Судебное решение



2-18 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2011 года г. Чкаловск

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Глаголевой О.Н.,

при секретаре Обуховой Н.А.,

с участием истца Гараниной Г.Н.,

представителя ответчика Бусыгиной Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Гараниной Г.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Гаранина Г.Н. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по <адрес> о включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> дня, период ее работы в должностях <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды нахождения на курсах повышения квалификации; признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и назначении ей досрочной трудовой пенсии с момента обращения за ней к ответчику, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, также просит взыскать расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей.

В обоснование исковых требований она указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику, т.е. в ГУ - УПФ РФ по <адрес> с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. На момент обращения к ответчику ее трудовой стаж составил более 25 лет. Однако, комиссия Пенсионного фонда, рассмотрев ее заявление, отказала ей в назначении пенсии по тем основаниям, что ее общий стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии составляет, по их мнению, <данные изъяты>. Ответчик не включил в льготный стаж периоды ее работы в должностях зав. отделом, секретарем по учащейся молодежи Чкаловского райкома ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> дня, так как наименование должности и учреждения не соответствуют наименованиям должностей и учреждений, указанных в Списке, утвержденному Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, в Списке и Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, в Списках и Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Ответчик также не включил в льготный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <данные изъяты>; с <данные изъяты>; с <данные изъяты>; с <данные изъяты>. С данными выводами комиссии Пенсионного фонда она не согласна и считает, что отказом в назначении ей пенсии нарушено ее право на социальное обеспечение, предусмотренное Конституцией РФ. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Согласно п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», принятого в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях в СССР» от 14 июля 1956 года, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Как установлено Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953 Постановление Совета министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года применялось для назначения пенсии до 01.10.1993 года. Т.е. она работала в должности <данные изъяты> в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. Работая в <данные изъяты>, она знала, и была уверена в том, что работа в указанной должности давала ей право на пенсию за выслугу лет в будущем. До работы в <данные изъяты> она работала учителем <данные изъяты>, и на должность <данные изъяты>. Согласно части 2 статьи 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа отдельных периодов своей трудовой пенсии. В связи с изложенным считает, что указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации также подлежат включению в льготный стаж. На курсы повышения квалификации она направлялась приказом руководителя, и в эти периоды за ней сохранялась заработная плата, а значит, уплачивались страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа (л.д.3-5).

В судебном заседании Гаранина Г.Н. на своих исковых требованиях настаивала в полном объеме, изложенные в исковом заявлении обстоятельства подтвердила. Дополнительно пояснила, что когда ее переводили из <данные изъяты>, то заверяли, что работа в <данные изъяты> будет включаться в выслугу лет для назначения пенсии как педагогическому работнику. На курсы она направлялась в Нижегородский институт развития образования.

Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ по <адрес> Бусыгина Т.Е. пояснила, что с исковыми требованиями Гараниной Г.Н. ГУ УПФ РФ по <адрес> не согласно, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. ДД.ММ.ГГГГ Гаранина Г.Н. обратилась в Управление ПФР по <адрес> с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 19 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно указанного закона лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, не менее 25 лет, трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. Рассмотрев представленные Гараниной Г.Н. документы, комиссия по назначению пенсий решила, что стажа работы, дающего право на вышеуказанный вид досрочной пенсии по старости не достаточно. Не могут быть включены в подсчет лет, дающих право на вышеуказанный вид досрочной пенсии по старости следующие периоды: 1) период работы в должностях зав<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как наименование должности и учреждения не соответствуют наименованиям должностей и учреждений, указанных в Списке, утвержденному Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 463, в Списке и Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, в Списке и Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. В соответствии с Постановлением СМ-Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953 Постановление СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» на территории РФ не применяется при определении права на данный вид досрочной пенсии по старости. 2) период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как не соответствует п. 5 Постановления Правительства от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. Ст. 27 и 28 «О трудовых пенсиях в РФ. Таким образом, стаж работы Гараниной Г.Н., дающий право на досрочную пенсию в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», на дату обращения составил <данные изъяты>, при требуемых 25 годах. Следовательно, права на досрочную пенсию по возрасту Гаранина Г.Н. не имела. В случае бы включения в специальный стаж Гараниной Г.Н периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ величина ее специального стажа на дату обращения, то есть на ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> и право на пенсию она приобрела бы с ДД.ММ.ГГГГ, т.к. 25-ти летний стаж работы она имела бы на дату ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детейв соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 19 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», полагая, что она имеет право на назначение ей вышеуказанного вида пенсии.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по <адрес> Гараниной Г.Н. сообщалось об отказе в назначении пенсии по старости досрочно по причинам, изложенным в письме, отзыве на исковое заявление и в объяснениях представителя ответчика.

