П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Екатеринбург 21 октября 2011 года Судья Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Тараненко Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, в отношении председателя Товарищества собственников жилья «Горнощитское-1» Поливцевой <данные изъяты>, У С Т А Н О В И Л: На основании обращений граждан, проживающих в домах №№ 6 и 7, в/ч 97601, с. Горный Щит, г. Екатеринбург, на неудовлетворительное обслуживание домов управляющей компанией ТСЖ «Горнощитское-1» начальником Территориального отдела в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Управления Роспотребнадзора по Свердловской области вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ТСЖ «Горнощитское-1» на объектах - жилой фонд: г. Екатеринбург, с. Горный Щит, в/ч 97601, дома №№ 6 и 7. В ходе административного расследования выявлено, что ТСЖ «Горнощитское-1» не соблюдаются меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, что выразилось в непроведении своевременной очистки, осушения, проветривания и уборки подвальных помещений указанных жилых домов. При осмотре подвальных помещений названных жилых домов установлено подтопленное состояние подвалов, их захламление и загрязнение твердыми бытовыми отходами. В подвальном помещении жилого дома № 6 установлено наличие синантропных членистоногих. Результаты административного расследования оформлены протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ По результатам административного расследования установлено, что ТСЖ «Горнощитское-1» допустило нарушения п. 3 ст. 23, п. 1 ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ; п. 1 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1; п.п. 9.1, 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»; п.п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих»; пп «г» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491. В судебное заседание Поливцева Л.Н. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно. Защитник Поливцевой Л.Н. – Изюров А.В. в судебном заседании с выявленными нарушениями согласился, указал, что ТСЖ «Горнощитское-1» принимаются меры к устранению названных недостатков, просил назначить минимально возможное наказание. Специалист Территориального отдела в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Сабитова Н.А. в судебном заседании указала, что доказательств устранения выявленных нарушений ТСЖ «Горнощитское-1» не представлено. Исследовав материалы дела, нахожу вину должностного лица ТСЖ «Горнощитское-1» Поливцевой Л.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, установленной и подтвержденной материалами дела. В соответствии со ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение на должностных лиц административного штрафа - от одной до двух тысяч рублей. Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства. На основании п. 3 ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. В соответствии с п. 1 ст. 24 названного федерального закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В силу п. 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. № 64, при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений. Пунктом 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 установлено, что при эксплуатации жилых помещений требуется своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания; а также проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация). На основании п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 г. № 126, при эксплуатации в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе обеспечение уборки и дезинсекции в соответствии с санитарными правилами для объекта; своевременную очистку, осушение, проветривание и уборку подвалов, технических подполий. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. На основании пп. «г» п. 11. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются граждане, должностные лица, предприниматели, юридические лица. Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного Кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Исходя из диспозиции ст. 6.4 КоАП РФ, субъектами административной ответственности могут быть любые юридические лица, в результате чьей деятельности, нарушаются соответствующие требования не только к жилым помещениям, но и общественным помещениям, зданиям, сооружениям. Как видно из материалов дела, жилые дома, являющиеся объектами обследования, находятся в управлении ТСЖ «Горнощитское-1», поскольку на основании агентского договора № 25 от 01.06.2009 г. управление жилыми многоквартирными домами №№ 6 и 7 в/ч 97601 (о. Широкая речка) осуществляется данным ТСЖ, которое являясь исполнителем коммунальных услуг, обязано организовать работы по содержанию жилых домов в соответствии с законодательством РФ, контролировать их выполнение и нести ответственность за выполнение санитарно-эпидемиологических требований к жилым зданиям и помещениям. Как указано выше, в результате деятельности ТСЖ «Горнощитское-1» ухудшились условия проживания граждан в связи с затоплением и захламлением подвалов жилых домов. Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно протоколу заседания Правления ТСЖ «Горнощитское-1» № от ДД.ММ.ГГГГ функции управления Правлением ТСЖ переданы Поливцевой Л.Н. По мнению судьи, в данном случае у Поливцевой Л.Н. имелась возможность для соблюдения правил и норм в указанной выше части, однако, ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению. Вина Поливцевой Л.Н подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9), протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), фотоматериалами (л.д.13-20). В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Поливцева Л.Н. приняла все необходимые меры, в частности, для осуществления контроля при осуществлении функций должностного лица управляющей организации. Из приведенных норм следует, что штраф как мера административной ответственности в таких случаях может быть наложен при условии, что доказаны не только факт совершения указанного правонарушения, но и вина правонарушителя. Оценив представленные в материалах дела доказательства, судья считает вину Поливцевой Л.Н. в совершении вменяемого административного правонарушения доказанной. Исходя из того, что совершенное административное правонарушение посягает на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также, что материалами дела не подтвержден факт отсутствия у Поливцевой Л.Н. возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых она привлекается к административной ответственности, и ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, оснований считать недоказанной вину должностного лица ТСЖ «Горнощитское-1» в совершенном правонарушении у судьи не имеется. При этом судья не может согласиться с предложенной административным органом квалификацией действий лица, привлекаемого к административной ответственности. Частью 2 ст. 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 4000 до 5000 рублей. В качестве обязательных признаков объективной стороны совершенного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП, наряду с нарушением требований санитарных правил, установлено нарушение требований технических регламентов. Поскольку данная норма является бланкетной, в протоколе об административном правонарушении должно быть указано, какие конкретно требования технических регламентов нарушены лицом, привлекаемым к административной ответственности. Несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. Данное толкование судьей правовых положений КоАП РФ находит свое подтверждение в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24.05.2005 г. № 5. Составы правонарушений, предусмотренных ст. 6.4 и ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ. В связи с изложенным, судья переквалифицирует действия Поливцевой Л.Н. с ст. 6.4 КоАП РФ. В соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания Поливцевой Л.Н. судья учитывает характер совершенного ею административного правонарушения, личность виновного, ее имущественное положение, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, в судебном заседании не установлено. С учетом изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья П О С Т А Н О В И Л: Привлечь председателя Товарищества собственников жилья «Горнощитское-1» Поливцеву <данные изъяты> к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей. Постановление по настоящему делу вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования, если не подана жалоба. В случае подачи жалобы постановление, если оно не отменено, вступает в законную силу со дня принятия решения вышестоящим судом. Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга. Согласно ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда. Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам: Наименование получателя платежа: УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области); ИНН 6670083677; КПП 667001001; Код ОКАТО 65401000000; Номер счета получателя платежа 40101810500000010010; Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург; БИК 046577001; Наименование платежа: Административный штраф; Код бюджетной классификации 14111628000010000140. Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду в течение 30 дней со дня уплаты штрафа. При отсутствии такого документа выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке. Судья Н.О. Тараненко