№ 2-421
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
17 ноября 2010 года г. Чкаловск
Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Красненкова Е.А.,
с участием представителя истца Сус А.Л. - Болонкина А.В. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ),
представителя ответчика администрации г. Алексашиной Е.С. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),
при секретаре Горшковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Сус А.Л. к администрации г. Чкаловска
Нижегородской области о признании действий об отказе в
восстановлении в очереди незаконными, признания отчуждения
дома действием крайней необходимости и признания
нуждающейся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Сус А.Л.обратилась в суд с иском к администрации г. Чкаловска, администрации Чкаловского района о возложении обязанности восстановить в очереди на получение жилого помещения, признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма и в обосновании своих требований указал, что она проживает в <адрес>, с <данные изъяты> года. Жилое помещение представляет собой <данные изъяты> кв.м, жилой площади, из них <данные изъяты> кв.м - комната жилая, <данные изъяты> кв.м - кухня, <данные изъяты> кв.м - жилая комната, общая площадь жилого дома составляет - <данные изъяты> кв.м, туалет, находится на дворе, помывочная - в приусадебном участке (баня). В <данные изъяты> году, ее муж Сус В.П., и она, имея двух разнополых детей, обратились в Исполком Чкаловского горсовета, с заявлением, о постановке на учет, нуждающихся в жилье, как семья участника ВОВ. На учет их поставили. До образования нового государства, в очереди они были всегда первые. За <данные изъяты> лет, им неоднократно предлагали жилье в домах по <адрес>, но поскольку, в предлагаемых домах, были точно такие же условия проживания, как и в их частном доме, они отказались и ждали более лучшего жилья. В <данные изъяты> году ее муж умер. В <данные изъяты> году она обратилась в Администрацию г. Чкаловска, чтобы выяснить, рассматривается ли вопрос по обеспечению ее жильем, на что получила ответ, что в <данные изъяты> году с очереди она была снята, так как во время не прошла перерегистрацию. Данных оснований исключения из очереди на предоставления жилого помещения, Жилищный Кодекс не предусматривает, также как и Жилищный Кодекс РСФСР. Также, она считает, что ее должны были уведомить о необходимости перерегистрации документов. ДД.ММ.ГГГГ годна она написала заявление, в котором просила восстановить ее в очереди на предоставление жилого помещения, на что ДД.ММ.ГГГГ получила очередной отказ. В данном распоряжении глава администрации г. Чкаловска отказ мотивирует тем, что в соответствии со ст. 54 ЖК РФ она намеренно в <данные изъяты> году подарила свой дом Р.А.В. тем самым намеренно ухудшила свои жилищные условия, то есть совершила действие, в результате которых не может быть признана нуждающейся в жилом помещении. Также согласно ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В г. Чкаловске учетная норма составляет не менее <данные изъяты> на одного человека. Условий для нормального существования у нее нет, туалет на улице, соблюдать примитивные меры и правила гигиены она самостоятельно не может, так как баня находится на улице, и она является инвалидом второй группы, не может ходить. Сняв ее с очереди в <данные изъяты> году администрация Чкаловского района создала искусственный дефицит норм, позволяющих ей претендовать даже на компенсацию за неполученное во время жилое помещение. То, что она подарила свой дом, не говорит о том, что она ухудшила свои условия проживания, она осталась этом доме, прописана нем, также имеет учетную социальную норму в <данные изъяты>. Считает, что ее права нарушены, в том числе право на жилье в соответствии с Конституцией РФ. Никаких обоснованных доводов, в том, что она не имеет права на получения жилья более лучшего относительно того, что она сейчас имеет либо компенсации для создания более лучших условий проживания, ей не представлено. Администрация г. Чкаловска отказала ей в письменной форме в восстановлении в очереди на получения жилья. Поэтому просит обязать администрацию Чкаловского района восстановить ее в очереди на получения жилья, признать за ней право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать администрацию г. Чкаловска предоставить ей жилое помещение по договору социального найма <данные изъяты>
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель истца Болонкин А.В. (по доверенности) в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил и уточнил исковые требования и просит: признать действия администрации г. Чкаловска, выразившиеся в отказе в восстановлении в очереди - незаконным; признать отчуждение дома по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ действиями крайней необходимости; признать Сус А.Л. нуждающейся в улучшении жилищных условий; считать Сус А.Л. состоящей на очереди по улучшению жилищных условий; обязать администрацию г. Чкаловска передать документы о восстановлении в очереди Сус А.Л. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрацию Чкаловского района; обязать администрацию Чкаловского района выделить Сус А.Л. компенсацию, равную стоимости нового жилья на улучшение жилищных условий, приведение в порядок дома <данные изъяты>
