О признании деятельности по сбросу сточных вод в водный объект незаконной



<данные изъяты> №2-694/2011

Мотивированное решение изготовлено 17 января 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 12 января 2011 года

Чкаловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Козлова О.А. при секретаре Сафиуллиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по ФИО1 <адрес> действующего в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к открытому акционерному обществу «Уральский завод химического машиностроения» о признании деятельности по сбросу сточных вод в водный объект незаконной и возложении обязанности получить решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ, предъявил к ОАО «Уральский завод химического машиностроения» (далее – ОАО «Уралхиммаш») иск о признании деятельности по сбросу сточных вод в водный объект в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование незаконной и возложении обязанности получить решение о предоставлении водного объекта – реки Исеть в пользование для сброса сточных вод.

В заявлении указано, что прокуратурой <адрес> в <данные изъяты> года проведена проверка по заявлению <данные изъяты> Росприроднадзора <данные изъяты> о нарушении ОАО «Уралхиммаш» законодательства об охране и использовании водных объектов, в ходе которой установлено, что ОАО «Уралхиммаш» в соответствии с Уставом осуществляет деятельность по проектированию, конструированию производства, монтажу, диагностированию, ремонту, реализации и внедрению машиностроительной продукции для химической промышленности и других отраслей промышленности, в том числе требующих специальных разрешений (лицензий). В ходе осуществления указанной деятельности ОАО «Уралхиммаш» образуются недостаточно-очищенные сточные воды, которые после прохождения через очистные сооружения физико-химической очистки предприятия через выпуск сбрасываются в реку <данные изъяты> Сброс сточных вод и (или) дренажных вод является видом пользования водным объектом. В нарушение законодательства ОАО «Уралхиммаш» в настоящее время самовольно, в отсутствие решения, использует поверхностные воды реки <данные изъяты> в целях сброса недостаточно-очищенных сточных вод. Очистные сооружения предприятия действуют с <данные изъяты> года, реконструкции не подвергались, технологически устарели, физически изношены, в результате чего сточные воды предприятия сбрасываются в водный объект - реку Исеть недостаточно очищенными. Осуществляемый в настоящее время обществом сброс недостаточно-очищенных сточных вод нарушает экологические права неопределенного круга лиц, поскольку эта деятельность производится без решения компетентного государственного органа, определяющего в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и предупреждения негативного влияния хозяйственной деятельности на ее компоненты допустимую антропогенную нагрузку (объем и качество, несоответствие нормативам предельно-допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах) на один из объектов охраны - поверхностные воды. Незаконный сброс недостаточно очищенных сточных вод, представляет угрозу для качества поверхностных вод реки Исеть, безопасности окружающей среды и здоровья населения.

В судебном заседании прокурор ФИО3 иск поддержала и пояснила, что неправомерные действия ответчика влекут нарушение природоохранного законодательства, с учетом сложившееся ситуации необходимо решение суда о возложении обязанности на ОАО «Уралхиммаш» об их устранении в минимально возможный срок.

Представитель ОАО «Уралхиммаш» по доверенности ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала и просила установить срок для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование указанного срока пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Уралхиммаш» заключило с ООО <данные изъяты>» договор на разработку, согласование и утверждение проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, оплатив ДД.ММ.ГГГГ 50 % стоимости работ по нему. Исполнитель <данные изъяты>» обязалось выполнить работы по указанному договору до ДД.ММ.ГГГГ Поскольку данный срок определен сторонами без учета выявления и устранения замечаний всех необходимых органов и организаций, Общество просит установить срок для получения о предоставлении водного объекта в пользование до ДД.ММ.ГГГГ

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в судебном заседании лиц, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Пунктами 14, 19 ст. 1 Водного кодекса РФ использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц; сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

Водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к поверхностным водным объектам (п. 2 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.п. «б» п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации на основании решений (если иное не предусмотрено частью 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: сброса сточных и (или) дренажных вод.

Пунктами 5, 8 вышеуказанного Постановления предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее - заявитель) обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктами 4 - 6 настоящих Правил (далее - исполнительный орган или орган местного самоуправления) по месту расположения водного объекта.

