Судебное решение



- -

№ 2-456

Р Е Ш Е Н И ЕИ М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

14 октября 2010 года г. Чкаловск

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Красненкова Е.А.,

с участием помощника прокурора Чкаловского района Волковой Е.С.,

истца Никоновой А.Н.,

представителя ответчика ГУ «Центр предоставления мер социальной поддержки Чкаловского района» - Жирникова А.Н. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),

при секретаре Тардовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах

Никоновой А.Н. к товариществу собственников

жилья «Мой дом» г. Чкаловска Нижегородской области,

Государственному учреждению «Центр предоставления мер

социальной поддержки Чкаловского района» г. Чкаловска

Нижегородской области, закрытому акционерному обществу

«Кустовой вычислительный центр» г. Н. Новгорода о признании права

на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг как

ветерану труда, возложения обязанности внесения в реестр льготников

возложения обязанности произвести перерасчет оплаты жилья и

коммунальных услуг и сохранения льгот, предоставляемых как

инвалиду,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чкаловского района обратился в суд с иском в интересах Никоновой А.Н. к товариществу собственников жилья «Мой дом» г. Чкаловска Нижегородской области (далее по тексту - ТСЖ «Мой дом»), Государственному учреждению «Центр предоставления мер социальной поддержки Чкаловского района» г. Чкаловска Нижегородской области (далее по тексту - ГУ «ЦПМСП Чкаловского района»), закрытому акционерному обществу «Кустовой вычислительный центр» г. Н. Новгорода (далее по тексту - ЗАО «КВЦ») о признании права на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг как ветерану труда и в обосновании требований указал, что Никонова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты>, ветераном труда Нижегородской области и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> которое является собственностью последней. Управление многоквартирным жилым домом осуществляет ТСЖ «Мой дом», жильцы которого плату за коммунальные услуги, содержание и ремонт дома вносят в кассу ТСЖ. В настоящее время плата за услуги ЖКХ взимается с Никоновой с применением льгот, предназначенных лицу, имеющему статус инвалида, а именно предоставляется скидка 50% по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, центральному отоплению. В соответствии с действующим законодательством Никонова А.Н., являясь инвалидом и ветераном труда Нижегородской области, имеет право выбора основания предоставления льгот и при начислении платы за ремонт и содержание жилья, платы за коммунальные услуги имеет право претендовать на применение льгот в соответствии с нормами Закона Нижегородской области от 29.11.2004 года № 133-З «О мерах социальной поддержки ветеранов». Поэтому просит признать за Никоновой А.Н. право на получение льготы по оплате жилья и коммунальных услуг как ветерану труда Нижегородской области; возложить на ГУ «ЦПМСП Чкаловского района обязанность внести Никонову А.Н. в реестр льготников, содержащий список лиц, которым предоставляются льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг с указанием категории получателей - «ветеран труда Нижегородской области»; возложить на ТСЖ «Мой дом» обязанность произвести Никоновой А.Н. перерасчет оплаты жилья и коммунальных услуг начиная с ДД.ММ.ГГГГ №

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ прокурор Чкаловского района дополнил исковые требования и просит признать за Никоновой А.Н. право на получение льготы по оплате жилья и коммунальных услуг как ветерану труда Нижегородской области в соответствии со ст. 16 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 года № 133-З «О мерах социальной поддержки ветеранов» №

Определением судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу привлечено ЗАО «КВЦ» (№

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ прокурор Чкаловского района дополнил исковые требования и просит признать за Никоновой А.Н. право на получение льготы по оплате жилья и коммунальных услуг как ветерану труда Нижегородской области (капитальный и текущий ремонты, вывоз ТБО), не отменяя льгот, компенсаций, мер социальной поддержки, предоставляемых Никоновой А.Н., как инвалиду; сохранить за Никоновой А.Н. льготы, предоставляемые ей на настоящий момент времени как инвалиду №

Представители ТСЖ «Мой дом» и ЗАО «КВЦ» в судебное заседание не явились, хотя о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом судебными повестками и обратились в суд с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие, с исковыми требованиями не согласны №

В судебном заседании помощник прокурора Чкаловского района Волкова Е.С. на исковых требованиях настаивала в полном объеме и дополнительно пояснила, что позиция о предоставлении истице льгот как ветерану и инвалиду была определена с Никоновой А.Н., поэтому просит иск удовлетворить.

Никонова А.Н. на иске настаивала и дополнительно пояснила, что в квартире она проживает одна. В доме не все квартиры являются собственностью жильцов, поэтому дом является муниципальным жилищным фондом. В настоящее время она пользуется льготами по коммунальным услугам как инвалид, в виде 50% оплаты за отопление, водоотведение и водоснабжение, но никакие льготы как ветерану труда Нижегородской области ей не предоставляются. За содержание жилья она платит 100%, поэтому считает, что ей, как инвалиду, дополнительно также необходимо предоставить льготы 50% оплаты по содержанию жилья (текущий и капитальный ремонты, вывоз ТБО), не отменяя при этом льготы как ветерану труда Нижегородской области.

Представитель ответчика ГУ «ЦПМСП Чкаловского района» Жирникова А.Н. (по доверенности) иск не признала и дополнительно пояснила, что Никонова А.Н. является инвалидом 3 группы и ветераном труда, квартира, в которой проживает истица, является ее собственностью, поэтому в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Никоновой А.Н. право на льготы по оплате жилого помещения, не предоставляется. У истицы имеется две категории льгот, как инвалид и как ветеран труда, однако данные льготы не являются равнозначными, поэтому Никонова А.Н. право выбора льгот не имеет. Если Никонова А.Н. откажется от мер социальной поддержки как инвалид, то истице будут предоставляться льготы как ветерану труда Нижегородской области.

Выслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно копии удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ Никонова А.Н. является ветераном труда Нижегородской области №

Как следует из справки № № от ДД.ММ.ГГГГ Никонова А.Н. имеет инвалидность <данные изъяты> по общему заболеванию №

На основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Никонова А.Н. является собственником жилого помещения - квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе основная <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес> №

Согласно Устава и изменений к нему, а также протокола общего собрания собственников жилья, управление многоквартирным домом № по <адрес>, где находится квартира Никоновой А.Н., осуществляет ТСЖ «Мой дом» №

Расчеты по оплате жилищных и коммунальных услуг производит ЗАО «КВЦ», с которым ТСЖ «Мой дом» заключили соглашение об информационном взаимодействии № от ДД.ММ.ГГГГ №

Прокурор Чкаловского района полагает, что Никонова А.Н. имеет право на получение льготы по оплате жилья и коммунальных услуг как ветеран труда Нижегородской области (капитальный и текущий ремонты, вывоз ТБО) и право на льготы, предоставляемые истице как инвалиду.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

На основании ст. 22 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными правовыми актами РФ.

Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов РФ в соответствии со ст. ст. 20, 22 данного ФЗ, являются расходными обязательствами субъектов РФ (п. 2 ст. 10).

В соответствии со ст. 5 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 года № 133-З «О мерах социальной поддержки ветеранов», предоставление мер социальной поддержки, определенных настоящим Законом, осуществляется при условии отсутствия у лиц указанных в ст. ст. 1 - 3.1 настоящего Закона, прав на аналогичные меры социальной поддержки в соответствии с правовыми актами РФ, если иное не установлено настоящим Законом.

При наличии у лиц, указанных в ст. 1 - 3.1 настоящего Закона, права на меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом, им предоставляются меры социальной поддержки только по одному основанию по их выбору (за исключением лиц, указанных в п. 5 ст. 1 и ст. 12 настоящего Закона, в части получения ими ежегодной денежной выплаты к Дню Победы и путевок в санаторно-реабилитационные центры либо пансионаты министерства труда и социальной защиты Нижегородской области, а при наличии у них права на ежегодную денежную выплату к Дню Победы по нескольким основаниям данная выплата производится по одному из оснований по их выбору).

Как следует из п. 3 ст. 13 ФЗ «О ветеранах», при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В связи с этим ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ и ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ не предоставляют гражданам выбор между аналогичными формами социальной поддержки с учетом их выгодности для льготников.

Доводы прокурора Чкаловского района в части того, что Никонова А.Н. имеет право на выбор основания предоставления льгот - являются несостоятельными.