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель истца Болонкин А.В. (по доверенности) в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просит признать действия администрации г. Чкаловска, выразившиеся в отказе в восстановлении в очереди - незаконным; признать отчуждение дома по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ действием крайней необходимости и признать Сус А.Л. нуждающейся в улучшении жилищных условий <данные изъяты>
Определением судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску Сус А.Л. к администрации г. Чкаловска Нижегородской области в части: возложения обязанности на администрацию Чкаловского района Нижегородской области восстановить Сус А.Л. в очереди на получения жилья; признании за Сус А.Л. права на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; возложении на администрацию г. Чкаловска Нижегородской области предоставить Сус А.Л. жилое помещение по договору социального найма; считать Сус А.Л. состоящей на очереди по улучшению жилищных условий; возложении обязанности на администрацию г. Чкаловска Нижегородской области передать документы о восстановлении в очереди Сус А.Л. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрацию Чкаловского района Нижегородской области; возложении обязанности на администрацию Чкаловского района Нижегородской области выделить Сус А.Л. компенсацию, равную стоимости нового жилья на улучшение жилищных условий, приведение в порядок дома, а также в части всех исковых требований к администрации Чкаловского района Нижегородской области - прекращено, принят отказ от иска в этой части <данные изъяты>
Определением судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, в порядке ст. 43 ГПК РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по делу привлечены - Романычева А.В., администрация Чкаловского района <данные изъяты>
Истец Сус А.Л. в судебное заседание не явилась, хотя о дате и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом судебными повестками, что подтверждается почтовыми уведомлениями и расписками о вручении <данные изъяты>
Третье лицо Р.А.В. в судебное заседание не явилась и согласно материалов, пришедших по не исполненному судебному поручению из Кандалакшского городского суда <адрес>, Романычева А.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, однако по повторному вызову в судебное заседание для вручения ей копии искового заявления и получения объяснений по иску в Кандалакшский городской суд <адрес>, не явилась, не сообщив суду об уважительных причинах своей неявки <данные изъяты>
Представитель третьего лица - администрации Чкаловского района в судебное заседание не явился, хотя о дате и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом судебными повестками, представив в суд отзыв на исковое заявление в котором указали, что в настоящее время Сус А.Л. утратила право состоять на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, поскольку на основании договора дарения безвозмездно передала в собственность Романычевой А.В. индивидуальный жилой дом площадью <данные изъяты> то есть намеренно ухудшила свои жилищные условия. Поэтому требования Сус А.Д, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца Сус А.Л. - Болонкин А.В. (по доверенности) на иске настаивал полностью и дополнительно пояснил, что истица с семьей приехали в <адрес> в <данные изъяты> году для постоянного проживания и в администрации Чкаловского района, на основании заявления, их поставили на учет в качестве нуждающихся в жилье. В <данные изъяты> году муж истицы - Сус В.П. умер. В <данные изъяты> году истица обратилась в администрацию г. Чкаловска, чтобы выяснить, рассматривается ли вопрос по обеспечению ее жильем, но ей ответили, что в <данные изъяты> году их семья была снята с учета, поскольку они не прошли во время перерегистрацию, о чем администрация Сус А.Л. не уведомили. ДД.ММ.ГГГГ Сус А.Л. написала заявление о восстановлении ее в очереди на предоставлении жилого помещения, в чем ей было отказано, в связи с тем, что Сус А.Л. подарила свой дом Романычевой А.В. и тем самым намерено ухудшила свои жилищные условия. Однако дарение дома Ромынычевой А.В. явилось мерой крайней необходимости, так как совместно с Сус А.Л. проживал ее сын, который злоупотреблял спиртными напитками, продавал вещи из дома и истица была вынуждена подарить дом своей внучке, чтобы сын на дом не мог претендовать. Договор дарения он не оспаривает, но считает исковые требования обоснованными и просит их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации г. Чкаловска Алексашина Е.С. (по доверенности) иск не признала и пояснила, что в соответствии с Законом Нижегородской области от 16.11.2005 № 179-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений <адрес> учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» администрация города Чкаловска с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. До ДД.ММ.ГГГГ такой учет осуществлялся администрацией Чкаловского района. Истец обращалась в администрацию г. Чкаловска с заявлением о восстановлении ее в очереди на жилье. В очереди на получение квартиры кроме истицы состоял ее муж, умерший в <данные изъяты> году. Распоряжением администрации Чкаловского района №-р от ДД.ММ.ГГГГ Сус В.П. был снят с учета. Такие же данные отражены и в книге учета № переданной из администрации г. Чкаловска. Из распоряжения следует, что Сус В.П. был снят на основании утраты им оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма В настоящий момент истец, не имеет право постановки на учет, так как в <данные изъяты> году подарила свой дом, а значит, намеренно ухудшила свои жилищные условия. Считает требования Сус А.Л. необоснованными и просит в иске отказать.
