передвигается и считает его несостоятельным.

В силу ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Из смысла данного правового акта следует, что нормами действующего законодательства предусмотрено создание условий для групп маломобильных граждан при установлении различных образцов пандусов как стационарных - бетонных, так и иных направляющих (металлических, деревянных настилов).

Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать Сельскую администрацию «Каракокшинское сельское поселение» устранить имеющиеся нарушения законодательства в части гарантированных прав инвалидов использующих кресла-коляски, в том числе детей-инвалидов, путем обеспечения входа в здание Сельской администрации «Каракокшинское сельское поселение», расположенной по адресу: <адрес> специальными приспособлениями (пандусы, поручни, настилы, рельсы) в соответствии со строительными нормами и правилами в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Сельскую администрацию «Каракокшинское сельское поселение» устранить имеющиеся нарушения законодательства в части гарантированных прав инвалидов использующих кресла-коляски, в том числе детей-инвалидов, путем обеспечения входа в здание Сельской администрации «Каракокшинское сельское поселение», расположенного по адресу: <адрес> специальными приспособлениями (пандусы, поручни, настилы, рельсы) в соответствии со строительными нормами и правилами в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме через Чойский районный суд.

Судья Э.П. Машкова