В силу п. 3 ст. 13 ФЗ «О ветеранах» в данной правовой норме закреплено право ветерана выбрать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он, как ветеран, имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям. При этом указанная норма не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.

Аналогичная по содержанию и положение ст. 5 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 года № 133-З «О мерах социальной поддержки ветеранов».

В соответствии с Положением о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 10.07.2008 года № 281, расчет размера ежемесячной денежной компенсации производится расчетными организациями ежемесячно на основании реестров, предоставляемых органами социальной защиты населения, составленными в соответствии с решениями, принятыми данным органом о предоставлении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и сведений о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленной в разрезе услуг, лицах, зарегистрированных по данному адресу (с учетом миграции), и других необходимых показателей, предоставленных в расчетные организации не позднее 17-го числа текущего месяца, организациями, имеющими обязательства перед населением по предоставлению жилищно-коммунальных услуг и сбору денежных средств от населения, либо организациями, действующими по их поручению. Ежемесячная денежная компенсация выплачивается органами социальной защиты населения на основании сведений, представленных расчетными организациями, путем зачисления денежных средств на счета получателей денежных компенсаций, открытые в кредитных организациях (п. п. 10-17).

Как установлено в судебном заседании, поскольку Никонова А.Н. после приватизации является собственником квартиры, то льгота по оплате жилищных услуг, а именно: содержанию жилья, ремонту жилья, капитальному ремонту жилья и вывозу твердых бытовых отходов, ей не предоставляется.

На основании ч. 13 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центральное отопление, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

На момент принятия данного Закона действовал Закон «Об основах федеральной жилищной политики», который определял виды жилищного фонда: частный, государственный и муниципальный.

Таким образом, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» не предусматривалось предоставление льготы по оплате жилого помещения инвалидам, проживающим в частном жилищном фонде.

Согласно Закона «Об основах федеральной жилищной политики», к частному жилищному фонду относился фонд, находящийся в собственности граждан, в том числе приватизированные квартиры, а также фон, находящийся в собственности юридических лиц. Аналогичное понятие частного жилищного фонда содержится в Жилищном Кодексе РФ, введенном в действие с 01.03.2005 года.

Как предусмотрено п. 2 ст. 19 Жилищного Кодекса РФ, жилищный фонд, в зависимости от формы собственности, подразделяется на: частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ); муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Таким образом, названная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности РФ и ее субъектов, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, - к муниципальному жилищному фонду. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду. При этом Жилищный кодекс РФ, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ).

В связи с этим граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют.

Поскольку Никонова А.Н. приватизировала квартиру, то она утратила право на предоставление льготы в соответствии с ч. 13 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

При этом доводы Никоновой А.Н., что не все квартиры в доме, где она проживает, находятся в собственности граждан, не позволяет отнести данный дом к дому государственного или муниципального фонда. Дом, жилые помещения в котором принадлежат государству, муниципальному образованию, гражданам, юридическим лицам, представляет собой совокупность жилых помещений, относящихся к различному жилищному фонду.

При таких обстоятельствах требования прокурора Чкаловского района являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах Никоновой А.Н. к товариществу собственников жилья «Мой дом» г. Чкаловска Нижегородской области, Государственному учреждению «Центр предоставления мер социальной поддержки Чкаловского района» г. Чкаловска Нижегородской области, закрытому акционерному обществу «Кустовой вычислительный центр» г. Н. Новгорода о признании права на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг как ветерану труда Нижегородской области (капитальный и текущий ремонты, вывоз твердых бытовых отходов), не отменяя льгот, компенсаций, мер социальной поддержки предоставляемых Никоновой А.Н. как инвалиду; возложения обязанности внести Никонову А.Н. в реестр льготников, содержащий список лиц, которым предоставляются льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг с указанием категории получателей - «ветеран труда Нижегородской области»; возложения обязанности произвести Никоновой А.Н. перерасчет оплаты жилья и коммунальных услуг, начиная с марта 2009 года; сохранении за Никоновой А.Н. льгот, предоставляемых на настоящий момент времени как инвалиду - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья: _______________________________________ (Е.А.Красненков)

Мотивированное решение составлено 19 октября 2010 года

Судья: _______________________________________ (Е.А.Красненков)