Судебное решение



- -

№ 2-415

Р Е Ш Е Н И ЕИ М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

04 августа 2010 года г. Чкаловск

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Красненкова Е.А.,

с участием помощника прокурора Чкаловского района Волковой Е.С.,

представителя ответчика АЧР - Сивохиной И.А. (по доверенности от __.__.___ года),

третьего лица - начальника УИИ Горохова Д.В.,

при секретаре Грязиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах

Российской Федерации к АЧР

... о понуждении определить объекты отбывания

наказания в виде исправительных работ,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чкаловского района обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к АЧР о понуждении определить объекты отбывания наказания в виде исправительных работ и в обосновании требований указал, что постановлением АЧР № 25 от 22.01.2010 года определены места отбывания наказания в виде исправительных. В перечне предприятий, используемых для отбывания осужденными уголовного наказания в виде исправительных работ обозначены: МУП ГХ МУП ЖКХ, МУП ЖКХ, ЗАО ДК, ООО СХП Начальником УИИ выдано предписание С.С.В., осужденной мировым судьей судебного участка *** ... __.__.___ года по ст. 159 ч. 1 УК РФ к 6 месяцам исправительных работ с удержанием 10% из заработной платы в доход государства, о необходимости явки __.__.___ года в МУП ГХ, для отбытия наказания назначенного приговором суда. Однако предписание исполнено не было, по причине отказа Р.В.Н в трудоустройстве, руководителем МУП ГХ Г.В.В., отказ в трудоустройстве Р.В.Н, мотивирован отсутствием вакансий в МУП ГХ. __.__.___ года Р.В.Н было выдано предписание о необходимости явки __.__.___ года в ЗАО ДК для отбытия наказания назначенного приговором суда, но и в ЗАО ДК в трудоустройстве Р.В.Н было отказано по причине отсутствия штатных единиц. Также начальником уголовно-исполнительной инспекции были выданы предписания: осужденному Г.И.В. о необходимости явки в МУП ГХ, для отбытия наказания назначенного приговором суда; осужденному К.В.К. о необходимости явки в МУП ГХ, для отбытия наказания назначенного приговором суда; осужденной К.М.А. о необходимости явки в МУП ГХ, для отбытия наказания назначенного приговором суда; осужденному Ф.Л.Р. о необходимости явки в МУП ГХ, для отбытия наказания назначенного приговором суда, однако все предписания исполнены не были, по причине отказа осужденным в трудоустройстве руководителем МУП ГХ Г.В.В., отказ мотивирован отсутствием вакансий. Аналогичная ситуация складывается и при направлении осужденных к исправительным работам в ЗАО ДК Данные организации определены администрацией ненадлежащим образом, поскольку АЧР не является учредителем ни одной из организаций определенных в качестве объекта для отбывания наказания в виде исправительных работ. Соответственно определяя в качестве объектов данные организации, АЧР не может давать указания обособленным юридическим лицам, трудоустраивать для отбывания наказания осужденных к исправительным работам. В настоящее время ситуация по отбыванию наказания в виде исправительных работ критическая, наказание в виде исправительных работ в районе не исполняются по причине отказа организациями определенными АЧР в качестве объектов отбывания наказания, мотивированного отсутствием вакансий. Таким образом, в связи с неисполнением наказаний, назначенных приговором мирового и федерального суда, нарушаются интересы РФ. Поэтому просит понудить АЧР надлежащим образом определить объекты отбывания наказания в виде исправительных работ, а именно, включить в число объектов для отбывания наказания организации, в отношении которых АЧР является учредителем, а также организации имеющие возможность трудоустройства осужденных для отбывания исправительных работ.

В судебном заседании помощник прокурора Чкаловского района Волкова Е.С. на исковых требованиях настаивала в полном объеме и дополнительно пояснила, что в настоящее время ситуация в районе критическая, поскольку наказание в виде исправительных работ не исполняется надлежащим образом. Уголовно-исполнительные инспекции ведет учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников милиции в порядке, предусмотренном законодательством РФ, контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ. АЧР должна надлежащим образом определить организации, которые могли бы реально трудоустроить осужденных. Также в перечень должны быть включены организации, где АЧР является учредителем, чтобы имелась возможность давать указания руководителям о трудоустройстве осужденных и контролировать их исполнение.

Представитель ответчика АЧР Сивохина И.А. (по доверенности) иск не признала и пояснила, что требования к определению организаций установлены действующим законодательством: места работы лицам, осужденным к исправительным работам, определяют органы местного самоуправления по согласованию с УИИ. Причем это место работы должно находиться в районе места жительства осужденного, с тем, чтобы он мог ежедневно возвращаться домой в свободное от работы время. Организации, определенные приложением к постановлению АЧР *** от __.__.___ года и постановлением *** от __.__.___ года с указанием перечня предприятий, используемых для отбывания осужденными уголовного наказания в виде исправительных работ, расположены в муниципальном образовании .... Все организации были согласованы с УИИ. Законодательством не установлено требование об определении организаций, учредителем которых должны являться органы местного самоуправления. Понятие определения организаций «надлежащим образом» так же отсутствует в законодательстве. Требование о включении в число объектов для отбывания наказания организации, в отношении которых администрация является учредителем не основано на нормах действующего законодательства и удовлетворению не подлежит. Все муниципальные учреждения являются учреждениями образования и здравоохранения которые в соответствие с уставной деятельностью и социальным назначением объектом отбывания наказания быть не могут. Осужденные к исправительным работам могут отбывать наказание на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности (государственной, муниципальной, кооперативной, частной). К организациям, не исполняющим данное распоряжение законным образом, может быть применена административная ответственность. Более того, при представлении УИИ списка согласованных организаций для включения в перечень, администрация в пределах своих полномочий готова внести изменения в постановление *** от __.__.___ года и дополнить данный перечень. Считает, что исковые требования прокуратуры не основанными на законе и не подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица начальник УИИ Горохов Д.В. с иском согласился и пояснил, что в перечень организаций для отбывания наказания в виде исправительных работ включены только те организации, которые просил установить он, однако другие организации АЧР не определила. В настоящее время осужденные не могут отбывать наказание в виде исправительных работ в связи с отказом в принятии на работу, из 25 осужденных отбывают наказание только 12.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 50 Уголовного Кодекса Российской Федерации исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.

В соответствии со ст. 39 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исправительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Согласно ст. 6 ФКЗ от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе в РФ», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судов и судов субъектов РФ, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ».

Поскольку судебные решения вступили в законную силу, то являются обязательными и должны неукоснительно исполняться, в том числе и в части исполнения наказания.

В соответствии с подп. «д» п. 7 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 года № 729, на инспекции возлагаются следующие основные обязанности: согласование предложений органов местного самоуправления о местах, в которых осужденными отбываются исправительные работы (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2010 года № 190)

Согласно п. 64 приказа Минюста РФ от 20.05.2009 года № 142 «Об утверждении инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» для исполнения наказания в виде исправительных работ инспекция согласовывает предлагаемые органами местного самоуправления места для отбывания исправительных работ.

В судебном заседании установлено, что после вынесения обвинительного приговора Чкаловского районного суда осужденные, на основании предписаний начальника УИИ ..., направлялись для отбывания наказания в виде исправительных работ в МУП ГХ и ЗАО ДК, однако трудоустроены не были в связи с отсутствием вакансий либо отсутствием штатных единиц в указанных организациях.

Поскольку осужденным отказывают в принятии на работу и наказание в виде исправительных работ на территории Чкаловского района не исполняется, прокурор Чкаловского района полагает, что АЧР обязана надлежащим образом определить объекты отбывания наказания в виде исправительных работ, а именно, включить в число объектов для отбывания наказания организации, в отношении которых АЧР является учредителем, а также организации имеющие возможность трудоустройства осужденных для отбывания исправительных работ.

В силу ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ согласование и утверждение перечня предприятий для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ не относится к вопросам местного значения муниципального района (ст. 15), а возложены на АЧР в виде отдельных государственных полномочий (ст. 19).

Как следует из постановления АЧР *** от __.__.___ года и Приложения *** к нему, утвержден (по согласованию с УИИ ...) перечень предприятий, используемых для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ, в который входят следующие организации: МУП ГХ, МУП ЖКХ МУП ЖКХ ЗАО ДК ООО СХП а также постановлением АЧР *** от __.__.___ года данный перечень дополнен ОАО ЧС

Таким образом, АЧР, со своей стороны, исполнила возложенную на нее обязанность (отдельные государственные полномочия), о согласовании и утверждении перечня предприятий для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ.

При этом УК РФ, УИК РФ, а также ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устав ... не содержится обязанности органа местного самоуправления включать в число объектов для отбывания наказания в виде исправительных работ организации, в отношении которых орган местного самоуправления (в данном случае АЧР) является учредителем.

Кроме того, как следует их представленного перечня муниципальных учреждений и унитарных предприятий, АЧР является учредителем школ (в том числе спортивных), больниц, детских учреждений (сады, ясли), библиотек, музеев, в которых отбывать наказание в виде исправительных работ лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений различной степени тяжести, является не только не целесообразным, но и не допустимым.

Также суд не может согласиться с доводами прокурора Чкаловского района, что АЧР обязана включить в перечень организации, имеющие возможность трудоустройства осужденных для отбывания наказания в виде исправительных работ, поскольку определить какие конкретно требования необходимо предъявлять к организациям, которые имеют реальную возможность трудоустройства осужденных, законодательно не урегулировано, а право определять данные организации самостоятельно путем выборки (в зависимости от штата, форм собственности, места расположения и т.д.) либо по иным основаниям, АЧР также не предоставлено.

Как следует из п. 72 приказа Минюста РФ от 20.05.2009 года № 142 «Об утверждении инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» в случае необоснованного отказа организации в приеме осужденного на работу инспекция направляет информацию в органы прокуратуры.

В связи с этим прокуратура ..., на основании представленной информации из УИИ, должна принимать необходимые меры административного воздействия на руководителей организаций, которые необоснованно отказывают в приеме на работу осужденных, с целью надлежащего исполнения наказания в виде исправительных работ.

При таких обстоятельствах требования прокуратуры ... являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации к АЧР о понуждении определить объекты отбывания наказания в виде исправительных работ, включение в число объектов для отбывания наказания организации, в отношении которых АЧР является учредителем, а также организации имеющие возможность трудоустройства осужденных для отбывания исправительных работ - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья: _______________________________________ (Е.А.Красненков)

Мотивированное решение составлено 09 августа 2010 года

Судья: _______________________________________ (Е.А.Красненков)