ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Екатеринбург 02 ноября 2011г. Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Коршуновой Е.А. при секретаре Рассамагиной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Второе Свердловское авиапредприятие» о возложении обязанности по выполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов, УСТАНОВИЛ: Свердловский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие» о возложении обязанности по выполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов. В заявлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ Свердловской транспортной прокуратурой по заданию Уральской транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие» требований законодательства о защите прав инвалидов на объектах воздушного транспорта. В ходе проверки здания аэровокзального комплекса аэропорта Уктус установлен ряд нарушений законодательства о защите прав инвалидов, о защите прав потребителей, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также санитарных правил и норм. Так, нарушаются права инвалидов на доступ и беспрепятственное пользование воздушным транспортом и средствами связи. Проверкой установлено, что в нарушение п. 3.12 Строительных норм и правил Российской Федерации 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73 (введены в действие с 01.09.2001 г.; далее – СниП 35-01-2001), на парковке автотранспорта, расположенного перед входом в аэровокзальный комплекс, не выделены места для парковки личного транспорта инвалидов. Места парковки не обозначены специальными знаками, принятыми в международной практике. В нарушение п. 3.4 СНиП 35-01-2001 высота бордюра в месте пересечения тротуара с проезжей частью более 0,05 метра. В нарушение п. 3.23 СНиП 35-01-2001 дверной проем в аэровокзальный комплекс имеет порог высотой более 2,5 см. В нарушение п. 3.57, 3.67 СНиП 35-01-2001 туалетные комнаты, расположенные в здании аэровокзала аэропорта Уктус, не оборудованы двухсторонней связью с диспетчером или дежурным, либо кнопкой звонка, не имеют свободного пространств для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. Кроме этого, в нарушение п. 4.12.СНиП 35-01-2001 в здании аэровокзального комплекса отсутствует специально выделенные места для инвалидов и других маломобильных групп населения из расчета не менее 5% общей вместимости учреждения. В нарушение п. 3.51, 3.56 СНиП 35-01-2001 в здании аэровокзального комплекса отсутствуют системы средств информации и сигнализации; в здании аэровокзального комплекса не осуществлена установка звуковых информаторов для лиц, с недостатками зрения и дефектами слуха. В нарушение абз. 5 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) перронные автобусы не оснащены техническими подъемниками для посадки инвалидов на креслах-колясках. В судебном заседании представитель Свердловского транспортного прокурора – помощник Свердловского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие» - ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, суду пояснила, что у ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие» в настоящее время не имеется денежных средств для устранения выявленных нарушений, Кроме того, ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие» на основании решения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А60-1717/2008-С11 признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства. В связи с этим Приказом ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие» от ДД.ММ.ГГГГ № приостановлена производственная деятельность предприятия. Представитель ответчика полагает, что при таких обстоятельствах возложение обязанности на ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие» по устранению выявленных нарушений является неправомерным. Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения <адрес>, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. От УСЗН по <адрес> в суд поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителя (л.д. 61). Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что основными видами деятельности ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие» является осуществление за плату воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов, почты и выполнение авиационных работ, инженерно-техническое обеспечение, эксплуатация, техническое обслуживание воздушных судов и т.д. В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ Свердловской транспортной прокуратурой выявлено нарушение ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие» требований законодательства о защите прав инвалидов на объектах воздушного транспорта. Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки, составленным старшим помощником Свердловского транспортного прокурора ФИО2 Статьей 15 Закона № 181-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно. Согласно ч. 1 ст. 24, ч. 1, 3 ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В силу п. 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила, содержащие требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта. На основании указанных правовых актов, постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 г. № 73 введены в действие СНиП 35-01-2001. Пунктом 3.1. названных СНиП установлено, что в проектах зданий, сооружения и их участков должны быть предусмотрены условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения (далее – МГН) по участку к зданию или по территории предприятия, комплекса сооружений с учетом требований градостроительных норм. Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на все время эксплуатации. На основании п. 3.4 СНиП 35-01-2001 высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м. Согласно п. 3.23 СНиП 35-01-2001дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м. В силу п. 3.57, 3.67 СНиП 35-01-2001 замкнутые пространства зданий (помещения различного функционального назначения, кабинка туалета, лифт и т.