Дело № 2-2041/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Екатеринбург 28 июня 2012 г. Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Прибавкиной К.Б., при секретаре Молодых В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Чкаловского района города Екатеринбурга, действующего в интересах Белых ФИО10 к Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга о признании права на обеспечение жильем, возложении обязанности включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга обратился согласно уточненным требованиям, в суд с указанным иском. В обоснование иска указано, что Прокуратурой Чкаловского района г. Екатеринбурга на основании обращения Кротких АЛ. в интересах <данные изъяты> Белых Л.Г. проведена проверка действий Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга в части законности отказа в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В ходе проверки установлено, что Белых Л.Г. обратился в Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга в отдел по учету и распределению жилья с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования. На основании распоряжения главы администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга «Об отказе Белых Л.Г. в признании нуждающимся в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» № от ДД.ММ.ГГГГ Белых Л.Г. отказано в признании нуждающимся в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Основанием вынесения вышеуказанного распоряжения явился факт продажи Белых Л.Г. ДД.ММ.ГГГГ жилого дома по адресу: <адрес>, из чего Администрацией района сделан ошибочный вывод о том, что Белых Л.Г. намеренно, с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, ухудшил свои жилищные условия. Администрацией не представлено доказательств недобросовестности действий Белых Л.Г., послуживших причиной оценки их в качестве намеренного ухудшения условий проживания. Истец просит признать право Белых Л.Г. на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, устанавливаемых в Федеральном фонде компенсации и передаваемых в форме субвенций бюджету Свердловский области, и средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем ветераном Великой Отечественной войны и возложить на Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга обязанность включить Белых Л.Г. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Представитель прокуратуры доводы и требования иска поддержала. Представитель ответчика Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга возражал против удовлетворения исковых требований. Третьи лица исковые требования поддержали. Ответчик Администрация г. Екатеринбурга, третьи лица Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Правительство Свердловской области в судебное заседание не явились. Свидетель Кротких А.Л. суду пояснила, что является дочерью Белых Л.Г., проживала и выросла в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году переехала в г. Екатеринбург, поскольку вышла замуж. Ее мать Белых Р.Т. и отец Белых Л.Г. остались проживать по старому адресу. Матери и отцу в силу преклонного возраста, наличия множества заболеваний стало невозможно проживать самостоятельно, обслуживать себя они уже не могли. Они были вынуждены продать дом и переехать к дочери в город Екатеринбург. Свидетель Эндакова Т.Л. суду пояснила, что является дочерью Белых Л.Г. Отец и мать в силу преклонного возраста не могли проживать отдельно, в связи с тем, что жилому помещению было <данные изъяты> лет, степень износа была высокая, все удобства были во дворе. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О Ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В силу положений ч. 2, 3 ст. 49 ЖК РФ нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны: малоимущие граждане и иные категории граждан, определенные федеральными законами и законами субъектов РФ, в частности инвалиды Великой Отечественной войны. В соответствии с п. 2, 3 ч.1 ст.51, ч. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные выше категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч.2 ст. 52 ЖК РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В судебном заседании установлено, что Белых Л.Г. обратился в Администрацию Чкаловского района г.Екатеринбурга с заявлением о принятии его на учет для предоставления жилого помещения. Распоряжением главы Администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 было отказано в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда социального использования в связи с тем, что не истек срок предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ. В силу ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Из справок ЕМУП БТИ, уведомления Управления Росреестра по Свердловской области следует, что Белых Л.Г. собственником какого-либо жилого помещения на территории г.Екатеринбурга не является. Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Белых Л.Г. зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. В этой же квартире зарегистрирована третье лицо Кротких А.Л. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Кротких В.М. Кротких В.М. также принадлежит на праве собственности комната площадью <данные изъяты> кв.м. в двухкомнатной <адрес>. Как следует из Выписки из ЕГРП № от ДД.ММ.ГГГГ комната в <данные изъяты> квартире, где зарегистрирован и проживает Белых Л.Г. принадлежит третьему лицу Кротких В.М. на праве собственности. В соответствии с ч. 1, 4 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. В судебном заседании установлено, что Белых Л.Г. и третье лицо Кротких А.Л. являются отцом и дочерью, совместно проживают в принадлежащей на праве собственности супругу дочери Кротких В.М. комнате в <данные изъяты> квартире. Ранее Белых Л.Г. проживал в <адрес>, но в силу наличия инвалидности, полученной на фронте Великой Отечественной войны, преклонного возраста <данные изъяты> лет, неспособности к самообслуживанию вынужден был переехать к дочери, что подтверждается допрошенными свидетелями. Согласно пояснениям представителя ответчика Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга, истцу было отказано в признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ, при этом Администрация руководствовалась критерием «намеренные действия» как оценочной категорией. Исследовав материалы дела, показания свидетелей, суд приходит к выводу, что Белых Л.Г. не совершал умышленных действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий с целью быть признанным нуждающимся в жилом помещении, поскольку переезд для постоянного проживания в квартиру зятя, не являющейся ко всему прочему близким родственником в понимании жилищного законодательства, в г. Екатеринбурге в связи с невозможностью его отдельного проживания в неблагоустроенном жилье в силу преклонного возраста и состояния здоровья. Администрацией не представлено доказательств недобросовестности действий Белых Л.Г., послуживших причиной оценки их в качестве намеренного ухудшения условий проживания. Согласно Постановлению Главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования «город Екатеринбург», исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере <данные изъяты> кв.м. общей площади на одного человека. Суд учитывает, что общая площадь комнаты №, принадлежащей на праве собственности ФИО8 в <адрес> <адрес> по <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м., общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., из них жилая <данные изъяты> кв.м. Общая площадь комнаты №, принадлежащей на праве собственности Кротких В.М. в <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м., общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., из них жилая <данные изъяты> кв.м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Таким образом, с учетом того, что на каждого члена семьи истца приходится <данные изъяты> кв.м. учетной нормы жилой площади, то есть менее <данные изъяты> кв.м., следовательно, имеются основания для принятия истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При указанных обстоятельствах суд полагает, что требования о признании за истцом Белых Л.Г. права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, устанавливаемых в Федеральном фонде компенсации и передаваемых в форме субвенций бюджету Свердловский области, и средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем ветераном Великой Отечественной войны, включение Белых Л.Г. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Чкаловского района города Екатеринбурга, действующего в интересах Белых ФИО11 к Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга о признании права на обеспечение жильем, возложении обязанности включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий - удовлетворить. Признать право Белых ФИО12 на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, устанавливаемых в Федеральном фонде компенсаций и передаваемых в форме субвенция бюджету Свердловской области, и средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Возложить на Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга обязанность включить Белых ФИО13 в список нуждающихся в улучшении жилищный условий. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде. Судья Копия верна К.Б. Прибавкина