П. 2 ч. 2 ст. 11, ч. 3 ст. 22 Водного кодекса РФ установлено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать: 1) указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод; 2) объем допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод; 3) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

В силу пункта 1 части 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Абзацами 1, 5 части 1, частью 2 статьи 22 и частью 4 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (статья 42 Конституции РФ и статья 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Судом установлено, что ОАО «Уралхиммаш» осуществляет хозяйственную деятельность в нарушение указанного действующего законодательства, при отсутствии решения о предоставлении водного объекта – реки <данные изъяты> в пользование для сброса сточных вод, что оказывает негативное воздействие окружающую среду.

Обстоятельства осуществления ответчиком в черте <адрес> деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, при отсутствии решения о предоставлении водного объекта – реки <данные изъяты> в пользование для сброса сточных вод, не оспорены и подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно: актом проверки Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УрФО от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> объяснениями главного инженера ОАО «Уралхиммаш» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что природоохранной деятельности не уделялось должного внимания в связи со сменой руководящего состава и тяжелым финансовым положением Общества (л.д. 41-43); договором о согласовании проекта нормативов предельно-допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, заключенным ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Уралхиммаш» и ООО <данные изъяты> и заданием, сметой и перечнем к нему (<данные изъяты> платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ об оплате услуг по договору <данные изъяты>); приказом ОАО «Уралхиммаш» от ДД.ММ.ГГГГ о разработке документации по охране окружающей среды (<данные изъяты>).

Согласно ст.1 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды.

В данном случае, это обязательное наличие решения о предоставлении водного объекта – реки <данные изъяты> в пользование для сброса сточных вод, которое может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Поскольку получение решения о предоставлении водного объекта – реки <данные изъяты> в пользование для сброса сточных вод, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, являются обязанностью юридических лиц, и регламентируется природоохранным законодательством и санитарно-пидемиологическими правилами и нормативами (Федеральный закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ, Водным кодексом РФ, и ФЗ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ), суд находит требование о возложении обязанности на ОАО «Уралхиммаш» получить решение о предоставлении водного объекта – реки <данные изъяты> в пользование для сброса сточных вод обоснованным, законным и подлежащим удовлетворению.

Частью 1 ст. 8.14 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Принимая во внимание, что действующее административное законодательство под угрозой приостановления деятельности в связи с создаваемой угрозой для здоровья граждан запрещает без установления санитарно-защитной зоны осуществление деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, суд в силу вышеуказанных норм находит заявленный иск подлежащим удовлетворению.

С учетом заявленных требований и необходимости проведения большого объема работ по устранению замечаний к проекту нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в и микроорганизмов в водные объекты, суд находит возможным установить срок для получения решения о предоставлении водного объекта - реки <данные изъяты> в пользование для сброса сточных вод до ДД.ММ.ГГГГ

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19, п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина в сумме 4 000 рублей, от уплаты которой прокурор при подаче ФИО1 неимущественного характера в защиту интересов неопределенного круга граждан освобожден, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 12, 173, 196-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 <адрес> действующего в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к открытому акционерному обществу «Уральский завод химического машиностроения» о признании деятельности по сбросу сточных вод в водный объект незаконной и возложении обязанности получить решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, - удовлетворить.

Признать незаконной деятельность открытого акционерного общества Уральский завод химического машиностроения» по сбросу сточных вод в водный объект в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Возложить обязанность на открытое акционерное общество Уральский завод химического машиностроения», в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить решение о предоставлении водного объекта - реки <данные изъяты> в пользование для сброса сточных вод.

Взыскать с открытого акционерного общества Уральский завод химического машиностроения» в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей, которая подлежит уплате ответчиком добровольно в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты государственной пошлины ответчик должен представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения, с подачей жалоб через Чкаловский районный суд <адрес>, принявший решение.

Судья /подпись/

<данные изъяты>. Решение вступило в законную силу 28 января 2011 года.

Судья:

Секретарь:

<данные изъяты>3