об оспаривании бездействия по устранению нарушений при строительстве жилого дома вдове ветерана ВОВ и об обязании принять надлежащие меры по устарнению нарушений



№ 2-98/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 апреля 2011 года с. Чоя

Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2011 года

Чойский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Машковой Э.П.,

с участием помощника прокурора Чойского района Тарбанаевой У.Б.,

при секретаре Казаниной А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело иску прокурора <адрес> в интересах Чурсиной Матрены Иосифовны к отделу труда и социального развития администрации МО «<данные изъяты>» (далее по тексту – отдел труда и соцразвития) о признании незаконным бездействия отдела труда и социального развития администрации МО «<данные изъяты>» по устранению нарушений при эксплуатации жилого дома вдовы ветерана Великой Отечественной войны и обязании принятия мер по устранению нарушений

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах Чурсиной М.И. обратился в суд к отделу труда и соцразвития о признании незаконным бездействия отдела труда и социального развития администрации МО «<данные изъяты>» по устранению нарушений при эксплуатации жилого дома вдовы ветерана Великой Отечественной войны и обязании принятия мер по устранению нарушений.

Исковые требования обоснованы ст. 45 ГПК РФ и мотивированы тем, что в соответствии с законодательством «О ветеранах» Чурсина М.И. как вдова участника ВОВ обеспечена жилым домом в <адрес> (путем строительства дома). При проведении проверки жилого помещения Чурсиной М.И. по вопросу качества предоставленного жилья прокуратурой Чойского района и специалистами отдела архитектуры и госстройнадзора Министерства регионального развития Республики Алтай ДД.ММ.ГГГГ было установлено: отопление в доме предусмотрено без системы водяного отопления путём установки печи, которого не достаточно, в связи с чем, в спальной комнате вдовы ветерана войны Чурсиной М.И. стены дома промерзают, на окнах образуется конденсат.

Кроме этого, водозаборная колонка, смонтированная в погребе дома, не работает. Из-за отсутствия воды Чурсина М.И. вынуждена вручную носить воду в дом из других источников водоснабжения, туалет, ванная в доме не функционируют. Погреб выполнен с нарушением строительных норм, в результате чего в нём постоянно образуется конденсат, условия для хранения овощей, картофеля отсутствуют, подпола в доме нет. Надворный туалет выполнен из подручных материалов самостоятельно жильцами дома.

В судебном заседании помощник прокурора Тарбанаева У.Б. просила обязать отдел труда и соцразвития принять меры по устранению нарушений и обеспечению жилого помещения Чурсиной М.И. отоплением, водоснабжением и канализацией, а также обустройством подвального помещения для хранения овощей в срок до первого августа 2011 года.

Начальник Отдела труда и соцразвития ФИО4 в судебном заседании требования не признал и пояснил, что согласно акту о приёмке законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ строительные работы были окончены в срок. Одноэтажный жилой дом выполнен согласно плану, наружные коммуникации, инженерные сооружения на момент сдачи дома обеспечивали нормальную эксплуатацию, были смонтированы, испытаны и приняты. По данному акту ФИО5, осуществляющий строительство дома, передал объект, а Чурсина М.И. приняла законченный строительством дом.

Также ФИО4 указал, что в разработке проектной документации для строительства жилого дома Чурсиной М.И. не было необходимости, так как в соответствии с п. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ осуществление проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства. Локальная смета № была составлена для определения стоимости строительных работ жилого дома в рамках выделяемых субсидий. Кроме того, в ходе, проведения строительных работ Заказчик - Чурсина М.И. и Подрядчик - ФИО5 согласовывали этапы строительства и строительные материалы.

Отдел труда и соцразвития не согласен с доводами прокурора о том, что оплата подрядчику за строительство жилого помещения должна была производиться из расчета 36 кв.м., а фактически был произведен расчет за 33.3 кв.м. Согласно Положению о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ № размер единовременной денежной выплаты определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров, при этом не указано какой общей площади жилья - наружной или внутренней. Согласно выписке из технического паспорта на жилой дом <адрес> общая площадь жилого дома по наружному обмеру составляет 47 кв.м.

