и\з Киселева В.Н., Киселев А.Н., Киселева Н.П. к администрации г. Екатеринбурга, администрации Чкаловского районнного суда г. Екатеринбурга, ТУФАУФИ по СО о признании права пользования жилым помещением, на условиях договора социального найма.



№ 2-2974/2012

Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 29 августа 2012 года

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе

председательствующего судьи Коршуновой Е.А.,

при секретаре Корюковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселева <данные изъяты>, Киселева <данные изъяты>, Киселева <данные изъяты> к администрации города Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имущество по Свердловской области о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Киселев В.Н., Киселев А.Н., Киселев Н.П. предъявили к Администрации города Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, ТУФАУФИ по СО иск о признании за ними права пользования квартирой <адрес> в <адрес> в <адрес>, возложении на Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга обязанности заключить договор социального найма.

В обоснование иска указано, что Киселеву Н.П. как <данные изъяты> была предоставлена <адрес> в <адрес>. При вселении в данное жилое помещение предприятие никаких документов на данную квартиру ему не выдало. В настоящее время его дети проживают в настоящей квартире, своевременно и в полном объеме вносят коммунальные платежи за нее, содержат ее в надлежащем состоянии.

В судебном заседании истцы Киселев В.Н., Киселев А.Н., Киселев Н.П. доводы искового заявления поддержали в полном объеме, просили его удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации города Екатеринбурга в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, о рассмотрении дела в свое отсутствии не просил.

Представитель ответчика Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга ФИО6, действующий на основании доверенности в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика ТУ ФАУФИ по СО - ФИО7, действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени проведения судебного заседания, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель третьего лица ОАО «Уралстроймеханизация» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, о рассмотрении дела в свое отсутствии не просил.

Третьи лица Стасюк Н.Н., Киселева В.А. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени проведении судебного заседания, в представленном суду заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения истцов, исследовав и оценив представленные суду письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Спорные правоотношения возникли до введения в действие ЖК РФ, продолжаются после 01 марта 2005 года, в связи с этим, применению подлежат как нормы Жилищного Кодекса РСФСР, так и нормы Жилищного Кодекса РФ.

На основании ст. 5 Федерального закона РФ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации, Жилищный Кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным Законом.

По действовавшему на день заключения договора и действующему на день рассмотрения дела законодательству: как жилищному- ст. 52 Жилищного Кодекса РСФСР; ст. ст. 15, 16, 62 Жилищного Кодекса РФ; так и гражданскому- ст. 673 и др. Гражданского кодекса РФ, объектом жилищных прав граждан являются жилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Квартира- это структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.

Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых домах, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.

Жилое помещение- замкнутая ячейка жилого дома, отвечающая, прежде всего, таким качествам, как изолированность и пригодность для постоянного проживания.

Изолированность предполагает сообщение с внешним окружением, находящимся за пределами квартиры, посредством надлежаще оборудованного выхода на лестничную площадку, во двор, на улицу, и нахождением всех видов удобств (центральное отопление, водопровод, канализация, горячее и холодное водоснабжение, газовая или электрическая плита) внутри квартиры.

Соответствие санитарным и техническим требованиям предполагает изоляцию стенами от внешних климатических и погодных условий, шума и т.д., обеспечивающего соблюдение температурного режима, безопасного для здоровья и жизни проживающих в нем граждан.

Будучи изолированным, помещение становится жилым при условии, если уровень его санитарной и технической пригодности соответствует возможности постоянного в нем проживания (в течение всех сезонов года, а не только в летнее время).

Это положение закреплено и в части 5 статьи 15 действующего Жилищного кодекса РФ, устанавливающей, что площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещении, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

<адрес> в <адрес> в <адрес> был построен и использовался именно как жилой объект, является жилым домом, пригодным для постоянного проживания людей, объектом недвижимого имущества.

Факт отсутствия регистрации дома как жилого в соответствующих органах не свидетельствует о том, что этот дом таковым не является. Согласно техническому паспорту упомянутый дом жилой, имеет центральное отопление и электроосвещение, состоит из четырех квартир, в каждой из которых имеются жилые комнаты, кухня, коридор.

Суд считает, что жилое помещение - <адрес> в <адрес> в <адрес>, было предоставлено ФИО3 на законном основании.

Пользование жилым помещением в домах государственного и общественного жилищного фонда в соответствии со ст.ст. 7, 50 Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшего на время предоставления истцу Киселеву Н. П. в ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, должно было осуществляться в соответствии с договором найма жилого помещения.

На основании ст. 43 Жилищного Кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденному исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов.

