дело № 12 - 116/2011 РЕШЕНИЕ Судья Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Тараненко Н.О., рассмотрев в заседании 25 июня 2011 года дело по жалобе муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 200 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чкаловского района г. Екатеринбурга от 02.03.2011 г., которым МБОУ СОШ № 200 <адрес> привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей, УСТАНОВИЛ: Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Чкаловского района г.Екатеринбурга от 02.03.2011 г. МБОУ СОШ № 200 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, выразившемся в незаконном ограничении права граждан на получение общедоступного и бесплатного образования путем установления правил конкурсного отбора при приеме обучающихся в образовательное учреждение, отраженных в Уставе образовательного учреждения, в связи с чем назначено наказание в виде штрафа в сумме 100000 рублей. В жалобе МБОУ СОШ № 200 просит отменить постановление мирового судьи в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Доводы мотивируются тем, что Устав и локальные акты образовательного учреждения разработаны на основании Правил приема граждан в общеобразовательные учреждения муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденных распоряжением Управления образования Администрации г. Екатеринбурга № 94-ру от 15.02.2010 г. Управление образования Администрации г. Екатеринбурга является учредителем МБОУ СОШ № 200, Устав учреждения утвержден распоряжением Управления образования Администрации г. Екатеринбурга № 562-у от 22.12.2009 г., фактического участия в формировании текста учредительного документа МБОУ СОШ № 200 не принимало, вследствие чего в действиях образовательного учреждения отсутствует вина в совершении вмененного административного правонарушения. Кроме того, автор жалобы утверждает, что положения в учредительном документе о конкурсной основе приема обучающихся в МБОУ СОШ № 200 не реализуются, поскольку в образовательном учреждении отсутствуют начальные классы и образовательный процесс начинается со второй ступени. В судебном заседании законный представитель юридического лица Шмитова С.Ю., защитник Лукашевич И.А. доводы жалобы полностью поддержали, пояснили обстоятельства, изложенные в жалобе, просили постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях образовательного учреждения состава административного правонарушения. Кроме того, указано, что непосредственно после выявления Министерством общего и профессионального образования Свердловской области в Уставе МБОУ СОШ № 200 положений о конкурсном отборе при приеме в учреждение в учредительные документы внесены изменения, исключившие таковые. Специалисты Министерства общего и профессионального образования Свердловской области Контарь А.Е., Голубков П.В. в судебном заседании пояснили, что МБОУ СОШ № 200 является образовательным учреждением начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и не реализует профильные программы профессионального образования, вследствие чего положения Устава школы о конкурсном отборе при приеме в учреждение ограничивают право граждан РФ на получение общедоступного общего образования. Вместе с тем, при выдаче образовательному учреждению лицензии на осуществление образовательной деятельности экспертной комиссией не проводится правовая оценка учредительных документов образовательного учреждения на предмет соответствия действующему законодательству. Специалист Управления образования Администрации г. Екатеринбурга Кочермкина Е.Б. в судебном заседании пояснила, что полномочия как по созданию (учреждению), реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений, так и по утверждению уставов, изменений (дополнений) к уставам, новых редакций уставов муниципальных образовательных учреждений наделено Управление образования Администрации г. Екатеринбурга. Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав доводы законного представителя юридического лица, его защитника, поддержавших жалобу, нахожу постановление мирового судьи о назначении административного наказания подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии со ст. 29.7 КоАП РФ судья рассматривает дело об административном правонарушении на основе всестороннего, полного, объективного исследования всех материалов дела. Мировым судьей данные требования закона не выполнены. Согласно постановлению о назначении административного наказания МБОУ СОШ № 200 незаконно ограничило права граждан на получение общедоступного и бесплатного образования путем установления правил конкурсного отбора при приеме обучающихся в образовательное учреждение, отраженных в Уставе. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 31 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством РФ, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава муниципального образовательного учреждения устанавливается органом местного самоуправления. В силу п. 11 Положения об Управлении образования Администрации города Екатеринбурга, утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2007 г. № 50/44, Управление образования Администрации г. Екатеринбурга наделено полномочиями создавать (учреждать), реорганизовывать и ликвидировать муниципальные образовательные учреждения, утверждать уставы, изменения (дополнения) к уставам, новые редакции уставов муниципальных образовательных учреждений, проводить экспертную оценку и утверждать экспертные заключения о последствиях принятия решений об изменении назначения зданий, (помещений), о ликвидации муниципальных образовательных учреждений для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей. Согласно абзацу 1 п. 11 Положения Управление образования Администрации г.Екатеринбурга от имени Администрации г. Екатеринбурга осуществляет функции учредителя по отношению к муниципальным образовательным учреждениям, и вправе утверждать уставы, изменения (дополнения) к уставам, новые редакции уставов муниципальных образовательных учреждений. На основании Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 200, утвержденного распоряжением Управления образования Администрации г. Екатеринбурга № 562-у от 22.12.2009 г., учредителем МБОУ СОШ № 200 от имени муниципального образования «город Екатеринбург» является Управление образования Администрации г. Екатеринбурга (л.д.10-17). Управление образования Администрации г. Екатеринбурга, являясь отраслевым органом Администрации г. Екатеринбурга, осуществляющим управление в сфере образования муниципального образования «город Екатеринбург», одновременно выступая учредителем муниципальных образовательных учреждений от имени муниципального образования «город Екатеринбург», наделено определенной компетенцией в данной сфере. Совокупность полномочий и прав данного отраслевого органа в отношении муниципальных образовательных учреждений, является одновременно и его обязанностями, возложенными на него нормативными актами для реализации установленных действующим законодательством специфических задач и функций, за нарушение которых наступает соответствующая юридическая ответственность, как способ правовой охраны соответствующих правоотношений. В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в процессе производства по делу об административном правонарушении должны быть установлены обстоятельства административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения. Как видно из материалов дела, МБОУ СОШ № 200 привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ за незаконное ограничение права на образование, выразившееся в ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования путем установления правил конкурсного отбора при приеме обучающихся в образовательное учреждение, отраженных в Уставе образовательного учреждения. Устав школы утвержден распоряжением учредителя – Управления образования Администрации г. Екатеринбурга. На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Подпункт 12 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» устанавливает право образовательного учреждения принимать устав образовательного учреждения, но его утверждение осуществляется учредителем. При таком положении волеизъявление учредителя имеет обязательный характер для образовательного учреждения, а принимаемое учредителем решение является внешним выражением совершения юридически значимого деяния, означает возникновение правоотношений и наступление соответствующих правовых последствий. На основании изложенного, ответственность за включение в Устав МБОУ СОШ № 200 положения о конкурсном отборе при приеме обучающихся в образовательное учреждение не может быть возложена на образовательное учреждение, которым данный учредительный документ не утверждался, следовательно основания для привлечения названного учреждения к административной ответственности отсутствуют. При этом судья считает необходимым отметить, что при регистрации образовательного учреждения, когда коллектив не создан, устав разрабатывается и утверждается учредителем. Вместе с тем, ст. 32 Закона РФ «Об образовании», регламентирующая компетенцию образовательного учреждения, не предусматривает возможность внесения изменений по инициативе образовательного учреждения. Должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении и мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено имелась ли у МБОУ СОШ № 200 возможность соблюсти правила и требования действующего законодательства в области образования, регламентирующие права граждан на образование; и не допустить включения в Устав образовательного учреждения, утвержденный Управлением образования Администрации г. Екатеринбурга, норм, ограничивающих права граждан на образование. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. На основании материалов дела у судьи нет оснований утверждать, что МБОУ СОШ № 200 допустило незаконное ограничение права на образование, выразившееся в ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования путем установления правил конкурсного отбора при приеме обучающихся в образовательное учреждение, отраженных в Уставе образовательного учреждения. При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чкаловского района г. Екатеринбурга от 02.03.2011 г. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чкаловского района Екатеринбурга от 02.03.2011 г., которым муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 200 привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Жалобу МБОУ СОШ № 200 – удовлетворить. Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит. Судья Н.О. Тараненко