Гражданское дело по иску Прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга к ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания», о признании действий незаконными.



Гражданское дело № 2-2682/2011

(мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2011г.)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2011 г. Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Глушенкова А.И., при секретаре Язевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию «Комбинат специализированного обслуживания», о признании действий по освоению земельного участка под захоронения, прекращении захоронений, обязании оформления правоустанавливающих документов на земельный участок,

установил:

Прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга обратился с иском Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию «Комбинат специализированного обслуживания», о признании действий по освоению земельного участка под захоронения, прекращении захоронений, обязании оформления правоустанавливающих документов на земельный участок, обустройстве земельного участка.

В обосновании иска указано, что по обращению председателя дачного некоммерческого партнерства «Майский» проведена проверка соблюдения действующего законодательства ЕМУП «КСО» по факту использования под кладбище земельного участка площадью 5 га. расположенного в лесном массиве, западнее п. Горный Щит.

В ходе проверки, проведенной совместно со специалистами ТО ТУ Роспотребнадзора по Чкаловскому району г. Екатеринбурга, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области, установлено, что в чкаловском районе г. Екатеринбурга 200 метров западнее п. Горный Щит ЕМУП «КСО» ведет освоение земельного участка в лесном массиве под захоронения. При этом на территории лесного массива осуществлено свыше 100 захоронений.

Глава 3.4.Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень видов прав на земельные участки. Согласно cт. 26 ЗК РФ права на земельный участок удостоверяются соответствующими правоустанавливающими документами.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель. находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность и аренду.

В соответствии с ч. 1.2 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними.

На основании ст. 609 Гражданского кодекса РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.

Правоустанавливающие документы на земельный участок площадью 5 Га. на котором ЕМУП «КСО» осуществляются захоронения, отсутствуют. Таким образом. ЕМУП «КСО» производится самовольное использование укачанного земельного участка.

Действиями ЕМУП «КСО» в виде самовольного занятия земельного участка нарушается разрешительный порядок осуществления пользования землей, установленный нормативно - правовыми актами, попираются законные интересы муниципального образования, граждан, поскольку занимаемый земельный участок является общедоступным местом для всех жителей и посетителей города.

Нарушается право неопределенного круга граждан па свободу передвижения, закрепленное ст. 27 Конституции Российской Федерации.

Какие-либо oграничения в пользовании земельным участком могут устанавливаться владельцем е согласия собственника, иных заинтересованных лиц. либо по решению суда. либо соответствующим актом органа государственной власти или местного самоуправления (ст. 56 ЗК РФ, ст. 274 ГК РФ).

Факт нарушения действующего законодательства, а также прав (интересов) неопределенного круга лиц подтверждается:

1. актом осмотра земельного участка от 23.03.2011. coгласно которому в Чкаловском районе г. Екатеринбурга 200 м. западнее п. Горный Щит на земельном участке площадью 5 Га. к западу от существующего кладбища. ЕМУП «КСО» ведет освоение земельного участка в лесном массиве под захоронения, на территории лесного массива осуществлено свыше 100 захоронений.

2. объяснениями директора ГМУП «КСО» Котельникова А.Н.

3. иными документами, имеющимися в материалах проверки.

Кроме того, установлено, что ЕМУП «КСО» нарушаются нормы законодательства в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения, что создает угрозу здоровью людей.

Так. в соответствии с п. 2.9 раздела 2 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 № 35, устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее:

- обоснованность места размещения кладбища с мероприятиями по обеспечению защиты окружающей среды;

- наличие водоупорного слоя для кладбища традиционного типа:

- систему дренажа:

- обваловку территории;

- организацию и благоустройство санитарно – защитной зоны;

- характер и площадь зеленых насаждений:

-организацию подъездных путей и автостоянок:

-планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбище разделением на участки, различающихся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не менее 65-70 процентов общей площади кладбища:

-разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную. ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой зашиты по периметру кладбища);

- канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

На основании п. 3.2 раздела 3 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 № 35 ввод кладбища в эксплуатацию осуществляется в установленном порядке, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

В соответствии с п. 4.1 раздела 4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Согласно п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее Га. относятся к IV классу, ввиду чего для указанных объектов предусмотрена санигарно-защитная зона 100 метров.

