2-415 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Чоя 07 июля 2011 года Чойский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи Штанаковой Т.К., с участием помощника прокурора Чойского района Тарбанаевой У.Б., при секретаре Семеновой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Чойского района к муниципальному образованию «Паспаульское сельское поселение» о понуждении администрации МО «Паспаульское сельское поселение» устранить нарушения в области организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Чойского района обратился в суд с заявлением к МО Паспаульское сельское поселение» о понуждении администрации МО «Паспаульское сельское поселение» устранить нарушения в области организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Исковые требования обоснованы ст. 45 ГПК РФ и мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной июне 2011 года прокуратурой выявлены нарушения по исполнению администрацией МО «Паспаульское сельское поселение» требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. В судебном заседании помощник прокурора Тарбанаева У.Б. требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Глава администрации МО «Паспаулькое сельское поселение» Метлев В.И. в судебном заседание с требованиями изложенными в заявлении согласился, пояснил, что нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения при организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения не может устранить, так как недостаточно материальных средств. Заслушав помощника прокурора, главу администрации МО «Паспаулькое сельское поселение», исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45, ст. 254 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Чойского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Паспаульское сельское поселение» требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения. В ходе проведенной проверки в июне 2011 года в деятельности администрации муниципального образования «Паспаульское сельское поселение», расположенной по адресу: <адрес> выявлены нарушения требований действующего законодательства в указанной сфере. Согласно пункту 22 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ, к полномочиям органа местного самоуправления относится, определение требований к качеству предоставляемых услуг по гарантированному перечерню, предусмотренному частью 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органом местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, ~ силу положений ч. 3 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ. В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ, орган местного самоуправления определяет размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ, для погребения умершего, за исключением земельных участков Федерального военного мемориального кладбища, таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника. Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ, деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Согласно ч.ч. 1, 4 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8 -ФЗ органы местного самоуправления поселений создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Часть 2 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ, предусматривает, что порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления поселений. Согласно пунктам 3.1., 3.2. Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения СанПин ДД.ММ.ГГГГ-03, ввод кладбища в эксплуатацию допускается после ограждения его территории, разбивки на сектора, благоустройства и озеленения, строительства основных дорог, организации отвода и сбора поверхностных вод, окончания строительства сооружений, предусмотренных проектом, и при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. В соответствии с пунктом 7.3. Гигиенических требований к размещению устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения СанПин ДД.ММ.ГГГГ-03 для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах в крематориях и других зданиях и помещениях похоронного назначения следует предусматривать сеть хозяйственно-питьевого водопровод (тупиковую) от городских и поселковых сетей или от резервуаров, наполняемых привозной водой при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Пункт 7.9. Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения СанПин ДД.ММ.ГГГГ-03 устанавливает, что на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения предусматривается зона зеленых насаждений шириной не менее 20 метров, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Согласно пункту 7.11. Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения СанПин ДД.ММ.ГГГГ-03 вывоз мусора должен осуществляться по мере накопления на городские и поселковые свалки по договору со специализированными организациями. В судебном заседании установлено, что на территории МО «Паспаульское сельское поселение» расположено 8 мест захоронений (общественных кладбищ), из них 2 кладбища находятся в <адрес>. Администрацией муниципального образования «Паспаульское сельское поселение» надлежащим образом организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения не осуществляются, а именно: специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, не определены требования к качеству предоставляемых услуг и их стоимость, по гарантированному перечерню, предусмотренному частью 1 ст. 9 Федерального закона № - ФЗ. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ, для погребения умершего также не определен. Правила содержания мест погребения, администрацией муниципального образования «Паспаульское сельское поселение» не приняты. Также администрацией муниципального образования «Паспаульское сельское поселение» надлежащим образом не исполняются нормы Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения СанПин ДД.ММ.ГГГГ-03, а именно эксплуатация кладбища, расположенного в селе Паспаул осуществляется при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения, ограждение находится в неудовлетворительном состоянии, местами отсутствует, отвод и сбор поверхностных вод не организован, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним отсутствуют. Вывоз осуществляется ненадлежащим образом, который в течение длительного периода времени не вывозится. Не соблюдение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ «О погребении похоронном деле», Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения СанПин ДД.ММ.ГГГГ-03, свидетельствуют о неудовлетворительной организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, влекут нарушение гарантированных прав граждан в указанной сфере и подлежат устранению. Вышеуказанные нарушения администрации муниципального образования «Паспаульское сельское поселение» в сфере организации ритуальных услуг и мест захоронения затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в том числе граждан, проживающих на территории МО «Паспаульское сельское поселение». В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, ст. 256 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать бездействие администрации муниципального образования «Паспаульское сельское поселение», в лице главы муниципального образования Метлева Василия Ивановича, выражающееся в ненадлежащей организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Паспаульское сельское поселение», в лице главы муниципального образования Метлева Василия Ивановича устранить имеющиеся нарушения законодательства в области организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в срок до ДД.ММ.ГГГГ Судья- Т.К. Штанакова