п.), а также лифтовые холлы, где маломобильный гражданин, в том числе с дефектами слуха, может оказаться один, должны быть оборудованы двусторонней связью с диспетчером или дежурным. В иных случаях следует предусматривать кнопку звонка. В общественной уборной электрический звонок или извещатель должен выводиться в дежурную комнату. В таких помещениях (кабинах) должно предусматриваться аварийное освещение. Универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры в плане не менее, м: ширина — 1,65, глубина — 1,8. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В универсальной кабине и других санитарно-гигиенических помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений. В силу п. 4.12 СНиП 35-01-2001 в зоне обслуживания посетителей общественных зданий и сооружений различного назначения следует предусматривать места для инвалидов и других маломобильных групп населения из расчета не менее 5 % общей вместимости учреждения или расчетного количества посетителей, в том числе и при выделении зон специализированного обслуживания МГН в здании. Как следует из п. 3.51, 3.56 СНиП 35-01-2001 системы средств информации и сигнализации об опасности должны быть комплексными и предусматривать визуальную, звуковую и тактильную информацию в помещениях (кроме помещений с мокрыми процессами), предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов. В вестибюлях общественных зданий следует предусматривать установку звуковых информаторов по типу телефонов-автоматов, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения и текстофонов для посетителей с дефектами слуха. Таким образом, судом установлено, что ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие» не соблюдает требования законодательства, направленного на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Доказательств иного в порядке ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено, ходатайств об их истребовании не заявлено. С учетом установленных обстоятельств по настоящему делу, исковые требования истца подлежат удовлетворению. Ссылки представителя ответчика на отсутствие денежных средств для устранения выявленных нарушений, подлежат отклонению как необоснованные, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения предприятия от обязанности по соблюдению требований действующего законодательства. Кроме того, на момент рассмотрения дела в суде ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие» не ликвидировано, запись о прекращении деятельности данного юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц не внесена, в связи с чем ответчик является действующим предприятием, на которое распространяются нормы законодательства о социальной защите инвалидов. На основании п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового Кодекса Российской Федерации, в случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В силу п. 9 ч. 1 ст. 336.36. Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Таким образом, с ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты>, от уплаты которой освобожден прокурор. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Свердловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Второе Свердловское авиапредприятие» о возложении обязанности по выполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов удовлетворить. Обязать открытое акционерное общество «Второе Свердловское авиапредприятие» принять в срок до ДД.ММ.ГГГГ следующие меры по соблюдению требований законодательства о социальной защите инвалидов: - на парковке автотранспорта, расположенного перед входом в аэровокзальный комплекс, выделить места для парковки личного транспорта инвалидов, которые обозначить специальными знаками, принятыми в международной практике, в соответствии с п. 3.12 Строительных норм и правил Российской Федерации 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73; - в месте пересечения тротуара с проезжей частью высоту бордюра выполнить в соответствии с требованиями п. 3.4 Строительных норм и правил Российской Федерации 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73, т.е. не более 0,05 м. - высоту порога дверного проема в аэровокзальном комплексе выполнить в соответствии с п. 3.23 Строительных норм и правил Российской Федерации 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73; - оборудовать здание аэровокзального комплекса Уктус специальными местами для инвалидов и других маломобильных групп населения из расчета не менее 5% общей вместимости учреждения в соответствии с п. 4.12 Строительных норм и правил Российской Федерации 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73; - оборудовать здание аэровокзального комплекса системами средств информации и сигнализации в соответствии с п. 3.51 Строительных норм и правил Российской Федерации 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73; - установить в здании аэровокзального комплекса звуковые информаторы для лиц с недостатками зрения и дефектами слуха в соответствии с п. 3.56 Строительных норм и правил Российской Федерации 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73; - оборудовать перронные автобусы техническими подъемниками для посадки инвалидов в креслах-колясках в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; - оборудовать туалетные комнаты здания аэровокзального комплекса Уктус двусторонней связью с диспетчером или дежурным либо кнопкой звонка, крючками для одежды, костылей и других принадлежностей, а также поручнями, штангой, поворотными или откидным сиденьем в соответствии с требованиями п. 3.57, 3.67 Строительных норм и правил Российской Федерации 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73; Взыскать с открытого акционерного общества «Второе Свердловское авиапредприятие» госпошлину в доход местного бюджета в <данные изъяты>). Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга. Председательствующий: