Судебный акт вступил в законную силу, не обжаловался



2-515/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 15 октября 2012 года

Чойский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Штанаковой Т.К.

с участием помощника прокурора <адрес> Ялбакова Э.Н.

при секретаре Мешкиновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "<данные изъяты>" об обязании организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на землях лесного фонда Российской Федерации, на территории Саракокшинского лесничества в квартале , выделе 29 в срок до ДД.ММ.ГГГГ, к администрации муниципального образования "<адрес>" об обязании организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, образовавшихся на землях лесного фонда Российской Федерации, на территории Саракокшинского лесничества в квартале , выделе 29 в срок до ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "<данные изъяты>" об обязании принять меры по ликвидации несанкционированного полигона твердых бытовых отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ, к администрации муниципального образования "<адрес>" об обязании принять меры по утилизации и переработке твердых бытовых отходов, образовавшихся на территории <адрес> в муниципальном образовании «<данные изъяты>» в тот же срок, мотивируя тем, что в ходе осуществления надзора за соблюдением природоохранного законодательства была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления полномочий, в области обращения с отходами на территории <адрес>. В результате проведенной проверки в деятельности администрации МО «<адрес>» и администрации МО «<данные изъяты>» выявлены нарушения в рассматриваемой сфере, а именно, что в МО «<данные изъяты>» осуществляется деятельность по размещению и эксплуатации полигона твердых бытовых отходов в <адрес>. Данный полигон твердых бытовых отходов расположен за границей <адрес> на расстоянии около 200 метров от близлежащих домов по <адрес> на землях гослесфонда, куда вывозятся отходы и мусор из села. Санитарно-эпидемиологическое заключение по отводу земельного участка отсутствует. Периодическая очистка территории прилегающей к полигону и подъездных путей от мусора не проводится, вследствие чего скопление твердых бытовых отходов осуществляется за пределами границ полигона. Не разработаны регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, не осуществляются контроль за распределением отходов в работающей части полигона, технологический цикл по изоляции отходов, учет поступающих отходов. Не соблюдается размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона. Отсутствуют порядок по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов ТБО, траншейная схема складирования ТБО; хозяйственная зона; производственно-бытовое здание для персонала; обеспечение питьевой и хозяйственно-бытовой водой; бетонированная ванна для дезинфекции ходовой части мусоровозов; ограждение либо осушительная траншея или вал по всему периметру полигона, шлагбаум в ограде полигона; освещение полигона; контрольные скважины; программа производственного контроля; производственный контроль не производится.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования частично изменил, прося в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать администрацию МО «<данные изъяты>» организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями на землях лесного фонда Российской Федерации, на территории Саракокшинского лесничества в квартале , выделе 29, обязать в тот же срок администрацию муниципального образования «<адрес>» организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, образовавшихся на указанном земельном участке.

Глава администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Шмырин Ю.С. требования прокурора признал, пояснив, что несанкционированная свалка бытовых отходов находится вблизи <адрес>, на земельном участке, выделенном по согласованию с <данные изъяты> лесхозом, так как указанный участок находится на землях гослесфонда. В связи с расширением границ сельского поселения часть лесных земель, в том числе и территория свалки, будет переведена в земли поселений, и находиться в черте Каракокшинского сельского поселения.

Представитель администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО3 требования прокурора не признал, указав, что на территории МО «<адрес>» отсутствуют какие-либо полигоны ТБО, в каждом поселении, в том числе и на территории <данные изъяты> сельского поселения, имеются свалки, которые не могут быть отнесены к полигонам по требованиям, установленным Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ -ст; Санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ, а также нормативными актами, определяющими понятие «сооружение», так как полигон ТБО является специальным сооружением, предназначенным для изоляции и обезвреживания ТБО и который должен гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Кроме того, территория, на которой располагается свалка, находится в собственности Российской Федерации, так как относится к землям лесного фонда. Это подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке. Каких-либо государственных полномочий в сфере лесных отношений муниципальному образованию «<адрес>» не передавалось. С учетом норм лесного и земельного законодательства считает необходимым возложить обязанности по ликвидации свалки с утилизацией и переработкой ТБО на <данные изъяты> лесничество Республики Алтай и на Министерство природных ресурсов Республики Алтай, как на уполномоченные исполнительные органы государственной власти Республики Алтай в сфере лесных отношений.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в числе основных полномочий органа местного самоуправления в области охраны окружающей среды предусматривает деятельность, направленную на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

В статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 указанной нормы Закона к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с частью 2 ст. 7 Закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 14, п.п. 7 п. 1 ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения и муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, на территории муниципального района.

Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 14, п.п.14 п. 1 ст. 15 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 3 ст. 8 Закона "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения и муниципального района (то есть к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу п. 2, п. 3 ст. 13 Закона "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 17 ст. 4 Устава муниципального образования <данные изъяты> <адрес> Республики Алтай, зарегистрированного в территориальном органе Министерства юстиции ДД.ММ.ГГГГ, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения указанного поселения. Пунктом 22 указанного Устава организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера так же отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.

Как следует из пунктов 8, 10 и 13 ст. 12 Устава муниципального образования «<адрес>» Республики Алтай, зарегистрированного в территориальном органе Министерства юстиции ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В судебном заседании установлено, что на земельном участке, расположенном вблизи <адрес> на расстоянии 200 метров, на территории <данные изъяты> лесничества в квартале выделе 29 организована свалка твердых бытовых отходов.

Это подтверждается информацией исполняющего обязанности руководителя структурного подразделения филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в Турочакском, <адрес>х» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому свалка является несанкционированной, действующей без санитарно-эпидемиологического заключения на размещение свалки, проекта размещения.

Из представленных ФИО3 кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ , плана границ земельного участка видно, что место свалки расположено в квартале 2 выдела 29 <данные изъяты> лесничества Чойского лесхоза, то есть на территории земель с разрешенным использованием для ведения лесного хозяйства, собственником которого является Российская Федерация.

Но довод представителя ответчика о незаконности возложения на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации свалки несостоятелен.

Действительно, ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации определяет общие обязанности землепользователей, в том числе и собственников земельных участков, среди которых - защита земель от захламления отходами производства и потребления и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидация последствий загрязнения; рекультивация нарушенных земель.

Вместе с тем, указанная норма не указывает на то, что перечисленные обязанности возлагаются на собственников земельных участков в случае, если захламление земель, их порча являются следствием противоправных действий других лиц.

Доказательств того, что организация несанкционированной свалки осуществлена собственником земельного участка, входящего в федеральную собственность как лесные участки, в материалах дела отсутствуют.

Напротив, из материалов, представленных сторонами, а именно: заявления главы сельской администрации МУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, постановления от ДД.ММ.ГГГГ главы муниципального образования «<адрес>», акта выбора земельного участка под свалку для ТБО по адресу <адрес> за <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, акта технического обследования земельных участков, испрашиваемых к отводу из лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, письма директора Чойского лесхоза, экспертного заключения главного врача филиала ФГУЗ ЦГиЭ в Турочакском и <адрес>х от ДД.ММ.ГГГГ по отводу земельного участка для размещения полигона ТБО, Санитарно-эпидемиологического заключения от ДД.ММ.ГГГГ, чертежа отвода площади под свалку от 2004 года, следует, что указанный лесной участок был предоставлен под размещение свалки твердых бытовых отходов и мусора по ходатайству Каракокшинского сельского поселения и его размещение согласовано с местным органом самоуправления муниципального образования «<адрес>».

Поскольку размещение свалки органами местного самоуправления осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, то тем самым нарушаются закрепленные ст. 42 Конституции РФ. Ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду.

Судом установлено, что указанные вопросы местного значения администрацией муниципального образования <данные изъяты> сельского поселения <адрес> и администрацией муниципального образования «<адрес>» не решаются.

В то же время доводы представителя администрации МО «<адрес>» о том, что указанная свалка не является полигоном ТБО, обоснованы, исходя из требований Постановления Главного государственным санитарного врача Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждены Санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, находящихся на территории <данные изъяты> лесничества в квартале , выделе 29, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию муниципального образования "<адрес>" организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, образовавшихся на территории Саракокшинского лесничества в квартале , выделе 29, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме через Чойский районный суд.

Судья Т.К. Штанакова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200