На основании п. 5.1 раздела 5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

На основании п. 2 ст. 12 указанного закона при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

В настоящее время проект устройства кладбища ЕМУП «КСО» не разработан и не утвержден в установленном порядке, по периметру кладбища отсутствуют ограждения, подъездные пути организованы без твердого покрытия, обваловки территории нет, санигарно-защитная зона не организована, что является нарушением п.2.9 раздела 2, п. 3.2, раздела 3 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», п.5.1., раздела 5, п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ.

Истец просит:

1. Признать действия ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» по освоению земельного участка, расположенною в лесном массиве в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в 200 м. западнее п. Горный Щит. площадью 5 Га, под захоронения, в отсутствие правоустанавливающих документов самовольными, противоречащими действующему законодательств).

2. Возложить на ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» обязанность устранить нарушения закона в виде самовольного освоения земельного участка, расположенного в лесном массиве в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в 200 м. западнее п. Горный Щит, площадью 5 Га. под захоронения, а именно: произвести оформление правоустанавливающих документов на земельный участок.

3. Обязать ГМУП «Комбинат специализированного обслуживания» до момента оформления правоустанавливающих документов на земельный участок, расположенный в лесном массиве в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в 200 м. западнее п. Горный Щит. площадью 5 Га, и регистрации права пользования в Управление государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области, прекратить и не допускать осуществления захоронений на указанном земельном участке.

4. Возложить на ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: разработать и утвердить в установленном порядке проект устройства кладбища. установить ограждения по периметр) кладбища, организовать подъездные пути с твердым покрытием, произвести обвалку территории, разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны.

В судебном заседании помощник прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга Малакавичюте И.Л., заявленные требования подержала в полном объеме, суду пояснила, что ЕМУП «КСО» не имеет правоустанавливающих документов на спорный земельный участок, где производятся захоронения. Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга ЕМУП «КСО» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения п. 6.3 КоАП РФ.

Представитель ответчика ЕМУП «КСО» действующий на основании доверенности Сергеев А.С., исковые требования не признал. Суду пояснил, заявленные требования являются необоснованными в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», решение о создании мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.

Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к компетенции Администрации города Екатеринбурга (п. 14 ст. 37 Устава).

Постановлением Главы г. Екатеринбурга от 04.08.2000г. № 813 ЕМУП «КСО» признано специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории г. Екатеринбурга, на которую, в соответствии с предусмотренными Законом о погребении и похоронном деле и законодательством РФ, возложено предоставление гарантированного перечня услуг по погребению.

Согласно ст. 18 Закона о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы. Законом о погребении не предусмотрена.

Решением Свердловского УФАС России or 05.04.2011 по делу № 57 признан факт нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции Администрацией г. Екатеринбурга, выразившегося в принятии муниципальных актов (решения ЕКУГИ от 22.12.2003г. № 2169 об утверждении устава ЕМУП «КСО», Постановления Главы г. Екатеринбурга от 04.08.2000 № 813, Выписки из Протокола заседания Тарифной комиссии МО «город Екатеринбург» от 02.03.2011 № 2), которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг города Екатеринбурга путем создания отдельному хозяйствующему субъекту (ЕМУП «КСО») преимущества, обеспечивающего ему более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, а также ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в бездействии относительно приведения Устава ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» (в ред. от 18.04.2007) в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства и возвращения после 2008 года в муниципальную казну земельных участков под муниципальными кладбищами, а также иных объектов гражданских прав (в частности переданных по Договору от 20,06.1997 № 409362 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения).

На основании указанного решения УФАС по Свердловской области принято предписание, пунктом 1.2 которого, администрации предписывалось в месячный срок прекратить нарушение ч.1,3 ст.15 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в том числе путем возврата в муниципальную казну «иных объектов гражданских прав» (в частности по договору от 20.06.1997 № 409362».

Названное решение и предписание Администрацией г. Екатеринбурга не оспаривается и принято к исполнению.

Обязание ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» разработать и утвердить в установленном порядке проект устройства кладбища установить ограждения по периметру кладбища, организовать подъездные пути с твердым покрытием, произвести обвалку территории, разработать и утвердить проект санитарно защитной зоны на земельном участке, не переданном ЕМУП в соответствии с требованиями ч.1.ст.28 ЗК РФ, в отсутствии правовых оснований, с учётом требований ч. 1,2 ст. 25 ЗК РФ противоречит требованиям законов РФ и не соответствует уставной деятельности ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания».