Согласно ч. 2 ст. 43 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных жилищных правоотношений, работникам предприятий, учреждений, организаций, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются предприятиями, учреждениями, организациями, коллективы которых они непосредственно обслуживают, наравне с рабочими и служащими этих предприятий, учреждений, организаций.

В силу ст. 47 Жилищного Кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

Судом установлено, что Киселев Н.П. работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> <данные изъяты>» (л.д. 19).

По сложившейся на данном предприятии практике, это жилое помещение предоставлено Киселеву Н.П. и членам его семьи без выдачи в установленном законом порядке ордера.

Таким образом, Киселеву Н.П. и членам его семьи по договору найма было передано не просто имущество, а жилое помещение, которое он оплачивал как наниматель. По существу с ним был заключен договор найма жилого помещения. Они использовали жилое помещение по назначению, ежемесячно вносили квартплату за пользование жилым помещением.

При таких обстоятельствах у суда имеются предусмотренные законом основания для признания за истцами права пользования спорным жилым помещением.

Суд признает право истцов на пользование квартирой в <адрес> в <адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма. Жилое помещение Киселеву Н.П. членам его семьи – ФИО1, ФИО2, ФИО10, ФИО9 по сложившейся на предприятии ОАО «Уралстроймеханизация» практике, предоставлено без выдачи ордера. Пользование жилым помещением осуществлялось ими на условиях договора найма жилого помещения (социального найма). Они на протяжении длительного времени добросовестно выполняют обязанности нанимателя жилого помещения в целом: содержат помещение в надлежащем состоянии, оплачивают коммунальные услуги, пользуются этим помещением по назначению.

Обсуждая вопрос, кто является собственником жилого <адрес> в <адрес> суд приходит к следующему.

Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении № 2 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность субъектов в составе РФ: краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий передаются в государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Передача таких объектов в государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации Право собственности республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на такие объекты возникает с момента принятия решения о праве собственности.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года № 235 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 года № 966) «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, указанные в Приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Эти вопросы являлись предметом рассмотрения Уставного Суда Свердловской области, признавшего в Постановлении от 30.06.2000 года «По делу о соответствии Уставу Свердловской области п. 3 Постановления Главы г. Екатеринбурга № 201 от 16.03.1998 года, п. 2 Постановления Главы г. Екатеринбурга от 15.03.1999 года № 220», что объекты социально-бытовой сферы и жилищного фонда, не включенные в уставный капитал приватизируемого предприятия, в соответствии с Указом Президента РФ от 24.12.1993 года «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» подлежат принятию в муниципальную собственность без каких-либо условий по возмещению затрат в связи с их принятием.

Таким образом, из государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом ПрезидентаРФ от 24.12.1993 года, вытекает, что жилые дома не подлежат включению в состав приватизируемого имущества, подлежат принятию в муниципальную собственность без каких-либо условий, приобретают статус объекта муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, независимо от того, оформлена ли передача данных объектов в муниципальную собственность в установленном порядке. Отсутствие указанного объекта в перечне объектов муниципальной собственности не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.

Жилой <адрес> в <адрес> в <адрес>, входивший до акционирования треста по механизации земляных работ на дорогах Урала Министерства архитектуры строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в состав государственного жилищного фонда, не подлежащего включению в состав приватизируемого имущества, является с момента утверждения плана приватизации указанного государственного предприятия объектом муниципальной собственности, приобрел статус объекта муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, подлежал принятию в муниципальную собственность без каких-либо условий, независимо от того, оформлена ли передача данного объекта в муниципальную собственность в установленном порядке.

Собственником жилого <адрес> в <адрес> в <адрес> является муниципальное образование «<адрес>».

Тот факт, что до настоящего времени передача данного объекта в муниципальную собственность не оформлена надлежащим образом, не может являться основанием отказа в заключении договора социального найма занимаемого истцами жилого помещения, право пользования которым признано за ними судом.

Наличие в собственности у истца Киселева Н.П. другого жилого помещения, приобретенного на основании договора купли-продажи, не является основанием для отказа в удовлетворении настоящего иска. Квартира в <адрес> в <адрес> в <адрес> была предоставлена ему на законном основании до приобретения в установленном порядке <адрес> в <адрес>, собственником которого Киселев Н.П. является на основании договора купли-продажи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Киселева <данные изъяты>, Киселева <данные изъяты>, Киселева <данные изъяты> к администрации города Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имущество по Свердловской области о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма, удовлетворить

Признать право пользования Киселева <данные изъяты>, Киселева <данные изъяты>, Киселева <данные изъяты> на <адрес> в <адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма.

Возложить обязанность по заключению договора социального найма на <адрес> в <адрес> в <адрес> с Киселевым <данные изъяты>, Киселевым <данные изъяты>, Киселевым <данные изъяты> на <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья