ИСТЕЦ: Прокурор Чкаловского района г. ЕКатеринбурга ОТВЕТЧИК: ОАО Стройпластполимер о возложении обязанности



Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2012 года 2-2088/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Ольковой А.А. при секретаре Девятковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Стройпластполимер» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Стройпластполимер» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Чкаловского района г. Екатеринбурга проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в отношении ответчика. В ходе данной проверки установлено, что ОАО «Стройпластполимер» осуществляет хозяйственную деятельность в области производства и реализации продукции из пластических масс и переработки ПВХ, производства и реализации изделий из полиэтилена по адресу: г. <адрес>, имея источники выбросов в атмосферный воздух. Предприятие на момент проведения проверок в декабре 2011 и в марте 2012, не имея утвержденного в установленном законом порядке проекта санитарно-защитной зоны, осуществляло свою хозяйственную деятельность, чем оказывало негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. До настоящего времени нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения не устранены.

В судебном заседании помощник прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга Брагина А.О. доводы искового заявления поддержала.

Представитель ответчика ОАО «Стройпластполимер» Карслиева О.В. против удовлетворения иска возражала, указала, что с 2006 не было методик и ни одна организации не занималась разработкой проекта организации санитарно-защитной зоны. В настоящее время договор заключен с ООО «Экологические технологии».

Представитель ответчика ОАО «Стройпластполимер» Фомиченко Е.А. против удовлетворения иска возражала, представила письменный отзыв, в котором указала, что во исполнение п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» ОАО «Стройпластполимер» 19.08.2008 заключило договор № 276/08 на разработку проекта организации и благоустройства нормативной комплексной санитарно-защитной зоны с ООО «Консалтинговое бюро «Экорос», во исполнение которого ОАО «Стройпластполимер» внесло авансовый платеж в размере 30 % от стоимости работ и передало пакет исходных документов. В 2008 г. заканчивалось утверждение на проект предельно допустимых выбросов (далее ПДВ), который является составной частью проекта санитарно-защитной зоны (далее СЗЗ). Было принято решение дальнейшей разработки проекта СЗЗ с учетом новых данных проекта ПДВ. 15 июня 2009 г. было получено утверждение проекта норм ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу, а также разрешение № 1418 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Перечисленные документы были переданы разработчикам для дальнейшей работы. Но ни в данный период времени, ни после получения нового проекта ПДВ никаких результатов со стороны разработчиков представлено не было. По их словам, работы велись и все результаты должны быть представлены в виде проекта целиком. Затем, в 2010 г., ООО «Консалтинговое бюро «Экорос» заявило о том, что требования к разработке проекта поменялись и теперь необходимо представить дополнительный пакет документов.

Также указала, что как только данные были собраны повторно в соответствии с новым перечнем, разработчики сообщили, что до этого никто и не занимался нашим проектом, а сейчас нам разработают очень быстро. В итоге, учитывая, что 30 % от стоимости были проплачены, продолжали работать с данной фирмой. В 2011 г. ОАО «Стройпластполимер» настоятельно требовало результаты работ по разработке проекта СЗЗ либо возврата оплаченной суммы, на что был получен ответ о продаже данной фирмы без передачи каких-либо обязательств по заключенным договорам.

Пояснила, что в настоящее время руководством предприятия ОАО «Стройпластполимер» было принято решение о заключении договора с организацией ООО «Экологические технологии», которая в настоящее время занимается разработкой проекта ПДВ. Сроки, указанные в договоре выдержаны. Утверждение проекта получено. Отданы документы на получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ. Таким образом, заключен договор № 171 от 31 мая 2012 г. с ООО «Экологические технологии» на разработку проекта санитарно-защитной зоны. Срок разработки проекта обоснования СЗЗ для производства с расчетами рассеивания и загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух составляет 6 месяцев со дня передачи исходных данных без учета срока согласования проекта в контролирующих органах. Срок представления указанного проекта на согласование в органы Роспотребнадзора - декабрь 2012 г.

Кроме того указала, что выполнить указанные мероприятия в установленный прокурором Чкаловского района г. Екатеринбурга срок до 23.01.2013 не представляется возможным по объективным причинам:

1)                 срок проведения экспертизы проектной документации в органах Роспотребнадзора составляет 45 рабочих дней (2 месяца), следовательно, это время требуется для согласования проекта расчетной СЗЗ (без учета времени составления указанного проекта), т.е. до 1.03.2013 г.;

2)                 в связи с вводом в действие изменений № 3 в СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 (редакция от 2008 года), Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проведен анализ выполнения данного документа, и даны разъяснения (письмо от 22.11.2010 г. № 01/16400-0-32), среди которых дана информация о том, что натурные исследования и измерения на границе жилой застройки и расчетной СЗЗ проводятся для групп промышленных предприятий (промышленных зон), в выбросах которых содержатся вещества 1 класса опасности, а также вещества с доказанной канцерогенностью - 20 натурных исследований загрязнений атмосферного воздуха в год, проводимых посезонно, по приоритетным веществам, расчетная концентрация которых составляет 0,7 и более ПДК; инструментальных измерений физических факторов воздействия на атмосферных воздух (8 исследований в год, проводимых посезонно).

Учитывая то обстоятельство, что установленная (окончательная) санитарно-защитная зона выполняется на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров, срок выполнения работ по проведению натурных исследований и измерений для проекта санитарно-защитной зоны - 1 год с даты согласования расчетного проекта санитарно-защитной зоны, т.е. до 01.03.2014 г.;

3)                 после экспертизы расчетной санитарно-защитной зоны в органах Роспотребнадзора и проведения натурных исследований и измерений требуется время для экспертизы проекта обоснования санитарно-защитной зоны с учетом результатов натурных исследований, срок проведения которой - 45 рабочих дней (2 месяца), т.е. до 1.05.2014 г.; согласованный в результате проведения экспертизы органами Роспотребнадзора проект обоснования санитарно-защитной зоны направляется Главному государственному санитарному врачу для установления окончательной санитарно-защитной зоны в срок, который составляет не менее 6 месяцев - т.е. до 1.11.2014 г.

Просила согласовать перенос сроков выполнения указанных мероприятий: на 15.04.2014 г.

Таким образом, ОАО «Стройпластполимер» выполняет санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, своевременно проводит производственный контроль, в том числе в санитарно-защитной зоне и на границе жилой застройки, чему имеются документальное подтверждение. На предприятии за последние годы наблюдается снижение объемов производства, многие участки законсервированы либо ликвидированы вообще. Ежегодно во исполнение ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на предприятии проводят контроль количества выбросов загрязняющих веществ в санитарно-защитной зоне, замеры шума на границе санитарно-защитной зоны и в жилой застройке.

Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе Русских К.Ю. пояснила, что территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе не занимается разработкой проектов санитарно-защитной зоны, у них нет сведений о бездействии ответчика, ОАО «Стройпластполимер» ежегодно предоставляет счет-программу по атмосферному воздуху.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 76 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 52 данного закона в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений, территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В Санитарно-эпидемиологическими правилах и нормативах 2.2.1/2.1.1. 1031-01 и 2.2.1/2.1.1. «Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.05.2001 г., сказано, что санитарно-защитная зона (СЗЗ) - обязательный элемент любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Для объектов, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду токсических и пахучих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека при обеспечении соблюдения требований гигиенических нормативов в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются минимальные размеры санитарно-защитных зон, в том числе для предприятия третьего (III) класса - 300 м.

Согласно этим же Правилам санитарно-защитная зона должна иметь последовательную проработку ее территориальной организации, озеленения и благоустройства на всех этапах разработки всех видов градостроительной, предпроектной и проектной документации, строительства и эксплуатации отдельного предприятия или промышленного комплекса.

В составе проекта организации, озеленения и благоустройства санитарно-защитных зон представляется документация в объеме, позволяющем дать оценку проектных решений о соответствии их санитарным нормам и правилам. В предпроектной, проектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей в случае необходимости, а в составе проектно-сметной документации должен быть представлен проект по ее организации, благоустройству и озеленению в соответствии с действующей нормативной документацией.

Пунктом третьим ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Кроме того в статье 11 указанного закона закреплена обязанность, согласно которой индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью должны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства.

Юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны согласно п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованной зоны в соответствии с действующими санитарными правилами. Обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон.

В соответствии с п. 2.1, 2.3 СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливаются специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Судом установлено, что проведенной прокуратурой Чкаловского района г. Екатеринбурга проверкой, подтвердился факт осуществления ОАО «Стройпластполимер» хозяйственной деятельности в области производства и реализации продукции из пластических масс и переработки ПВХ, производства и реализации изделий из полиэтилена без утверждённого в установленном законом порядке проекта организации санитарно-защитной зоны.

При осуществлении данной деятельности ОАО «Стройпластполимер» является источником воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека, так как загрязняет атмосферный воздух и оказывает неблагоприятное воздействие физическими факторами.

12.07.2010 Федеральной службой по экологическому надзору, технологическому надзору и атомному надзору ОАО «Стройпластполимер» выдано Разрешение № 1418 П (С) на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (л.д. 13).

Согласно приложению к указанному Разрешению ОАО «Стройпластполимер» осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, относящихся к 1-4 классу опасности. Согласно статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) в 2011 г. ответчиком фактически было выброшено в атмосферный воздух 139,991 тонн загрязняющих веществ.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-0З «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 25.09.2007 № 74, зарегистрированных в Минюсте РФ 25.01.2008 года № 10995, производство абразивного порошка (производство искусственных камней) относится к 3 классу, для которого санитарно-защитная зона установлена размером 300 метров.

Согласно представленному ситуационному плану размещения ОАО «Стройпластполимер» (масштаб 1:4000) в пределах ориентировочной санитарно-защитной зоны ответчика располагается жилая зона.

Не смотря на это, предприятие на момент проверок в декабре 2011 и марте 2012, что также подтверждено представителями ответчика в судебном заседании, не имело утвержденного в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны, что является нарушением требований ст.ст. 34, 52 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 16, 20 и 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.ст. 11, 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.6, 2.10, 2.11, 2.30 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.09.2007 № 74, п. 3.1.6, 3.1.7, 3.1.8,.4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования по обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», утвержденные постановлением Главного государственного врача российской Федерации от 17.05.2011 № 14.

В соответствии со ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Факт отсутствия проекта организации санитарно-защитной зоны на настоящее время подтверждается пояснениями представителей ответчика, занесенными в протокол судебного заседания, а также письменным отзывом на исковое заявление.

Таким образом, ОАО «Стройпластполимер», не имея утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, в нарушение действующего законодательства осуществляет хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека.

Оказывая негативное воздействие на окружающую среду, предприятие нарушает гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Однако, в соответствии с классификацией деятельность ОАО «Стройпластполимер» в области производства и реализации продукции из пластических масс и переработки ПВХ, производства и реализации изделий из полиэтилена отнесена к 1-4 классу опасности.

Для предприятий с указанным классом опасности санитарно-защитная зона ориентировочно составляет 300 метров.

В соответствии с п. 2.2. СанПиН 2.2.1.\2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух; установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Пунктом 4.3. установлено, что для промышленных объектов и производств 3, 4 и 5 класса опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических норм и правил; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух; систематических натурных исследований и изменений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке); уровней физического воздействия на атмосферный воздух.

Кроме того, в Письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27.03.2009 г. № 01\3902-9-32 «О типовых ошибках, допускаемых при рассмотрении проектов ПДВ» указано, что основным документом для установления санитарно-защитной зоны является проект установления санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней воздействия физических факторов, причем на первом этапе устанавливается расчетная санитарно-защитная зона, а натурные исследования (систематические, не менее чем годовые) проводятся на этапе окончательного установления размеров санитарно-защитной зоны для подтверждения расчетных параметров и установления линии градостроительного регулирования.

Следовательно, разработка санитарно-защитной зоны включает в себя 3 этапа:
разработка предварительного проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух, экспертиза проекта в Роспотребнадзоре субъекта Российской Федерации, систематические натурные исследования и изменения загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровня физического воздействия на атмосферный воздух; разработка окончательного проекта и выдача Роспотребнадзором субъекта Российской Федерации санитарно-эпидемиологического заключения и решения об установлении размера санитарно-защитной зоны.

Кроме того, п. 3.6 СанПиН 2.2.1.\2.1.1.1200-03 установлено, что в случае несовпадения размера расчетной санитарно-защитной зоны и полученной на основании оценки риска натурных исследований и измерений химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух, решение по размеру санитарно-защитной зоны принимается по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для здоровья населения.

При этом, п. 3.17 того же СанПиН 2.2.1.\2.1.1.1200-03 указано, что по проекту расчетной санитарно-защитной зоны для предприятий 1 и 2 классов опасности выдается заключение заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителей.

Таким образом, сроки согласования санитарно-защитной зоны могут быть увеличены в связи с необходимостью изменения класса предприятия и новой разработки предварительного проекта, с получением на НСГО заключения на федеральном уровне, дополнительной выдачей санитарно-эпидемиологического заключения на уровне субъекта федерации.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным установить более поздний срок для разработки и согласования в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны, то есть до января 2015 г.

Между тем требование прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга о признании бездействия, выразившегося в длительном невыполнении требований действующего законодательства об обеспечении работ по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитной зоны, незаконным суд находит не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Представленными копией договора и копиями платежных поручений № 1659 от 22.09.2008 и № 961 от 24.09.2008 подтверждается заключение 19.08.2008 договора № 276/08 на разработку проекта организации и благоустройства нормативной комплексной санитарно-защитной зоны с ООО «Консалтинговое бюро «Экорос», во исполнение которого ОАО «Стройпластполимер» внесло авансовый платеж в размере 30 % от стоимости работ и передало пакет исходных документов. Между тем проект подготовлен не был в связи с ликвидацией ООО «Консалтинговое бюро «Экорос».

ОАО «Стройпластполимер» заключен договор № 171 от 31 мая 2012 г. с ООО «Экологические технологии» на разработку проекта санитарно-защитной зоны. В настоящее время происходит расчет проекта санитарно-защитной зоны, который подготавливается в течение 6 месяцев с момента подписания договора.

Кроме того представитель ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе Русских К.Ю. подтвердила, что у них нет сведений о бездействии ответчика, ОАО «Стройпластполимер» ежегодно предоставляет счет-программу по атмосферному воздуху.

Учитывая, что факт игнорирования ОАО «Стройпластполимер» требований природоохранного законодательства не установлен, суд не находит оснований для удовлетворения требования о признании бездействия ОАО «Стройпластполимер» незаконным.

В остальной части требования прокурора подлежат удовлетворению с установлением разумных предусмотренных законом сроков для исполнения.

Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Стройпластполимер» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны удовлетворить частично.

Возложить на открытое акционерное общество «Стройпластполимер» обязанность разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны в срок до января 2015 г.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья А.А. Олькова