№ 2-610/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2011 года с. Чоя
Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2011 года
Чойский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Машковой Э.П.,
при секретаре Казаниной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО <данные изъяты>" о противоречии Устава МОУ «<данные изъяты>» требованиям действующего законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чойского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО "<данные изъяты>" о противоречии Устава МОУ «<данные изъяты>» требованиям действующего законодательства.
Исковые требования обоснованы ст. 45 ГПК РФ и мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> в ходе проведенной проверки актов, принимаемых органами местного самоуправления и руководителями организаций, на предмет соответствия федеральному законодательству в июне 2011 года было установлено, что Устав МОУ «<данные изъяты>», утвержденный распоряжением главы МО «<данные изъяты>» противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права несовершеннолетних.
По результатам проверки положений Устава МОУ «<данные изъяты>» (Далее - Устав) на предмет соответствия федеральному законодательству в сфере образования, установлено, что Устав не соответствует Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании и.о. прокурора Тарбанаева У.Б. в соответствии со ст. 39 ГПК РФ уточнила требования в части обязании привести пункты 2.1., 3.2., 3.3., 3.10., 4.7., 4.9., 4.13., 5.8., 6.2. Устава в соответствии с законодательством заявила устный отказа и просила признать противоречащими пункты 2.1., 3.2., 3.3., 3.10., 4.7., 4.9., 4.13., 5.8., 6.2. Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Каракокшинская средняя общеобразовательная школа», утвержденного распоряжением главы МО «Чойский район» части 1, части 2 ст. 16, ч. 7 ст. 19, ст. 53, ст. 55, ст. 56 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании»; пунктам 6, 46, 47, 58, 65, 76 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ №; ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; ст. 81, ст. 336 Трудового Кодекса РФ; ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 17 Налогового кодекса РФ и утратившими силу с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель Администрации МО «<данные изъяты>» Бобровских С.В. в судебном заседании уточненные исковые требования признал.
Заинтересованное лицо – директор МОУ «<данные изъяты>» Зотова Н.В. уточненные исковые требования признала, указав, что учредителем и распорядительным органом является Администрация МО «<данные изъяты>».
Суд, заслушав и.о. прокурора, представителя Администрации МО «<данные изъяты>» и заинтересованное лицо – директора МОУ «<данные изъяты>», исследовав материалы дела, считает заявление прокурора Чойского района подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В судебном заседании установлено, что Устав МОУ «<данные изъяты>» принят Советом МОУ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ и утвержден главой Администрации Муниципального образования «<данные изъяты>» Республики Алтай.
Согласно п. 6 Типового положения об общеобразовательном учреждении, основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
В противоречие вышеуказанным целям в пункте 2.1. Устава закреплено, что целью деятельности Школы является усвоение обучающимися образовательных программ, реализуемых Школой; создание условий для развития гармонично развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума, и не содержится всего исчерпывающего перечня, предусмотренного п. 6 Типового положения об общеобразовательном учреждении. Исходя из вышеизложенного, пункт 2.1 Устава, необходимо привести в соответствие с нормами Типового положения об общеобразовательном учреждении.
Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в Уставе образовательного учреждения.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
В соответствии с п. 46 Типового положения правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
В нарушение вышеуказанных положений пункт 3.2. Устава содержит нормы об ограничении в приеме граждан в образовательные учреждения по следующим основаниям: достигшим необходимого возраста детям может быть отказано в приеме, если они не подлежат обучению по результатам медико-психологического заключения. Кроме этого, согласно Устава, в школу могут быть приняты лица, не достигшие 18 лет и не имеющие среднего (полного) общего образования, ранее получавшие общее образование в форме семейного образования или самообразования только при успешном прохождении аттестации. Данные положения противоречат федеральному законодательству и подлежат приведению в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, пункт 3.2. Устава в нарушение общих требований к приему граждан в образовательные учреждения устанавливает предоставление документов, таких как заключение медиков, о возможности обучаться в массовой школе, договор, личное дело с годовыми оценками, заверенное печатью, не предусмотренных законодательством, помимо этого из текста не усматривается, что за договор необходимо предоставлять и чьей печатью должно быть заверено личное дело с годовыми оценками.
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона РФ «Об образовании», п. 47 Типового положения при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
Кроме того, пункт 3.2. Устава содержит положение о предоставлении документов при зачислении в образовательное учреждения, не предусмотренные законодательством, а именно заключение медиков о возможности обучаться в массовой школе. Также указанный пункт содержит требование о предоставлении личного дела, заверенного печатью, при этом нет сведений, чьей печатью должно быть заверено личное дело.
Пункт 3.3. Устава, раскрывающий понятие второй ступени образования содержит положение об ограничении получения основного общего образования в школе по очной форме обучения на второй ступени восемнадцатилетним возрастом, не предусмотренное законодательством.
В соответствии с ч. 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», п. 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении по решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.
Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.
Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.
В противоречие вышеуказанным требованиям в п. 3.10. Устава закреплено, что отчисление обучающегося из школы оформляется приказом директора на следующих основаниях: за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава школы и предусмотренных им Правил поведения обучающиеся, достигшие возраста пятнадцати лет могут быть исключены из школы Советом школы по согласованию с отделом управления образованием и КДН администрации МО «Чойский район» (крайняя мера). Из текста п. 3.10. Устава следует, что грубым нарушением дисциплины признается нарушение, которое повлекло или реально могло повлечь за собой тяжкие последствия в виде: причинения ущерба жизни и здоровью обучающихся, сотрудников, посетителей Школы; дезорганизации работы Школы как образовательного учреждения; причинение ущерба имуществу Школы, имуществу обучающихся, сотрудников, посетителей Школы; моральный ущерб.
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается Советом Школы с предварительного согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и соответствующего органа опеки и попечительства.
Об исключении обучающегося директор Школы в трехдневный срок информирует соответствующий орган местного самоуправления.
В пункте 4.3. Устава указана обязанность обучающихся на отсрочку от призыва на военную службу по достижении возраста 20 лет, что противоречит требованиям пункта 57 Типового положения и подлежит исключению, так как отсрочка от призыва является правом, а не обязанностью обучающегося.
В нарушение пункта 65 Типового положения об общеобразовательном учреждении, ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», пункт 4.8. Устава дополнительно устанавливает права педагогических работников на получение отсрочки от призыва на военную службу, если работник имеет высшее педагогическое образование и постоянно работает на педагогической должности на время этой работы. В связи с чем, из пункта 4.8. Устава необходимо исключить право на предоставление отсрочки по основаниям, не предусмотренным законодательством.
В противоречие ст. 55 Закона РФ «Об образовании» пункт 4.9. Устава закрепляет положение о том, что вместо дисциплинарного расследования в образовательном учреждении проводится служебное расследование. С учетом изложенного, в пункте 4.9. Устава выражение «служебное расследование» необходимо заменить на дисциплинарное расследование», в соответствии с Законом.
Согласно статье 336 Трудового Кодекса РФ, подпункту 3 пункта 4 статьи 56 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) является появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
В нарушение вышеуказанных положений в пункте 4.13. Устава не предусмотрено данное основание.
Согласно ст. 53, ст. 56 Закона РФ «Об образовании» особенности занятия педагогической деятельностью устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации. Трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
Статье 81 ТК РФ предусмотрены основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
В противоречие трудовому законодательству пункт 5.8. Устава содержит положение о том, что снятие директора осуществляется по решению Учредителя с предоставлением коллективу Школы права вето. Положение о предоставлении права вето коллективу Школы не предусмотрены законодательством об образовании и трудовым законодательством, в связи с чем, подлежит исключению в данной части.
Согласно пункту 76 Типового положения об общеобразовательном учреждении, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются: а) собственные средства учредителя; б) бюджетные и внебюджетные средства; в) имущество, переданное общеобразовательному учреждению собственником (уполномоченным им органом); г) средства, полученные от родителей (законных представителей), за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц; д) доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешенной деятельности, осуществляемой самостоятельно; е) другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В противоречие вышеуказанным положениям пункт 6.2 Устава относит к источникам формирования имущества и финансовых ресурсов Школы: средства, получаемые от Учредителя; внебюджетные средства; имущество, переданное Школе собственником или уполномоченным им органом; средства родителей (законных представителей); средства, полученные за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг; добровольные пожертвования физических и юридических лиц; доход, полученный от предпринимательской деятельности, а также от других видов разрешенной деятельности, в том числе оказания населению и организациям платных услуг; кредиты банков и других кредиторов. Таким образом, в пункт 6.2. Устава необходимо внести изменения, изложив подпункты 4, 5 п. 6.2. Устава в соответствие с подп. «г» п. 76 Типового положения, кроме того, из пункта 6.2. Устава необходимо и исключить подп. 8, относящий к источникам формирования имущества и финансовых ресурсов Школы кредиты банков и других кредиторов.
С учетом изложенного выше, в результате проведенной проверкивыявлены многочисленные противоречия Устава муниципальногообщеобразовательного учреждения «Каракокшинская средняя общеобразовательная школа», утвержденного распоряжением главы МО «Чойский район» требованиям действующего законодательства. В результате действующих незаконных положений Устава нарушаются права и законные интересы несовершеннолетних, а также родителей (законных представителей) и работников школы.
Таким образом, суд считает, что Устав МОУ «Каракокшинская СОШ» затрагивает права неопределенного круга лиц, которыми являются несовершеннолетние, обучающиеся в МОУ «Каракокшинская СОШ», имеющие права обучаться в школе в будущем, их родители (законные представители), а также работники школы и противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права несовершеннолетних.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать противоречащими пункты 2.1., 3.2., 3.3., 3.10., 4.7., 4.9., 4.13., 5.8., 6.2. Устава муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>», утвержденного распоряжением главы МО «<данные изъяты>» части 1, части 2 ст. 16, ч. 7 ст. 19, ст. 53, ст. 55, ст. 56 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании»; пунктам 6, 46, 47, 58, 65, 76 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ №; ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; ст. 81, ст. 336 Трудового Кодекса РФ; ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 17 Налогового кодекса РФ и утратившими силу с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение 10 дней через Чойский районный суд.
Судья Э.П.Машкова