№ 2-627/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2011 года с. Чоя
Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2011 года
Чойский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Машковой Э.П.,
при секретаре Казаниной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Чойского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Чойский район» о противоречии Положения о структурном подразделении Детского сада «<данные изъяты>» требованиям действующего законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чойского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО "Чойский район" о противоречии Положения о структурном подразделении Детского сада «<данные изъяты>» требованиям действующего законодательства.
Исковые требования обоснованы ст. 45 ГПК РФ и мотивированы тем, что прокуратурой Чойского района в ходе проведенной проверки актов, принимаемых органами местного самоуправления и руководителями организаций, на предмет соответствия федеральному законодательству в июне 2011 года было установлено, что Положение о структурном подразделении Детского сада «<данные изъяты>», утвержденное распоряжением главы МО «Чойский район» №-р от ДД.ММ.ГГГГ противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права несовершеннолетних.
По результатам проверки Положения Детского сада «<данные изъяты>» (Далее - Положение) на предмет соответствия федеральному законодательству в сфере образования и защиты прав несовершеннолетних, установлено, что Положение не соответствует Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании и.о. прокурора Тарбанаева У.Б. просила признать противоречащими пункты 2.1., 3.4., 3.5., 4.2., 4.4., 4.8., 5.1., 5.4., 5.8. Положения о структурном подразделении детский сад «Сказка» муниципального общеобразовательного учреждения «Чойская средняя общеобразовательная школа», утвержденного Распоряжением главы МО «Чойский район» части 4 ст. 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании»; пунктам 5, 25, 28, 32, 36, 40, 42 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ №, ст. 213 Трудового кодекса РФ и утратившими силу с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель Администрации МО «Чойский район» Бобровских С.В. в судебном заседании с исковыми требованиями в части признания некоторых пунктов Положения противоречащими Закону РФ «Об образовании» согласился, в части признании пунктов Положения противоречащими Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении не признал и пояснил, что Детский сад «<данные изъяты>» не является учреждением (юридическим лицом) дошкольного образования, поэтому указывать на не соответствие Типовому положению, которое не регулирует деятельность структурных подразделений образовательного учреждения средней общеобразовательной школы не правомерно и необоснованно.
Заинтересованное лицо – директор МОУ «<данные изъяты>» ФИО4 в судебное заседание не явилась, по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд, заслушав и.о. прокурора, представителя Администрации МО «Чойский район», исследовав материалы дела, считает заявление прокурора <адрес> подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что при проведении проверки в прокуратурой <адрес> выявлены многочисленные противоречия требованиям действующего законодательства Положения о структурном подразделении Детского сада «<данные изъяты>», принятого Советом МОУ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ и утвержденного распоряжением главы Администрации Муниципального образования «Чойский район» <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ. В результате действующих незаконных норм Положения нарушаются права и законные интересы несовершеннолетних и их родителей (законных представителей).
Так в пункте 2.1. Положения основные задачи детского сада изложены не в полном объеме, с изложением, противоречащим пункту 5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении. Так, в пункте 2.1. Положения о структурном подразделении Детский сад «<данные изъяты>» не установлены значимые задачи, которые должны реализовываться в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, такие как обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. В связи с чем, основные задачи детского сада необходимо привести в соответствие с пунктом 5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.
Согласно пункту 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения.
В нарушение вышеуказанного требования пункт 3.4 Положения о структурном подразделении Детский сад «<данные изъяты>», устанавливает, что медицинское обслуживание детей осуществляется штатным персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, а также режима и качества питания воспитанников, оказания первой помощи ребенку в случае необходимости. В связи с чем, данный пункт необходимо привести в соответствие с пунктом 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.
Пунктом 3.5. Положения установлено, что работники учреждения проходят периодическое бесплатное медицинское обследование, которое проводится за счет средств бюджета, что противоречит требованиям ст. 213 Трудового кодекса РФ, согласно которой предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя. Кроме того, из пункта 3.5. Положения не усматривается за счет средств какого бюджета должно проводиться периодическое медицинское обследование. В связи с чем, п. 3.5.
Положения необходимо изложить в соответствии с трудовым законодательством.
Согласно п. 32 Типового положения в группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет: от 2 месяцев до 1 года - 10 детей; от 1 года до 3 лет - 15 детей; от 3 лет до 7 лет - 20 детей.
В нарушение вышеуказанного требования в п. 4.2. Положения установлено, что количество детей в группе, т.е. наполняемость: от 1 года 6 месяцев до 3 лет - 40 детей; от 3 лет до 7 лет - 100 детей. В связи с чем, пункт 4.2. Положения необходимо привести в соответствие с п. 32 Типового положения.
