судебный акт вступил в законную силу, не обжаловался



№ 2-611/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2011 года                                                                                     с. Чоя

Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2011 года

Чойский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи                            Машковой Э.П.,

при секретаре                                                          Казаниной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Чойского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО "<данные изъяты>" о противоречии Устава МОУ «<данные изъяты>» требованиям действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чойского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО "<данные изъяты>" о противоречии Устава МОУ «<данные изъяты>» требованиям действующего законодательства.

Исковые требования обоснованы ст. 45 ГПК РФ и мотивированы тем, что прокуратурой Чойского района в ходе проведенной проверки актов, принимаемых органами местного самоуправления и руководителями организаций, на предмет соответствия федеральному законодательству в июне 2011 года было установлено, что Устав МОУ «<данные изъяты>», утвержденный распоряжением главы МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ -р противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права несовершеннолетних.

По результатам проверки положений Устава МОУ «<данные изъяты> (Далее - Устав) на предмет соответствия федеральному законодательству в сфере образования, установлено, что Устав не соответствует Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании и.о. прокурора ФИО2 в соответствии со ст. 39 ГПК РФ уточнила требования в части обязания Администрации МО «<данные изъяты>» привести пункты 3.7.1., 3.8.1., 3.8.3., 3.9.2., 3.10.3., 3.11.5., 4.1.3., 4.2.1., 4.2.2., 5.2., 5.11., 5.13., 5.16., 6.6., 6.6.1., 6.9., 7.3., 7.12.3., 7.19., 9.2., 9.3. Устава в соответствии с законодательством заявила устный отказ и просила признать пункты 3.7.1., 3.8.1., 3.8.3., 3.9.2., 3.10.3., 3.11.5., 4.1.3., 4.2.1., 4.2.2., 5.2., 5.11., 5.13., 5.16., 6.6., 6.6.1., 6.9., 7.3., 7.12.3., 7.19., 9.2., 9.3. Устава муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>», утвержденного распоряжением главы МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ -р, части 2 ст. 16, ст. 19, ст. 58 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании»; пункту 5 Приказа Минобрнауки РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке аттестации педагогических      работников      государственных и муниципальных образовательных учреждений»; пунктам 31, 39, 42, 47, 51, 52, 53, 58, 62, 65, 70, 71, 83 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ ; ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; ст. 81, ст. 336 Трудового Кодекса РФ; ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 17 Налогового кодекса РФ и утратившими силу с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель Администрации МО «<данные изъяты>» ФИО3 в судебном заседании уточненные исковые требования признал.

Заинтересованное лицо – директор МОУ «<данные изъяты>» ФИО4 уточненные исковые требования признала, указав, что учредителем и распорядительным органом является Администрация МО «<данные изъяты>».

Суд, заслушав и.о. прокурора, представителя Администрации МО «<данные изъяты>» и заинтересованное лицо – директора МОУ «<данные изъяты>», исследовав материалы дела, считает заявление прокурора Чойского района подлежащим удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

В судебном заседании установлено, что Устав МОУ «<данные изъяты>» принят Советом МОУ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ и утвержден главой Администрации Муниципального образования «<данные изъяты>» Республики Алтай.

Согласно п. 52 Типового положения об общеобразовательном учреждении освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.

В общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных общеобразовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена.

Иные формы проведения государственной (итоговой) аттестации могут быть установлены Министерством образования и науки Российской Федерации для обучающихся, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.

В соответствии с п. 53 Типового положения лицам, не завершившим основное общее, среднее (полное) общее образование, общеобразовательным учреждением выдаются справки установленного образца.

В противоречие вышеуказанным требованиям в п. 3.7.1. Устава закреплено, что освоение общеобразовательных программ основного общего образования в Школе завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников государственных школ, проводимой в соответствии с Положением об итоговой аттестации государственных образовательных учреждений РФ и Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Алтай. Выпускникам, успешно прошедшим аттестацию, выдаются аттестаты, заверенные печатью учреждения, установленного образца, а не прошедшим - справки о прослушанных курсах. В связи с чем, п. 3.7.1. Устава необходимо привести в соответствие с требованиями пунктов 52, 53 Типового положения.

Согласно пункту 51 Типового положения об общеобразовательном учреждении, обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс. В нарушение указанного положения пункт 3.8.1. Устава закрепляет порядок перевода в следующий класс учащихся, успешно освоивших программу учебного года, успешно сдавших переводные или итоговые экзамены, приказом Директора по представлению Педагогического совета Школы.

Для устранения противоречий, необходимо привести пункт 3.8.1 Устава в соответствие с Типовым положением об общеобразовательном учреждении.

В соответствии с абзацем 4 пункта 51 Типового положения об общеобразовательном учреждении, обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования.

Пункт 3.8.3. Устава, согласно которому обучающиеся на ступени основного общего образования, не усвоившие программу учебного года по двум или более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение необходимо привести в соответствие с пунктом 51 Типового положения об общеобразовательном учреждении.

В соответствии со статьей 42 Типового положения продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой аттестации), в первом классе - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.

Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается общеобразовательным учреждением по согласованию с органами местного самоуправления.

В нарушение вышеуказанных норм, пункт 3.9.2. Устава устанавливает продолжительность учебного года в 1-х классах - 30 недель, во 2-х -11-х классах 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) - 30 календарных дней, летом- 13 недель.

Таким образом, пункт 3.9.2. Устава необходимо привести в соответствие с пунктом 42 Типового положения.

Пункт 8 статьи 19 Закона «Об образовании» предусматривает, что общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).

Согласно пункту 39 Типового положения общеобразовательное учреждение при наличии лицензии (разрешения) может по договорам с организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительной образовательной услуги, в том числе за плату.

Профессиональная подготовка в общеобразовательном учреждении проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).

Пункт 3.11.5 Устава, согласно которому Школа имеет право привлекать сторонние организации и фирмы для оказания платных дополнительных образовательных услуг при наличии у них соответствующей образовательной лицензии, противоречит указанным нормам Закона «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении. Для устранения нарушений пункт 3.11.5. Устава необходимо привести в соответствие с вышеуказанными нормами.

В соответствии с пунктом 31 Типового положения при проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы: в городских общеобразовательных учреждениях, если наполняемость класса составляет 25 человек и в сельских - не менее 20 человек.

В нарушение данной нормы пункт 3.10.3. Устава предусматривает, что при проведении занятий по иностранному языку в 4-11 классах и трудовому обучению в 5-11 классах, физической культуре в 10-11 классах, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) класс делится на две подгруппы при наполняемости 25 человек. В связи с чем, пункт 3.10.3. Устава необходимо привести в соответствие с п. 31 Типового положения.

Согласно ч. 2 ст. 16 Закона РФ «Об образовании», п. 47 Типового положения при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

В нарушение данной нормы, пункт 4.1.3. Устава закрепляет положение о том, что школа знакомит поступающего на обучение и его родителей (законных представителей) с Уставом и другими документами, регламентирующими организацию общеобразовательного процесса в учреждении. При этом пункт 4.1.3. Устава не содержит перечень иных предусмотренных обязательных документов, а также изложен в противоречии с Типовым положением, в связи с чем, данный пункт необходимо изложить в соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона РФ «Об образовании», п. 47 Типового положения.

В соответствии с ч. 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», п. 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении по решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

            Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления. Пункты 4.2.1. и 4.2.2., 7.12.3. Устава регламентирующие порядок отчисления учащихся, противоречат вышеуказанным требованиям и подлежат приведению в соответствие с ч. 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», п. 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении.

Согласно пункту 76 Типового положения об общеобразовательном учреждении, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются: а) собственные средства учредителя; б) бюджетные и внебюджетные средства; в) имущество, переданное общеобразовательному учреждению собственником (уполномоченным им органом); г) средства, полученные от родителей (законных представителей), за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц; д) доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешенной деятельности, осуществляемой самостоятельно; е) другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 5.2. Устава, закрепляющий источники формирования имущества и финансовых ресурсов Школы изложен в противоречие с вышеуказанными положениями и подлежит приведению в соответствие с п. 76 Типового положения.

В соответствии с п. 79 Типового положения общеобразовательное учреждение вправе осуществлять самостоятельную предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности. Учредитель вправе устанавливать ограничения на отдельные виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности общеобразовательного учреждения. Общеобразовательное учреждение ведет отдельный учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

В противоречие вышеуказанным положениям в п. 5.11. Устава закреплено, что деятельность Школы относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется в Школу. В своей предпринимательской деятельности Школа приравнивается к предприятиям и подпадает под действие законодательства о предпринимательстве. В связи с чем, п. 5.11. Устава необходимо привести в соответствие с п. 79 Типового положения.

Пунктом 5.13. Устава предусмотрено, что Школа в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной Уставом, освобождается от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

Установление данного положения является незаконным, так как принято с превышением полномочий и противоречит налоговому законодательству по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 17 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Освобождение от уплаты налога является налоговой льготой и может применяться только на основаниях предусмотренных в актах законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, пункт 5.13. Устава необходимо привести в соответствие с требованиями налогового законодательства.

Пункт 5.16. Устава, согласно которому Школа вправе участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других организаций противоречит требованиям Закона РФ «Об образовании», Типовому положению и подлежит приведению в соответствие с требованиями указанного законодательства.

Согласно пункту 70 Типового положения об общеобразовательном учреждении руководство общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.

В нарушение данной нормы, пункт 6.6. Устава предусматривает, что непосредственное руководство Школой, осуществляет директор, назначаемый учредителем. В связи с чем, пункт 6.6. Устава необходимо привести в соответствие с пунктом 70 Типового положения.

Согласно пункту 71 Типового положения об общеобразовательном учреждении, руководитель общеобразовательного учреждения несет ответственность перед обучающимся, их родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом общеобразовательного учреждения.

Пункт 6.6.1. Устава согласно которому, директор несет ответственность перед родителями, государством, обществом и Учредителем за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом общеобразовательного учреждения, противоречит и подлежит приведению в соответствие пункту 71 Типового положения об общеобразовательном учреждении, так как не предусматривает ответственность перед обучающимися.

В соответствии с пунктом 5 Приказа Минобрнауки РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» аттестация педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.

В противоречие вышеуказанным требованиям пункт 6.9. Устава закрепляет положение о том, что в Школе ежегодно приказом директора по школе создается аттестационная комиссия из числа авторитетных преподавателей школы, проводящая аттестацию педагогических работников на основании Положения об аттестации руководящих и педагогических работников с учетом их профессиональной деятельности. В связи с чем, данный пункт необходимо привести в соответствие с требованиями предусмотренными действующим законодательством.

В соответствии с абзацем 2 пункта 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

В нарушение вышеуказанной нормы пункт 7.3. Устава закрепляет положение о том, что к педагогической деятельности в школе допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется типовым положением об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

В нарушение пункта 65 Типового положения об общеобразовательном учреждении, ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», пункт 7.19. Устава дополнительно устанавливает права педагогических работников на получение отсрочки от призыва на военную службу, если работник имеет высшее педагогическое образование и постоянно работает на педагогической должности на время этой работы. В связи с чем, из пункта 7.19. Устава необходимо исключить право на предоставление отсрочки по основаниям, не предусмотренным законодательством.

Согласно пункту 83 Типового положения об общеобразовательном учреждении, общеобразовательное учреждение вправе в установленном порядке осуществлять прямые связи с зарубежными образовательными учреждениями и организациями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Согласно статье 58 Закона РФ «Об образовании» органы, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные учреждения имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пункт 9.2. Устава необходимо привести в соответствие с указанными нормами Типового положения об общеобразовательном учреждении и Закона РФ «Об образовании».

Пункт 9.3 Устава необходимо исключить как не предусмотренный Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением.

С учетом изложенного выше, в результате проведенной проверки выявлены многочисленные противоречия Устава муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>», утвержденного распоряжением главы МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ -р требованиям действующего законодательства. В результате действующих незаконных положений Устава нарушаются права и законные интересы несовершеннолетних, а также родителей (законных представителей) и работников школы.

В связи с выявленными противоречиями прокурором района главе МО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ на Устав муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>», утвержденный распоряжением главы МО «<данные изъяты>» принесен протест, с требованием привести его в соответствие с действующим законодательством. По результатам рассмотрения главой МО «<данные изъяты>» протест прокурора района отклонен.

Устав муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» затрагивает права неопределенного круга лиц, которыми являются несовершеннолетние, обучающиеся в МОУ «<данные изъяты>», имеющие права обучаться в школе в будущем, их родители (законные представители), а также работники школы.

Таким образом, суд считает, что Устав МОУ «<данные изъяты>» затрагивает права неопределенного круга лиц, которыми являются несовершеннолетние, обучающиеся в МОУ «<данные изъяты>», имеющие права обучаться в школе в будущем, их родители (законные представители), а также работники школы и противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права несовершеннолетних.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать противоречащими пункты 3.7.1., 3.8.1., 3.8.3., 3.9.2., 3.10.3., 3.11.5., 4.1.3., 4.2.1., 4.2.2., 5.2., 5.11., 5.13., 5.16., 6.6., 6.6.1., 6.9., 7.3., 7.12.3., 7.19., 9.2., 9.3. Устава муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>», утвержденного распоряжением главы МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ -р, части 2 ст. 16, ст. 19, ст. 58 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании»; пункту 5 Приказа Минобрнауки РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке аттестации педагогических      работников      государственных и муниципальных образовательных учреждений»; пунктам 31, 39, 42, 47, 51, 52, 53, 58, 62, 65, 70, 71, 83 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ ; ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; ст. 81, ст. 336 Трудового Кодекса РФ; ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 17 Налогового кодекса РФ и утратившими силу с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение 10 дней через Чойский районный суд.

Судья                                                                                                  Э.П.Машкова