Свидетель Р.Н.В. показала, что Сус А.Л. является ее матерью. В <данные изъяты> году Сус А.Л. подарила дом с земельным участком своей внучке, ее дочери - Р.А.В. Дом Сус А.Л. подарила внучке добровольно, это было ее желание и мать всегда хотела подарить дом именно Р.А.Л. Был оформлен договор дарения дома, так как у них сложилась такая семейная традиция. Совместно с мамой проживал в доме ее родной брат Сус В.В., который употреблял спиртное, продавал из дома вещи, приводил в дом посторонних людей, поэтому все эти обстоятельства вынудили мать быстрее оформить договор дарения дома, чтобы брат ушел жить по своему месту жительства на <адрес>. Дом был построен в <данные изъяты> году, требует ремонта, смены фундамента, удобства в доме отсутствуют, нет туалета, ванной.
Выслушав объяснения представителей сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Президент РФ в своем Указе «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 07.05.2008 года № 714 (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года № 30) в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно копии удостоверения серия № № Сус А.Л., <данные изъяты> года рождения, является участником ВОВ, а как следует из справки МСЭ № с 1995 года является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, не трудоспособна <данные изъяты>
На основании ст. ст. 13, 14, 23.2 ФЗ РФ «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) получение и содержание жилых помещений; 4) оплату коммунальных услуг; 5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Участникам ВОВ из числа лиц предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. По обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки общей площади жилья <данные изъяты> квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, следующих категорий граждан: участников ВОВ.
Таким образом, Сус А.Л., как участник ВОВ, в случае признания её нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение жильем.
Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст. 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) категории граждан, к которым относятся: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
В вязи с изложенным ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», то есть в данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует.
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 ЖК РФ, в которой указано, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением Земского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормы предоставления и учётной нормы площади жилого помещения» утверждена учётная норма жилой площади в размере <данные изъяты> <данные изъяты>
На основании ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
В судебном заседании было установлено, что Сус А.Л. обращалась в администрацию Чкаловского района с заявлениями о восстановлении ее в очереди на улучшении жилищных условий и выдаче денежной компенсации на приобретение жилья <данные изъяты> однако на основании распоряжения администрации г. Чкаловска от ДД.ММ.ГГГГ №, Сус А.Л. было отказано в восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании ст. 54 ЖК РФ и ст. 8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года № 179-З <данные изъяты>
На основании ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы гражданина, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
На основании ст. 8 Закона Нижегородской области «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 16.11.2005 года № 179-ФЗ отказ в принятии граждан на учет в соответствии с ч. 1 ст. 54 ЖК РФ допускается в случае, если: граждане с намерением приобрести право состоять на учете в течение пяти лет до дня подачи заявления совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения. К действиям, приведшим к ухудшению жилищных условий, относятся: отчуждение жилого помещения, доли жилого помещения, за исключением безвозмездной передачи жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Не являются основанием для отказа в принятии на учет следующие действия, приведшие к ухудшению жилищных условий: 1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства, если до вселения они: а) не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением; б) обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением площадью менее нормы предоставления; в) обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания; г) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в государственную или муниципальную собственность, либо жилое помещение было изъято органами государственной власти Нижегородской области или органами местного самоуправления для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке; 2) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения; 3) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты; 4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.
Как следует из договора дарения жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Сус А.Л. безвозмездно передала в собственность Р.А.В. а Р.А.В. приняла в качестве дара одноэтажный, бревенчатый жилой дом общей полезной площадью <данные изъяты>, с дощатым коридором, бревенчатым двором, кирпичным гаражом, бревенчатой баней с предбанником, дощатым сараем, дощатым навесом, забором из металлической сетки и земельный участок размером <данные изъяты> из земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, находящиеся по адресу: <адрес> <данные изъяты>
Суд рассматривает действия истицы по добровольной передаче принадлежащего ей жилого дома и земельного участка по договору дарения Р.А.В. как совершенные недобросовестно, с целью умышленно ухудшить свои жилищные условия, направленные для признания её в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В связи с этим суд считает, что отказ администрации г. Чкаловска (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № о восстановлении Сус А.Л. в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, является обоснованным.
Доводы представителя истца, что дарение Сус А.Л. жилого дома и земельного участка Р.А.В. являются действиями крайней необходимости, так как так как совместно с Сус А.Л. проживал ее сын, который злоупотреблял спиртными напитками, продавал вещи из дома и истица была вынуждена подарить дом своей внучке, чтобы сын на дом не мог претендовать, суд признает несостоятельными, поскольку исходя из буквального толкования текста договора, показаний свидетеля Р.Н.В. истица безвозмездно, добровольно, по собственному желанию и инициативе исполнила свою волю и подарила дом своей внучке Р.А.В.
При этом Сус А.Л., в силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ, вправе была распорядиться своим имуществом на основании договора купли-продажи, мены или иной сделки об отчуждении этого имущества, в том числе и по завещанию.
Кроме того, признание действий по отчуждению дома и земельного участка на основании договора дарения - действием крайней необходимости, действующим гражданским законодательством не предусмотрено, а требований о признании данной сделки недействительной, по каким-либо основаниям, истцом не предъявлялось.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Суд считает, что в данном случае ухудшение жилищных условий Сус А.Л. в связи с дарением, принадлежащих ей, жилого дома и земельного участок, является недопустимым и не может являться разумностью действий и добросовестностью участников гражданских правоотношений, поскольку истица являлась собственником жилого дома и впоследствии распорядились принадлежащим ей домом по своему усмотрению.
Как указано в п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее по тексту - Положение).
На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Согласно технического паспорта индивидуального жилого дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о технической характеристике объекта <данные изъяты> и акта обследования комиссией материально-бытового обеспечения жилищных условий Сус А.Л. от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> по адресу: <адрес>, установлено: одноэтажный, бревенчатый жилой <адрес> года постройки; общая площадь <данные изъяты>, в том числе жилая <данные изъяты>., состоит из двух жилых комнат, кухни, частичные удобства: отопление, газоснабжение, электроснабжение.
Как было установлено в судебном заседании решения жилищной комиссии о признании жилого помещения, в котором проживает Сус А.Л. по адресу: <адрес>, непригодным для проживания не имеется.
В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что Сус А.Л. в письменной форме было сообщено об отказе в восстановлении в очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях с мотивированным указанием причин такого отказа.
На основании ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Однако каких-либо иных доказательств обоснованности восстановления в очереди на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении участника ВОВ Сус А.Л. (наличие тяжелой формой хронического заболевания и т.д.), в судебном заседании представлено не было.
Вместе с тем Сус А.Л., как участнику ВОВ, в соответствии с Положением «О порядке оказания в <данные изъяты> году материальной помощи в соответствии с планом подготовки и проведения в Нижегородской области мероприятий, посвященных празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 04.03.2010 года № 110, была оказана материальная помощь в виде денежного пособия в размере <данные изъяты> рублей на проведение ремонта жилого помещения <данные изъяты>
Оценивая всю совокупность представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что каких-либо нарушений конституционных, жилищных прав участника ВОВ Сус А.Л., допущено не было, поэтому исковые требования Сус А.ЛО. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Сус А.Л. к администрации г. Чкаловска Нижегородской области о признании действий об отказе в восстановлении в очереди незаконными, признания отчуждения дома действием крайней необходимости и признания нуждающейся в улучшении жилищных условий - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: _______________________________________ (Е.А.Красненков)