судебный акт вступил в законную силу,обжаловался, оставлен без изменения



№ 2-629/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2011 года                                                                                     с. Чоя

Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2011 года

Чойский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи                            Машковой Э.П.,

при секретаре                                                         Казаниной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Чойского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Чойский район» о противоречии Положения о структурном подразделении Детского сада «<данные изъяты>» требованиям действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чойского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО "Чойский район" о противоречии Положения о структурном подразделении Детского сада «<данные изъяты>» требованиям действующего законодательства.

Исковые требования обоснованы ст. 45 ГПК РФ и мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> в ходе проведенной проверки актов, принимаемых органами местного самоуправления и руководителями организаций, на предмет соответствия федеральному законодательству в июне 2011 года было установлено, что Положение о структурном подразделении Детского сада «<данные изъяты>», утвержденное распоряжением главы МО «Чойский район» -р от ДД.ММ.ГГГГ противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права несовершеннолетних.

По результатам проверки Положения Детского сада «<данные изъяты>» (Далее - Положение) на предмет соответствия федеральному законодательству в сфере образования и защиты прав несовершеннолетних, установлено, что Положение не соответствует Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании и.о. прокурора Тарбанаева У.Б. просила признать противоречащими пункты 2.1., 3.4., 4.2., 4.4., 4.8., 4.13., 5.1., 5.4., 5.8., 6.3. Положения о структурном подразделении детский сад «<данные изъяты>», утвержденного Распоряжением главы МО «Чойский район» -р от ДД.ММ.ГГГГ части 4 ст. 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании»; пунктам 5, 25, 28, 29, 30, 32, 36, 40, 42, 49 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ и утратившими силу с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель Администрации МО «Чойский район» Бобровских С.В. в судебном заседании с исковыми требованиями в части признания некоторых пунктов Положения противоречащими Закону РФ «Об образовании» согласился, в части признании пунктов Положения противоречащими Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении не признал и пояснил, что Детский сад «<данные изъяты> не является учреждением (юридическим лицом) дошкольного образования, поэтому указывать на не соответствие Типовому положению, которое не регулирует деятельность структурных подразделений образовательного учреждения средней общеобразовательной школы не правомерно и необоснованно.

Заинтересованное лицо – директор МОУ «<данные изъяты>» ФИО4 доводы представителя Бобровских С.В. подержала в полном объеме.

Суд, заслушав и.о. прокурора, представителя Администрации МО «Чойский район» и заинтересованное лицо – директора МОУ <данные изъяты>», исследовав материалы дела, считает заявление прокурора Чойского района подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что при проведении проверки в прокуратурой <адрес> выявлены многочисленные противоречия требованиям действующего законодательства Положения о структурном подразделении Детского сада «<данные изъяты>», принятого Советом МОУ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ и утвержденного распоряжением главы Администрации Муниципального образования «Чойский район» <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ. В результате действующих незаконных норм Положения нарушаются права и законные интересы несовершеннолетних и их родителей (законных представителей).

Так в пункте 2.1. Положения основные задачи детского сада изложены не в полном объеме с изложением, противоречащим пункту 5 Типового положения, а именно не установлены значимые задачи, которые должны реализовываться в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, такие как обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. В связи с чем, основные задачи детского сада необходимо привести в соответствие с пунктом 5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.

Согласно пункту 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения.

В нарушение вышеуказанного требования пункт 3.4 Положения о структурном подразделении Детский сад «<данные изъяты>», устанавливает, что медицинское обслуживание детей осуществляется штатным персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, а также режима и качества питания воспитанников, оказания первой помощи ребенку в случае необходимости. В связи с чем, данный пункт необходимо привести в соответствие с пунктом 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.

Согласно пункту 32 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет: от 2 месяцев до 1 года - 10 детей; от 1 года до 3 лет - 15 детей; от 3 лет до 7 лет - 20 детей.

В нарушение вышеуказанного требования в пункте 4.2. Положения о структурном подразделении Детский сад     «<данные изъяты>» установлено, что количество детей в группе, т.е. наполняемость от 3 лет до 7 лет - 60 детей. В связи с чем, пункт 4.2. Положения о структурном подразделении Детский сад «<данные изъяты>» необходимо привести в соответствие с требованиями Типового положения.

В соответствии с п. 28 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

В противоречие п. 28 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении в пункте 4.4. Положения о структурном подразделении Детский сад «<данные изъяты>» закреплено, что для зачисления ребенка в детском саду необходимы следующие документы: заявление родителей (законных представителей) на имя директора Школы; копия свидетельства о рождении ребенка (копия заверяется заведующим детского сада); медицинская карта ребенка; документы родителей, в которых вписан ребенок, с указанием места проживания родителей. С учетом изложенного, пункт 4.4. Положения необходимо привести в соответствие с перечнем документов, предусмотренных п. 28 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.

