№ 2-504/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 03 октября 2012 года
Чойский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Штанаковой Т.К.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к главе крестьянского хозяйства Шубину ФИО5 об обязании провести инвентаризацию отходов, организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, подтвердить отнесение образующихся в результате деятельности отходов к конкретному классу опасности, получить свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды и разработать паспорта отходов, организовать утилизацию образующихся в результате деятельности опасных отходов, организовать осуществление производственного контроля, произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и внести данную плату,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокуратур Республики Алтай обратился в суд с иском к главе крестьянского хозяйства Шубину А.И. об обязании провести инвентаризацию отходов, организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, подтвердить отнесение образующихся в результате деятельности отходов к конкретному классу опасности, получить свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды и разработать паспорта отходов, организовать утилизацию образующихся в результате деятельности опасных отходов, организовать осуществление производственного контроля, произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и внести данную плату мотивировав тем, что природоохранной прокуратурой проведена проверка крестьянского хозяйства Шубина А.И. находящегося по адресу <адрес>А, <адрес>, Республики Алтай, арендованном земельном участке площадью 2880 кв.м., на котором построены два крытых помещения, где установлены два ленточнопильных оборудования. Указанный земельный участок используется для работы пилорамы. Кроме пилорамы, в крестьянском хозяйстве на праве собственности имеются три трактора МТЗ-82-1 (приобретенных в лизинг) и используется в производственных и коммерческих целях. В результате его деятельности образуются отходы коры, загрязненный маслами обтирочный материал, смет с территории, отнесенные Федеральным классификационным каталогом отходов (утв. Приказом Министерства природных ресурсов России от ДД.ММ.ГГГГ №) к отходам IV класса опасности.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Ялбаков Э.Н. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, - Управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Глава крестьянского хозяйства Шубин А.И. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования природоохранного прокурора признал.
В соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес>, ответчика.
Заслушав помощника прокурора <адрес>, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в размере уточненных исковых требований.
Статья 58 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.
Во исполнение указанной конституционной нормы действует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ), который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В соответствии с ч.1 ст.34 Закона № 7-ФЗ, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч 2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. При этом Закон № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимает остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Статьей 14 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
В судебном заседании установлено, что глава крестьянского хозяйства Шубин А.И. с 01.01.2005 по настоящее время осуществляет хозяйственную деятельность в виде животноводства и распиловки древесины.
Указанную деятельность глава крестьянского хозяйства Шубин А.И. осуществляет на находящемся по адресу: <адрес>А арендованном земельном участке, площадью 2880 кв.м., на котором построены два крытых помещения, где установлены два ленточнопильных оборудования. Указанный земельный участок используется для работы пилорамы. Кроме пилорамы, в крестьянском хозяйстве на праве собственности имеются три трактора МТЗ-82-1 (приобретенных в лизинг) и используется в производственных и коммерческих целях. Эти обстоятельства подтверждаются копиями свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о постановке на учет в налогов органе, выпиской из ЕГРИП, постановлениями Каракокшинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, договорами аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
В результате деятельности крестьянского хозяйства образуются отходы в виде коры, загрязненный маслами обтирочный материал, смет с территории, отнесённые Федеральным классификационным каталогом отходов (утвержден приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 № 786) к отходам IV класса опасности, а также иные виды отходов от использования техники.
Из материалов дела усматривается, что глава крестьянского хозяйства Шубин А.И., осуществляя хозяйственную деятельность, допустил нарушения федерального законодательства, а именно: в нарушение ст. 11 Закона № 89-ФЗ не проведена инвентаризация отходов образующихся в результате его деятельности; в нарушение ч. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ, приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 № 721, не ведётся в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; в нарушение ч. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ, приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 и письма Росприроднадзора от 07.12.2011 № ОД-06-32/15903 не предоставляется отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов; в нарушение ст. 14 Закона № 89-ФЗ, приказов Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 и от 02.12.2002 № 785, приказа Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 не подтверждено отнесение образующихся в результате деятельности отходов к конкретному классу опасности, не получены свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды, не разработаны паспорта отходов; в нарушение ст. 51 Закона № 7-ФЗ, ч. 3 ст. 4 Закона № 89-ФЗ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» не решен вопрос об утилизации опасных отходов (отсутствуют соответствующие договоры с имеющими лицензию на утилизацию отходов I-IV класса опасности хозяйствующими субъектами); в нарушение ст. 67 Закона № 7-ФЗ, ч. 2 ст. 26 Закона № 89-ФЗ и ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ), а также Санитарных правил-СП 1.1.1058-01, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18, не осуществляется производственный контроль целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания продукции и работ.
Кроме того, в нарушение ст. 16 Закона № 7-ФЗ, ст. 23 Закона № 89-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № не производился расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 г. и 1-2 кварталы 2012 г., данные расчёты не согласовывались в Управлении Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> и по ним не внесены соответствующие платежи.
Вышеприведенные нарушения в области охраны окружающей среды, установлены актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Выявленными нарушениями требований в области охраны окружающей среды главой крестьянского хозяйства Шубиным А.И. при эксплуатации пилорамы в силу своей деятельности оказывается негативное воздействие на окружающую среду, нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 11, 39 Закона № 7-ФЗ, ст. 8 Закона № 52-ФЗ.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материала, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования «<адрес>».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать главу крестьянского хозяйства Шубина ФИО6 в течение 4 (четырех) месяцев с момента вступления решения в законную силу:
провести инвентаризацию отходов образующихся в результате его деятельности;
подтвердить отнесение образующихся в результате деятельности отходов к конкретному классу опасности, получить свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды и разработать паспорта отходов;
организовать учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
организовать утилизацию образующихся в результате деятельности опасных отходов;
организовать осуществление производственного контроля в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания продукции и работ.
Обязать главу крестьянского хозяйства Шубина ФИО7 в течении 1 (одного) месяца с момента вступления решения в законную силу:
произвести расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 г, 1-2 кварталы 2012 г., согласовать данные расчёты в Управлении Росприроднадзора по <адрес> и <адрес>, внести плату за 2011 г, 1-2 кварталы 2012 г. за негативное воздействие на окружающую среду в пользу Российской Федерации, Республики Алтай, МО «<адрес>»;
предоставить в Управление Росприроднадзора по <адрес> и Республики Алтай отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца с момента его оглашения через Чойский районный суд.
Судья Т.К. Штанакова