В соответствии с п. 28 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
В противоречие п. 28 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении в пункте 4.4. Положения о структурном подразделении Детский сад «<данные изъяты>» закреплено, что для зачисления ребенка в детском саду необходимы следующие документы: заявление родителей (законных представителей) на заведующего детским садом; копия свидетельства о рождении ребенка (копия заверяется заведующим детского сада «<данные изъяты>»); медицинская карта ребенка; документы родителей (законных представителей), в которых вписан ребенок, с указанием места проживания родителей. С учетом изложенного, пункт 4.4. Положения необходимо привести в соответствие с перечнем документов, предусмотренных п. 28 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
Пункт 4.8. Положения о структурном подразделении Детский сад «<данные изъяты>» регламентирует отчисление детей из детского сада одними из оснований которых является: невыполнение родителями (законными представителями) условий родительского договора; несвоевременная плата родителей (законных представителей) за содержание ребенка в детском саду. При этом плата родителей (законных представителей) за содержание ребенка в детском саду входит в условия родительского договора. Кроме того, отчисление ребенка из дошкольного учреждения в случае несвоевременной платы родителей (законных представителей) за содержание ребенка в детском саду, может повлечь нарушение прав несовершеннолетних, поскольку в Положении не определен период неуплаты, по истечению которого ребенок может быть отчислен, порядок отчисления и не указано правовое основание. В связи с чем, неурегулированность данных вопросов может повлечь преимущественное положение одних лиц перед другими при отчислении.
Таким образом, пункт 4.8. Положения необходимо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Пункт 5.1. Положения, согласно которому участниками воспитательно-образовательного процесса являются дети, их родители и педагоги необходимо привести в соответствие с п. 36 Типового положения, в соответствии с которым участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники, включив законных представителей.
Пункт 5.4. Положения, в соответствии с которым отношения ребенка и воспитателя строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка, индивидуального подхода к нему необходимо привести в соответствие с пунктом 40 Типового положения, согласно которому отношения ребенка и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями. Кроме того, пункт 5.4. Положения регламентирует лишь отношения между ребенком и воспитателем, не включая иной персонал дошкольного образовательного учреждения. В связи с чем, пункт 5.4. Положения необходимо привести в соответствие с п. 40 Типового положения.
Согласно, абзацу 2 пункта 42 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.
В противоречие вышеуказанным требованиям пункт 5.8. Положения устанавливает, что к педагогической деятельности не допускаются лица, лишенные права этой деятельности приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления.
В связи с чем, п. 5.8 Положения необходимо изложить в соответствии с п.42 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.
Суд считает несостоятельным довод представителя Бобровских С.В. о том, что Детский сад «<данные изъяты>» не имея в оперативном управлении обособленное имущество, и не отвечая по своим обязательствам этим имуществом, не может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, в связи с чем не является учреждением (юридическим лицом) дошкольного образования и к нему не могут предъявляться требования о несоответствии Положения структурного подразделения типовому положению.
Согласно п. 1 ст. 12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Данное Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.
В соответствии с п. 3 п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которое обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.
В соответствии с п.7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады.
Кроме этого, п.1.2 Положения о структурном подразделении Детский сад «<данные изъяты>» установлено, что детский сад в своей деятельности руководствуется законом РФ «Об образовании» Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом МОУ «<данные изъяты>» и настоящим Положением.
Таким образом, суд считает, что Положение Детского сада «<данные изъяты>» затрагивает права неопределенного круга лиц, которыми являются несовершеннолетние, обучающиеся в детском саду <данные изъяты>», имеющие права обучаться в детском саду в будущем и их родители (законные представители), в связи с этим необходимо признать противоречащими пункты 2.1., 3.4., 3.5., 4.2., 4.4., 4.8., 5.1., 5.4., 5.8. Положения о структурном подразделении детский сад «<данные изъяты>» муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>», утвержденного Распоряжением главы МО «Чойский район» части 4 ст. 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании»; пунктам 5, 25, 28, 32, 36, 40, 42 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ №, ст. 213 Трудового кодекса РФ и утратившими силу с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать противоречащими пункты 2.1., 3.4., 3.5., 4.2., 4.4., 4.8., 5.1., 5.4., 5.8. Положения о структурном подразделении детский сад «<данные изъяты>», утвержденного Распоряжением главы МО «Чойский район» части 4 ст. 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании»; пунктам 5, 25, 28, 32, 36, 40, 42 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ №, ст. 213 Трудового кодекса РФ и утратившими силу с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение 10 дней через Чойский районный суд.
Судья Э.П.Машкова