Согласно ч. 4 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

Пункт 4.8. Положения о структурном подразделении Детский сад «<данные изъяты>» регламентирует отчисление детей из детского сада одними из оснований которых является: невыполнение родителями (законными представителями) условий родительского договора; несвоевременная плата родителей (законных представителей) за содержание ребенка в детском саду. При этом плата родителей (законных представителей) за содержание ребенка в детском саду входит в условия родительского договора. Кроме того, отчисление ребенка из дошкольного учреждения в случае несвоевременной платы родителей (законных представителей) за содержание ребенка в детском саду, может повлечь нарушение прав несовершеннолетних, поскольку в Положении не определен период неуплаты, по истечению которого ребенок может быть отчислен, порядок отчисления и не указано правовое основание. В связи с чем, не урегулированность данных вопросов может повлечь преимущественное положение одних лиц перед другими при отчислении. Таким образом, пункт 4.8. Положения необходимо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Пункт 4.13. Положения, устанавливающий то, что дети с отклонениями в развитии принимаются в детский сад любой направленности при наличии условий для коррекционной работы и на основании заключения психолого-медико-педагогическйо консультации, что противоречит требованиям пунктов 29, 30 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении. Так, согласно данным пунктам дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.

С учетом изложенного, пункт 4.13. Положения о структурном подразделении Детский сад «<данные изъяты>» необходимо привести в соответствие с п.п. 29, 30 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.

Пункт 5.1. Положения, согласно которому участниками воспитательно-образовательного процесса являются дети, их родители и педагоги необходимо привести в соответствие с п. 36 Типового положения, в соответствии с которым участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники.

Пункт 5.4. Положения, в соответствии с которым отношения ребенка и воспитателя строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка, индивидуального подхода к нему противоречит пункту 40 Типового положения, согласно которому отношения ребенка и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями. Кроме того, пункт 5.4. Положения регламентирует лишь отношения между ребенком и воспитателем, не включая иной персонал дошкольного образовательного учреждения. В связи с чем, пункт 5.4. Положения необходимо привести в соответствие с п. 40 Типового положения.

Согласно, абзацу 2 пункта 42 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

В противоречие вышеуказанным требованиям пункт 5.8. Положения устанавливает, что к педагогической деятельности не допускаются лица, лишенные права этой деятельности приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления.

Пункт 6.3 Положения о структурном подразделении Детский сад «<данные изъяты>», согласно которому непосредственное руководство детским садом осуществляет директор Школы, назначаемый Учредителем на основе трудового договора (контракта), противоречит пункту 49 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым непосредственное руководство дошкольным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий.

Суд считает несостоятельным довод представителя Бобровских С.В. о том, что Детский сад «Рябинка» не имея в оперативном управлении обособленное имущество, и не отвечая по своим обязательствам этим имуществом, не может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, в связи с чем не является учреждением (юридическим лицом) дошкольного образования и к нему не могут предъявляться требования о несоответствии Положения структурного подразделения типовому положению.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Данное Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

В соответствии с п. 3 п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которое обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.

В соответствии с п.7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады.

Кроме этого, п.1.2 Положения о структурном подразделении Детский сад «<данные изъяты>» установлено, что детский сад в своей деятельности руководствуется законом РФ «Об образовании» Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом <данные изъяты>» и настоящим Положением.

Таким образом, суд считает, что Положение Детского сада «<данные изъяты>» затрагивает права неопределенного круга лиц, которыми являются несовершеннолетние, обучающиеся в детском саду «<данные изъяты>», имеющие права обучаться в детском саду в будущем и их родители (законные представители), в связи с этим необходимо признать противоречащими пункты 2.1., 3.4., 4.2., 4.4., 4.8., 4.13., 5.1., 5.4., 5.8., 6.3. Положения о структурном подразделении детский сад «<данные изъяты>», утвержденного Распоряжением главы МО «Чойский район» от ДД.ММ.ГГГГ -р части 4 ст. 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании»; пунктам 5, 25, 28, 29, 30, 32, 36, 40, 42, 49 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ и утратившими силу с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать противоречащими пункты 2.1., 3.4., 4.2., 4.4., 4.8., 4.13., 5.1., 5.4., 5.8., 6.3. Положения о структурном подразделении детский сад «<данные изъяты>», утвержденного Распоряжением главы МО «Чойский район» от ДД.ММ.ГГГГ -р части 4 ст. 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании»; пунктам 5, 25, 28, 29, 30, 32, 36, 40, 42, 49 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ и утратившими силу с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение 10 дней через Чойский районный суд.

Судья                                                                                                  Э.П.Машкова