2-513/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 15 октября 2012 года
Чойский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Штанаковой Т.К.
с участием помощника прокурора <адрес> Ялбакова Э.Н.
при секретаре Мешкиновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "<данные изъяты>" об обязании организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок до ДД.ММ.ГГГГ; к администрации муниципального образования «<адрес>» об обязании организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, образовавшихся на территории <адрес> в границах муниципального образования «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "<данные изъяты>" об обязании принять меры по ликвидации несанкционированного полигона твердых бытовых отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ; к администрации муниципального образования «<адрес>» об обязании принять меры по утилизации и переработке бытовых отходов, образовавшихся на территории <адрес> в границах муниципального образования «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что в ходе осуществления надзора за соблюдением природоохранного законодательства была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления полномочий в области обращения с отходами на территории <адрес>. В результате проведенной проверки в деятельности администрации МО «<адрес>» и администрации МО «<данные изъяты>» выявлены нарушения в сфере природоохранного законодательства, а именно установлено, что на территории МО «<данные изъяты>» осуществляется деятельность по размещению и эксплуатации несанкционированного полигона твердых бытовых отходов (далее ТБО), расположенного на расстоянии 400 метров от <адрес>, куда вывозятся отходы и мусор из села. Санитарно-эпидемиологическое заключение по отводу земельного участка отсутствует. Периодическая очистка территории прилегающей к полигону и подъездных путей от мусора не проводится, вследствие чего скопление твердых бытовых отходов осуществляется за пределами границ полигона. Не разработаны регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, не осуществляются контроль за распределением отходов в работающей части полигона, технологический цикл по изоляции отходов, учет поступающих отходов. Не соблюдается размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона. Отсутствуют порядок по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов ТБО, траншейная схема складирования ТБО; хозяйственная зона; производственно-бытовое здание для персонала; обеспечение питьевой и хозяйственно-бытовой водой; бетонированная ванна для дезинфекции ходовой части мусоровозов; ограждение либо осушительная траншея или вал по всему периметру полигона, шлагбаум в ограде полигона; освещение полигона; контрольные скважины; программа производственного контроля; производственный контроль не производится.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования частично изменил, прося в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать администрацию МО «Верх-Пьянковское сельское поселение» организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, обязать в тот же срок администрацию муниципального образования «<адрес>» организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, образовавшихся на территории <адрес> в границах муниципального образования «<данные изъяты>».
Глава администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <данные изъяты> Т.И. требования прокурора признала, пояснив, что несанкционированная свалка бытовых отходов находится на землях <данные изъяты> на расстоянии около 500 метров от села Ускуч с 90-х годов, администрация поселения принимала попытки узаконить свалку, но средства для обустройства полигона ТБО в бюджете поселения отсутствуют.
Представитель администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО3 требования прокурора не признал, указав, что на территории МО «<адрес>» отсутствуют какие-либо полигоны ТБО, в каждом поселении, в том числе и на территории <данные изъяты>, имеются свалки, которые не могут быть отнесены к полигонам по требованиям, установленным Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №-ст; Санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ, а также нормативными актами, определяющими понятие «сооружение», так как полигон ТБО является специальным сооружением, предназначенным для изоляции и обезвреживания ТБО и который должен гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в числе основных полномочий органа местного самоуправления в области охраны окружающей среды предусматривает деятельность, направленную на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
В статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 указанной нормы Закона к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с частью 2 ст. 7 Закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 14, п.п. 7 п. 1 ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения и муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, на территории муниципального района.
Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 14, п.п.14 п. 1 ст. 15 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 3 ст. 8 Закона "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения и муниципального района (то есть к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 2, п. 3 ст. 13 Закона "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 18 ст. 4 Устава муниципального образования <данные изъяты> <адрес> Республики Алтай, зарегистрированного в территориальном органе Министерства юстиции ДД.ММ.ГГГГ, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения указанного поселения. Пунктом 22 указанного Устава организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера так же отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.
Как следует из пунктов 8, 10 и 13 ст. 12 Устава муниципального образования «<адрес>» Республики Алтай, зарегистрированного в территориальном органе Министерства юстиции ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В судебном заседании установлено, что на земельном участке, расположенном вблизи <адрес> на расстоянии 400 метров организована свалка твердых бытовых отходов.
Это подтверждается информацией исполняющего обязанности руководителя структурного подразделения филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в Турочакском, <адрес>х» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому свалка является несанкционированной, действующей без санитарно-эпидемиологического заключения на размещение свалки, проекта размещения.
В соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ главы Верх-Пьянковской сельской администрации, а также описанием границ Верх-Пьянковского сельского поселения с Чойским сельским поселением, указанным в п. 4 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ» место расположение свалки входит в состав земель Верх-Пьянковского сельского поселения <адрес> Республики Алтай.
Наличие в границах Верх-Пьянковского сельского поселения <адрес> несанкционированной свалки ТБО, не оспариваются представителями ответчиков.
Поскольку размещение свалки органами местного самоуправления осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, то тем самым нарушаются закрепленные ст. 42 Конституции РФ. Ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду.
Судом установлено, что указанные вопросы местного значения администрацией муниципального образования <данные изъяты> <адрес> и администрацией муниципального образования «<адрес>» не решаются.
Доводы ответчиков об отсутствии финансирования для решения вопросов, постановленных в иске прокурором, несостоятельны, исходя из того, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 пункта 1 статьи 14, подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ.
В то же время доводы представителя администрации МО «<адрес>» о том, что указанная свалка не является полигоном ТБО обоснованы, исходя из требований Постановления Главного государственным санитарного врача Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждены Санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, образовавшихся на территории <адрес> в границах муниципального образования «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца с момента его оглашения через Чойский районный суд.
Судья Т.К. Штанакова