Екатеринбургской городской Думой принято решение № 60/45 от 27 сентября 2011 года, которым утверждено Положение «О порядке работы и содержания кладбищ и крематория на территории муниципального образования «город Екатеринбург»,

предусматривающее в общих положениях, что «специализированная служба по вопросам похоронного дела» (далее - служба городских кладбищ) - казенное учреждение, созданное органами местного самоуправления в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере похоронного дела, в том числе по организации и содержанию мест погребения, ведению кладбищенского хозяйства, осуществлению погребения умерших на безвозмездной основе в рамках гарантированного перечня услуг по погребению, установленного Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8 - ФЗ «О погребении и похоронном деле»;

Принято Решение Екатеринбургской городской Думы № 59/45 от 27 сентября 2011 года, которым утверждено Положение «О порядке организации похоронного дела в муниципальном образовании «город Екатеринбург»

Просит в иске отказать в полном объёме.

Представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга действующая на основании доверенности Русалева Ю.А., исковые требования прокурора в части признания самовольными действиями ответчика по захоронениям в п. Горный Щит, оставляет на усмотрения суда, в части требований указанных в пунктах 2,3 и 4 они не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В настоящее время, земельный участок, расположенный в Чкаловском районе города Екатеринбурга в 200м западнее п. Горный Щит, на котором расположено кладбище, образованный путем раздела земельного участка площадью 31489717 кв.м, имеющего кадастровый номер <номер>, площадью 66000 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0513032:1960 находится в муниципальной собственности муниципального образования «город Екатеринбург».

И в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» именно Администрация города Екатеринбурга как орган местного самоуправления имеет право принять решения об организации кладбища на указанном земельном участке и предоставлении его для размещения кладбища.

А потому требования прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга к ЕМУП «КСО» о возложении обязанности на ЕМУП «КСО»: произвести оформление правоустанавливающих документов на кладбище, расположенное в лесном массиве в Чкаловском районе города Екатеринбурга в 200м западнее п. Горный Щит площадью 5 га; прекратить и не допускать осуществления захоронений на указанном земельном участке; устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: разработать и утвердить в установленном порядке проект устройства кладбища, установить ограждения по периметру кладбища, организовать подъездные пути с твердым покрытием, произвести обвалку территории, разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны не соответствуют федеральному законодательству и не подлежат удовлетворению.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, представленные документы суд приходит к следующему выводу.

Ответчик, во-первых, не оспаривает факт нарушений, установленных в акте проверки. Приказ о приостановлении захоронений принят ЕМУП «КСО» 14.01.2011 г. на основании предписания Управления Роспотребнадзора по Свердловской области об устранении выявленных нарушений в сфере санитарных правил <номер> от 22.09.2010г., в связи с многочисленными жалобами граждан, а также иском, предъявленным Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области в Арбитражный суд Свердловской области, в целях соблюдения санитарно-гигиенического законодательства.

В соответствии с приказом от 14.01.2011г. ЕМУП «КСО» приостановлены захоронения на земельном участке, площадью 5 га, в районе п. Горный Щит, предоставленном ЕМУП «КСО» под расширение кладбища постановлением Главы г. Екатеринбурга от 28.02.2001г. № 219-3; приостановлена выдача пропусков на копку могил, регистрацию захоронений на земельном участке, площадью 5 га, в в районе п. Горный Щит, предоставленном ЕМУП «КСО» под расширение кладбища постановлением Главы г. Екатеринбурга от 28.02.2001г.

Данные действия ЕМУП «КСО», а также привлечение ответчика к административной ответственности, подтверждают факт самовольного освоения земельного участка в п. Горный Щит под захоронения в отсутствии правоустанавливающих документов.

А потому требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению.

Другие же требования прокурора в части понуждении ответчика: в оформлении правоустанавливающих документов на спорный земельный участок, прекращении захоронений, обустройстве земельного участка, удовлетворению не подлежат.

Земельный участок, не передан ЕМУП «КСО» в соответствии с требованиями ч.1.ст.28 ЗК РФ, в отсутствии правовых оснований, с учётом требований ч. 1,2 ст. 25 ЗК РФ противоречит требованиям законов РФ и не соответствует уставной деятельности ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания».

Захоронения прекращены приказом ЕМУП «КСО» 14.01.2011г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга Свердловской области удовлетворить частично.

Признать действия ЕМУП «Комбината специализированного обслуживания» по освоению земельного участка, расположенного в лесном массиве в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в 200 метрах западнее поселка Горный Щит, площадью 5 Га. Под захоронения, в отсутствие правоустанавливающих документов самовольными, противоречащими действующему законодательству.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней.

Судья: /подпись/

Копия верна:

Судья: