копия 2-3291\2011 Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Екатеринбург 13 июля 2011 г. Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Ольковой А.А. при секретаре Сафиуллиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Бизнес-клуб «Глобус» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выделить специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, возложении обязанности в дальнейшем не нарушать требований по ежемесячному предоставлению в центр занятости сведений о выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, УСТАНОВИЛ: Прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявил иск к ЗАО «Бизнес-клуб «Глобус» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выделить специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, возложении обязанности в дальнейшем не нарушать требований по ежемесячному предоставлению в центр занятости сведений о выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты. В заявлении указано, что прокуратурой Чкаловского района г. Екатеринбурга по обращению отделения по Чкаловскому району Государственного учреждения занятости населения Свердловской области – «Екатеринбургский центр занятости» была проверка по соблюдению ответчиком законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов, в ходе которой установлено, что указанное общество не представляет в Чкаловское отделение Екатеринбургского центра занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Среднесписочное количество работников в указанной организации составляет 218 человека, установленная квота для приема на работу инвалидов равна 8. На момент проверки невыполнение квоты для приема инвалидов составило 8 человек. Действиями общества нарушаются права инвалидов на труд. В судебное заседание прокурор не явился, извещен надлежащим образом. Представил заявление, в котором отказался от исковых требований в части возложения обязанности выделить специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в связи с их добровольным удовлетворением, в остальной части на удовлетворении исковых требований настаивал. Определением суда от 13.07.2011 производство по делу в данной части прекращено. Представитель ответчика по доверенности Сальникова С.В. иск не признала, указав, что квота на предприятии соблюдается как на момент проверки, так и в настоящее время. Предприятие создало рабочие места для инвалидов в большем объеме. чем установлена квота и готово рассматривать любую кандидатуру исходя из общих требований по вакансии (заработок, график работы, опыт и квалификация). В подтверждение представила документы о соблюдении квот начиная с января 2011 г. и сведения об отправке данных документов в Центр занятости. Представитель Чкаловского отделения ГУЗН СО «Екатеринбургский центр занятости» Кибкало И.Ф. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представила сведения о том, что по состоянию на 23.06.2011 среднесписочная численность предприятия ООО «Уральский металлургический завод» составляет 283 человек. Для ответчика установлена квота 3 % или 8 человек, информация о выполнении квоты отсутствует, невыполнение квоты составляет 8 человек. В мае и в июне выполнение квоты подтверждено. Заслушав представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению. Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Пунктом 7 Декларации о правах инвалидов, утвержденной Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 от ДД.ММ.ГГГГ, регламентировано право инвалидов на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или заниматься полезной, продуктивной и вознаграждаемой деятельностью и являться членами профсоюзных организаций. Государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими; оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов (ст. 27 Конвенции о правах инвалидов, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ №, подписанной Российской Федерацией ДД.ММ.ГГГГ). Частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 25 названного Закона работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе: соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов; трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Статьями 21 и 24 Федерального закона № 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. В силу п.п. 1, 2, 3 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории <адрес>» по результатам аттестации рабочих мест работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты для приема на работу инвалидов в размере 2 процента от среднесписочной численности работников и в течение трех рабочих дней в письменном виде информирует органы службы занятости населения по месту расположения организации. Названным постановлением устанавливается организациям, расположенным на территории <адрес>, с численностью работников более 100 человек квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников. Организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 процентов признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников. Как установлено судом, среднесписочное количество работников ЗАО «Бизнес-клуб «Глобус» составляет 283 человека, квота по приему инвалидов для ответчика - 8 человек, которая на момент подачи настоящего иска ДД.ММ.ГГГГ выполнена в полном объеме. Как следует из представленных ответчиком сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакансий) за период с января 2011 г. по июнь 2011 г. квота для инвалидов ответчиком соблюдалась. В списке вакансий в счет квоты указаны: уборщик помещений (2 чел.), продавец-кассир (5 чел.), мойщица посуды (2 чел.), контролер-охранник (5 чел.). Направление указанных сведений в Центр занятости подтверждается квитанциями об отправке корреспонденции. При таких обстоятельствах факт неисполнения ответчиком вышеприведенных требований закона о создании рабочих мест и трудоустройству инвалидов в необходимом количестве не установлен. Соответственно, требования прокурора о признании незаконным бездействия ответчика и возложении обязанности в дальнейшем не нарушать требований по ежемесячному предоставлению в центр занятости сведений о выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Бизнес-клуб «Глобус» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выделить специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, возложении обязанности в дальнейшем не нарушать требований по ежемесячному предоставлению в центр занятости сведений о выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга. Судья подпись Копия верна. Решение вступило в законную силу 26 июля 2011 года. Судья: Секретарь: Л.д.73-76