Кроме того, по обоюдному согласию Чурсиной М.И. с ФИО5 были согласованы и изменены параметры и размеры общей площади строительства дома, т.е. по первоначальному плану строительство веранды предполагалось выполнить в деревянном исполнении и ширенной 1,5 м. Фактически веранда выполнена из капитальных стен, размером по ширине 2,5 м, по просьбе гр. Чурсиной М.И. для дальнейшего использования данного помещения как жилое, а погреб в плане строительства жилого дома не предусматривался вообще, но по согласованию между Подрядчиком и Заказчиком был выполнен.

При этом ФИО4 суду пояснил, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ все нарушения будут устранены.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно п.п.3 п.1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" п.п.1 п.1 ст. 2 настоящего Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 3.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» по письменным заявлениям граждан данной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан, проживающих на территории Чойского района Законом Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ №-р возложены на муниципальное образование «<данные изъяты>», в данном случае на отдел труда и социального развития администрации МО «<данные изъяты>».

В судебном заседании установлено, что обеспечение жильем вдовы участника Великой Отечественной войны Чурсиной М.И. осуществлялось путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство жилого дома в <адрес>, что подтверждается копией договора о перечислении юридическим лицом ежемесячных пособий и других обязательных социальных выплат со своего банковского счета в пользу нескольких физических лиц- клиентов Банка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ОАО «Россельхозбанк» и Отделом труда и соцразвития администрации МО «<данные изъяты>», а также копией сберегательной книжки Чурсиной М.И.

ДД.ММ.ГГГГ между Чурсиной М.И. как заказчиком, ФИО5 (подрядчиком) и отделом труда и социального развития администрации МО «<данные изъяты>» в лице начальника отдела труда и соцразвития ФИО4 заключён договор подряда на строительство жилого дома стоимостью в 1116000 руб.

Согласно п. 1.2, п. 1.4 договора подряда Подрядчик был обязан произвести работы по строительству жилого дома в соответствии с выданной Отделом труда и соцразвития исходно-разрешительной документацией и проектно-сметной документацией, представленной Заказчиком.

В соответствии с п.2.5.1 договора Отдел труда и соцразвития обязался предоставить подрядчику в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимые технические условия и проектно-сметную документацию для производства строительных работ.

Как установлено в судебном заседании и следует из пояснений представителей Отдела проектно-сметной документации по строительству жилого дома Чурсиной М.И. не имеется, представленная ответчиком локальная смета № не имеет согласований и не утверждена ответственными должностными лицами, отсутствует проект дома, отсутствует согласование с заказчиком о размещении комнат, системы отопления, водоснабжения, канализации.

Согласно п.1.5 договора подряда срок выполнения работ установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Работа считается выполненной после утверждения в установленном порядке акта приемки законченного строительством (восстановленного) объекта приемочной комиссией.

Однако из материалов дела следует, что договор аренды земельного участка для строительства дома, а также разрешение на строительство оформлены Отделом ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после подписания договора подряда и начала работ.

В соответствии с п. 2.5.2. договора, Отдел обязан осуществлять контроль за ходом и качеством строительных работ, соблюдением сроков строительства, целевым использованием Подрядчиком выделенных Заказчиком средств.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5 суду пояснил, что осуществлял строительстве жилого дома для Чурсиной М.И. согласно договору подряда, заключенному между ним, Чурсиной М.И. и ФИО4, проектно-сметной документации не было, строительство велось по локальной смете, который предоставил Отдел труда. По устным предложениям самой Чурсиной М.И. была выложена отопительная печь из кирпича, водяное отопление не проводилось, погреба в смете также не имелось, однако по просьбе Чурсиной М.И. он был сделан. Вода в <адрес> в период с ноября и до весны уходит (по климатическим условиям) в разрешении для подключения воды дома Чурсиной М.И. к детскому саду Главой сельского поселения было категорически отказано. Дом выполнен из блоков и должен был отстояться в течение 2-3 месяцев, но поскольку было указание на быструю сдачу дома, строительство завершилось за 1 месяц. После сдачи дома никто к нему с вопросами об имеющихся недостатках не обращался. О том, что в доме промерзают стены, нет воды, и т.д. он узнал от ФИО4 в декабре 2010 года, но был вынужден выехать за пределы Республики в середине декабря 2010 года, и вернулся в феврале текущего года. Все нарушения им будут устранены, сразу после схода снега, т.е. в теплое время. В срок до ДД.ММ.ГГГГ Чурсина М.И.

В связи с изложенным, суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика об отсутствии у Отдела труда и соцразвития обязанностей по принятию мер устранить вышеназванные нарушения, так как они должны быть устранены подрядчиком.

Как установлено в судебном заседании договор подряда между Чурсиной М.И. как заказчиком, ФИО5 (подрядчиком) и Отделом труда и соцразвития заключен ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, фактически строительство дома Чурсиной М.И. осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта о приемке законченного строительством дома от ДД.ММ.ГГГГ следует, что работы по строительству одноэтажного жилого дома в <адрес> выполнены подрядчиком ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ и переданы заказчику Чурсиной М.И. в присутствии представителя Отдела труда и соцразвития ФИО4 по акту приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что в ходе обследования жилого дома специалистами отдела архитектуры и госстройнадзора Министерства регионального развития Республики Алтай в присутствии начальника Отдела труда и соцразвития ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что отопление в доме предусмотрено без системы водяного отопления путём установки печи, которой не достаточно для отопления всего дома, в связи с чем, в спальной комнате Чурсиной М.И. стены дома промерзают, на окнах образуется конденсат.

Из представленных прокурором объяснений Чурсиной М.И. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что она является сиротой, родственников в селе не имеет. Недостатки при строительстве дома были обнаружены в октябре 2010 года. Из-за бытовых проблем, связанных с переселением в некачественно построенный дом, ухудшилось её здоровье.

Кроме этого, водозаборная колонка, смонтированная в погребе дома, не работает. Из-за отсутствия воды Чурсина М.И. вынуждена вручную носить воду в дом из других источников водоснабжения, туалет, ванная в доме не функционируют. Погреб выполнен с нарушением строительных норм, в результате чего в нём постоянно образуется конденсат, условия для хранения овощей, картофеля отсутствуют, подпола в доме нет. Надворный туалет выполнен самостоятельно жильцами дома из подручных материалов.

Доводы представителей ответчика о том, что жилой дом выполнен согласно плану, наружные коммуникации, инженерные сооружения на момент сдачи дома обеспечивали нормальную эксплуатацию, были смонтированы, испытаны и приняты. ФИО5, осуществляющий строительство дома, передал объект, а Чурсина М.И. приняла законченный строительством дом, о чем свидетельствует акт приемки дома, суд считает несостоятельными.

Согласно п. 12, 13, 14 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами.

В соответствии с п. 4.1, 4.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10» Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») системы отопления и вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений. Системы отопления должны обеспечивать равномерное нагревание воздуха в помещениях в течение всего отопительного периода, не создавать запахи, не загрязнять воздух помещений вредными веществами, выделяемыми в процессе эксплуатации, не создавать дополнительного шума, должны быть доступными для текущего ремонта и обслуживания.

Из объяснений Чурсиной М.И. следует, что из-за преклонного возраста и состояния здоровья контролировать ход строительства, качество выполненных работ не могла.

В свою очередь Отдел труда и соцразвития в соответствии с п. 2.5.2. договора подряда должен был осуществлять надлежащий контроль за ходом и качеством строительных работ, соблюдением сроков строительства, целевым использованием Подрядчиком выделенных Заказчиком средств не осуществлялся, что привело к нарушению прав пенсионерки, вдовы ветерана ВОВ Чурсиной М.И.

В результате бездействия Отдела труда и соцразвития, выразившегося в несвоевременном принятии мер по устранению нарушений в доме Чурсиной М.И. в период с октября 2010 года и до наступления холодов, Отделом труда и соцразвития нарушены положения ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 23 ФЗ «О ветеранах», Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», а Чурсина М.И. не обеспечена надлежащим образом необходимыми условиями для проживания.

В связи с изложенным, суд считает заявление прокурора о признании незаконным бездействия отдела труда и социального развития администрации МО «<данные изъяты>» по устранению нарушений при эксплуатации жилого дома вдовы ветерана ВОВ Чурсиной М.И. и обязании принять меры по устранению нарушений, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействия отдела труда и социального развития администрации МО «<данные изъяты>» по устранению нарушений при эксплуатации жилого дома вдовы ветерана Великой Отечественной войны Чурсиной Матрены Иосифовны, находящегося по адресу: <адрес>.

Обязать отдел труда и социального развития администрации МО «<данные изъяты>» принять меры к обеспечению жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> отоплением в соответствии с требуемыми нормами, водоснабжением, канализацией, обустройством подвального помещения для хранения овощей в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме через Чойский районный суд.

Судья Э.П.Машкова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200