<данные изъяты> 2- 3045/2010 Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2010 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <адрес> 26 ноября 2010 года Чкаловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Козлова О.А. при секретаре Сафиуллиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Чертакова ФИО8 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес>, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> полигоне, УСТАНОВИЛ: Чертаков ФИО9. предъявил иск к Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по <адрес> (далее – УСЗН) и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее- МЧС России) о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения единого образца и взыскании судебных расходов в сумме <данные изъяты> рублей. В заявлении указано, что в периоды с <данные изъяты>. по <данные изъяты>. и с <данные изъяты>. по <данные изъяты>. Чертаков <данные изъяты>. проживал в <адрес>. В зоне повышенного радиационного риска суммарная эффективная эквивалентная доза, полученная Чертаковым ФИО10 составляет 0<данные изъяты> Единовременная денежная компенсация ему не выплачивалась. В выдаче удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки Чертакову ФИО11 отказано в связи с тем, что период проживания на территории <данные изъяты> не соответствует периоду радиационного воздействия, а также в связи с отсутствием документа, подтверждающего проживание в населённом пункте, включённом в утверждённые Правительством РФ перечни населённых пунктов. В судебном заседании Чертаков ФИО12 иск поддержал и пояснил, что он с <данные изъяты>. проживал и с <данные изъяты> по <данные изъяты> г. работал в шахте на территории <адрес>, где в установленном законом порядке был признан подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> полигоне, что подтверждается выданным ему удостоверением. После выхода на пенсию в <данные изъяты>. он с семьей переехал в <адрес>. С целью получения мер социальной поддержки он обратился в <данные изъяты>, где ему пояснили, что данный вопрос будет решен после заключения между Российской Федерацией и <данные изъяты> соответствующего соглашения. С целью подтверждения статуса лица, подвергшегося радиационному воздействию им в <данные изъяты> была получена и представлена в <данные изъяты> справка о полученной дозе облучения. Однако до настоящего времени меры социальной поддержки ему не назначены. Его пенсия составляет <данные изъяты> рублей, он состоит на медицинском учете по заболеваниям, связанным с сердечнососудистой системой, периодически проходит стационарное лечение. Считает, что все необходимые документы, подтверждающие полученную им дозу радиационного воздействия, им представлены, необходимости в проведении дополнительного исследования нет, денежных средств для поездки в <адрес> или в <адрес> и оплаты экспертизы у него не имеется. Представитель МЧС РФ по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения иска, пояснив, что надлежащий документ, подтверждающий полученную Чертаковым ФИО13. дозу облучения, не представлен. Для разрешения возникшего спора необходимо экспертное исследование, которое должно быть оплачено <данные изъяты>. Представитель <данные изъяты> по доверенности ФИО5 по аналогичному основанию возражала против удовлетворения иска, просила назначить экспертное исследование за счет МЧС России. Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в совокупности, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 22 ФЗ РФ «О радиационной безопасности населения» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Согласно ст. 26 ФЗ РФ «О радиационной безопасности населения» граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 1 ФЗ РФ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установлено, что гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и «Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных ст. 1 ФЗ РФ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», осуществляется на основании сведений об их проживании в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке (п. 2). Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке (п. 3). Для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам (п.4). Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые МЧС России (п.5). В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном определять порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. На основании п. 3 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы), с соответствующим письменным заявлением, к которому прилагаются: паспорт гражданина Российской Федерации и документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (ФИО6 из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно- эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни). В судебном заседании установлено, что Чертаков <данные изъяты>. в период с <данные изъяты>. по <данные изъяты>. проживал в <адрес>, что подтверждается соответствующими справками (<данные изъяты> В Перечне населенных пунктов бывшей <данные изъяты>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> полигоне, утвержденном распоряжением Правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, как населенный пункт, население которого получило вследствие ядерных испытаний ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более <данные изъяты> не указан. Статей 13 «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» 1993 года установлено, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения (ч.1). Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов (ч.2). Российская Федерация и Казахстан данную Конвенцию подписали. Более того, в период проведения ядерных испытания на Семипалатинском ядерном полигоне и Российская Федерация и Казахстан были единым государством, граждане которого имели одинаковые права на радиационную безопасность, на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и на возмещение причиненных им убытков, обусловленных ионизирующим излучением, и должны иметь одинаковые права, несмотря на то, что нынешние граждане Российской Федерации проживали ранее на территории теперь другого государства <данные изъяты> В удостоверении ВК №, выданном Республикой <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Чертаков ФИО14 проживал в <адрес>, расположенном в зоне повышенного радиационного риска (<данные изъяты>). Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГУ «Отдела занятости и социальных программ <адрес>», в соответствии с Законом <адрес> «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> ядерном полигоне» <адрес> относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население <данные изъяты> В представленной Чертаковым ФИО15 справке <данные изъяты> <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Чертаков ФИО16. с <данные изъяты>. по <данные изъяты>. проживал в <адрес>. С учетом радиологического маршрута проживания в зоне повышенного радиационного риска суммарная эффективная эквивалентная доза Чертаковым ФИО17. составляет <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Соглашением между Республикой <данные изъяты> и Российской Федерацией Чертаков ФИО18. приобрел гражданство РФ (<данные изъяты> Доказательств опровергающих сведения, изложенные в выданных Чертакову <данные изъяты>. в <адрес> документах, ответчиками не представлено, ходатайства о проведении соответствующего исследования с обязательством оплаты необходимых расходов на поездку и услуг экспертов не заявлено. В соответствии со ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению и принимает решение по заявленным истцом требованиям. При таких обстоятельствах суд находит, что имеющиеся у Чертакова <данные изъяты>. удостоверение, выданное в соответствии с Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ВК № «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> полигоне» и справка <данные изъяты> силу Конвенции <данные изъяты> подтверждает на территории РФ обстоятельства того, что он подвергся радиационному воздействию вследствие испытаний на <данные изъяты> полигоне с полученной суммарной (накопленной) дозой облучения более <данные изъяты>), т.е. являются документами, подтверждающими на территории РФ получение истцом сверхнормативной дозы облучения вследствие испытаний на <данные изъяты> полигоне, которые могут быть подвергнуты проверке уполномоченным органом в соответствии с п. 4 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №. Доводы представителей МЧС России и УСЗН о том, что указанное удостоверение и справка <данные изъяты> <адрес> не может являться доказательством оказанного на истца радиационного воздействия вследствие испытаний на <данные изъяты> полигоне в связи с отсутствием методики реконструкции доз облучения населения на территориях и указания на полученную дозу облучения необоснованны, поскольку данный документ выдан в установленном законом <адрес> порядке (по установленной форме и скреплен гербовой печатью) и признается на территории Российской Федерации, в нем указан интервал сверхнормативного облучения <данные изъяты>, минимальное значение которого превышает значение дозы облучения – <данные изъяты>, установленное ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О социальных ФИО19 А.Ф. получившим сверхнормативную суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более <данные изъяты>), но не превышающую <данные изъяты> Согласно Определению Конституционного Суда РФ №-О-П от ДД.ММ.ГГГГ «По жалобе гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> полигоне» в соответствии со ст.1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> полигоне» установленные данным ФЗ меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в <данные изъяты> годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Как следует из названного законоположения - с учетом целевого предназначения данного ФЗ, выраженного в его преамбуле, - меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством РФ перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов. Таким образом, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции РФ, объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством РФ перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Из этого исходит и Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «О радиационной безопасности населения» (ст.22,25,26) (п.3). Таким образом, ст.1 ч.1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным ФЗ мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством РФ в соответствующий перечень. При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (п.4). Конституционный Суд РФ в определении № от ДД.ММ.ГГГГ «По запросу <адрес> Думы о проверке конституционности подпункта «б» пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному подвергшихся вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» указал, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, как вытекает из ст.1,2,7 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 42, 53 - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологической катастрофой. Обязанность государства по возмещению вреда от экологических бедствий предопределена также правом нынешнего и будущих поколений на защищенность от радиационного излучения, связанного с использованием ядерной энергетики, которая согласно ст. 71 ч. 1 п. «и» Конституции Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации и объекты которой относятся исключительно к федеральной собственности. Вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя. Развивая приведенные правовые позиции, изложенные в Постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О «По запросу Сормовского районного суда <адрес>» пришел к выводу, что государство не может произвольно отказываться от уже признанного им статуса определенных категорий граждан и снижать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности. Согласно ст. 5 ч. 1 названного Федерального закона гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления; порядок выдачи этих удостоверений определяется Правительством РФ. Во исполнение указанного предписания Правительство РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утвердило «Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> полигоне», пунктом 2 которых в полном соответствии со ст.1 названного Федерального закона установлено, что удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Вместе с тем подпунктом "б" п.3 Правил предусмотрено, что для получения удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки, от гражданина требуется документальное подтверждение факта проживания в конкретном населенном пункте именно на день проведения ядерных испытаний, при том, что ни из Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ни из Федеральных законов, касающихся социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не следует, что для получения права на установленные ими меры социальной поддержки необходимо было проживать (находиться) в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в дни их проведения – ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Признание за гражданами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, права на возмещение вреда здоровью свидетельствует о принятии государством на себя обязанности по возмещению такого вреда, в том числе в виде предоставления мер социальной поддержки. Соответственно, и механизм исполнения государством своей обязанности не должен быть таковым, чтобы им ограничивались права этих граждан или сужался круг лиц, уже признанных законом в качестве получателей этих мер. Иное означало бы неправомерное ограничение закрепленного в ст.42 Конституции РФ права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение ст.55 ч.2,3 Конституции РФ, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые по смыслу ст.1,2,6 ч.2,15 ч.4,17 ч.1,18,19,55 ч.1 Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере. Требование подпункта «б» п.3 «Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» документального подтверждения факта проживания в конкретном населенном пункте именно на день проведения ядерных испытаний ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, не должно влечь за собой сужение круга лиц, на которых распространяется действие закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> полигоне». Таким образом, в ходе исследования представленных доказательств в совокупности судом в силу вышеприведенных норм закона установлено, что Чертаков <данные изъяты> проживавший в период с <данные изъяты>. по <данные изъяты>. в <адрес>, является лицом, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более <данные изъяты> вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> полигоне. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Отсутствие единой методики оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке, и в связи с этим правового механизма включения граждан, подвергшихся сверхнормативному радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в соответствующий реестр и выдачи им удостоверений установленного образца, не может являться основанием для отказа в иске поскольку это противоречит требованиям статей 1,7, 19, 39, 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и неправомерно ограничивает права каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью экологическим правонарушением, нарушение принципов равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на возмещение вреда здоровью, причиненного воздействием радиационного излучения и других неблагоприятных факторов. При таких обстоятельствах доводы представителей ответчиков о том, что Чертаков <данные изъяты> не проживал в установленный период радиационного воздействия в населенном пункте, включенном в перечень, утвержденный Правительством РФ, и не представил документ, подтверждающий получение им сверхнормативной дозы облучения, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку в ходе исследования указанных доказательств в совокупности судом достоверно установлено, что истец является лицом, получившим вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> полигоне сверхнормативную суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения 18.8 сЗв (бэр), поэтому она как гражданин РФ, подвергшийся радиационному воздействию вследствие испытаний на <данные изъяты> полигоне с получением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более <данные изъяты> но не превышающей <данные изъяты> (бэр), подлежит включению в установленном порядке в соответствующий реестр учета граждан, имеет право на получение удостоверения единого образца и мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> полигоне». Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенному иску. В соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда РФ, изложенном в пункте 3 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, представителем надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда, причинённого здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, являются органы социальной защиты населения, которые согласно части 3 статьи 125 ГК РФ уполномочены выступать от имени казны РФ по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. С учетом того, что именно на органы социальной защиты населения возложена обязанность по выплате компенсации гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, надлежащим ответчиком по настоящему делу является территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> (ТОИОГВСО) - Управление социальной защиты населения <адрес>. Поскольку предметом настоящего иска являлись меры социальной поддержки граждан, понесенные Чертаковым <данные изъяты>Ф., вынужденные судебные расходы на оплату юридических услуг в сумме <данные изъяты> рублей подлежат взысканию в ее пользу с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес>. Руководствуясь ст. ст. 12, 173, 196-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Чертакова <данные изъяты> к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес>, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> полигоне - удовлетворить. Признать Чертакова <данные изъяты> подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более <данные изъяты>), но не превышающей <данные изъяты> Взыскать в пользу Чертакова <данные изъяты> с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> расходы на оплату юридических услуг в сумме <данные изъяты> рублей. Взыскать в пользу Чертакова ФИО20 с Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий расходы на оплату юридических услуг в сумме <данные изъяты> рублей. Данное решение является основанием для признания за Чертаковым ФИО21 права на получение мер социальной поддержки предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> полигоне», как гражданина РФ, получившего суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более <данные изъяты>), но не превышающую <данные изъяты>), и выдачи удостоверение установленного образца. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалоб через <данные изъяты> районный суд <адрес>, принявший решение. Судья: /подпись/ <данные изъяты> Судья: Секретарь: <данные изъяты> Выписка О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда от 10 марта 2011 г. О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Чкаловского районного суда <адрес> от 26.11.2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика УСЗН ФИО5 - без удовлетворения. Председательствующий: подпись Судьи: подписи <данные изъяты>. Определение вступило в законную силу 10 марта 2011 года Судья: Секретарь: <данные изъяты>4