Исследовав все доказательства в совокупности, суд считает исковые требования Гараниной Г.Н. о включении в стаж педагогической деятельности периода работы в должностях <данные изъяты> и периодов нахождения на курсах повышения квалификации, на которых она настаивала в судебном заседании, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и назначении пенсии подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 27 п.1 п.п.19 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7, следующим гражданам:

- лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из решения Комиссии ответчика усматривается, что на момент обращения истца к ответчику за пенсией в ее стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости было включено <данные изъяты> и отказано во включении периодов, в том числе и указанных в иске.

Суд считает, что период работы в должностях <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в педагогический стаж истца.

Право педагогов на пенсию за выслугу лет было предусмотрено еще в Постановлении СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397.

Также Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Согласно п. 1 указанного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются:

- выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах…

Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 действовало до вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953, то есть до 01.10.1993 года.

Однако Гаранина Г.Н. работала в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, до 01.10.1993 года (до момента вступления в действие Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953), поэтому период ее работы должен быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п.1 п.п.19 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, в период ее работы в должностях <данные изъяты> она имела право на зачет указанного периода работы в специальный стаж и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный в иске период работы Гараниной Г.Н. в должностях <данные изъяты> подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Работа истца в указанный период в должностях <данные изъяты> подтверждена записями в трудовой книжке.

Суд считает, что периоды нахождения Гараниной Г.Н. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период ее работы в <данные изъяты> должны включаться в стаж педагогической деятельности, т.к. повышение работниками квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя является обязанностью работников, которая установлена трудовым законодательством и непосредственно связана с трудовой деятельностью. В этот период за работником сохраняется заработанная плата и уплачиваются страховые взносы для начисления страхового стажа.

Согласно справе, уточняющей характер работы или условия труда, необходимые для назначения пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и подтверждающая постоянную занятость на работе № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанной руководителем <данные изъяты>, Гаранина Г.Н. была направлена на курсы повышения квалификации на основании приказов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ. За дни прохождения курсов оплата труда производилась из расчета средней месячной оплаты.

Суд считает доводы ответчика несостоятельными, учитывая конкретные обстоятельства дела.

Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В судебном заседании установлено, что стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей (с учетом включения в него <данные изъяты> дней - периода работы в должности <данные изъяты>; <данные изъяты> дня - периодов нахождения на курсах повышения квалификации) составляет 25 лет на дату ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> 2010 г. и до настоящего времени Гаранина работает в <данные изъяты>), и с ДД.ММ.ГГГГ она приобрела право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ-173 от 17.12.2001 г., а не с ДД.ММ.ГГГГ, как просит истец. Необходимо обязать ответчика назначить ей вышеуказанный вид пенсии со дня возникновения права на указанную пенсию, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Гараниной Г.Н.:

- период работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период ее работы в <данные изъяты>.

Признать за Гараниной Г.Н. право на досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> назначить Гараниной Г.Н. вышеуказанный вид пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> в пользу Гараниной Г.Н. государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский Облсуд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.Н.Глаголева

Решение в окончательной форме принято 21.01.2011 г.

Судья О.Н.Глаголева

Решение вступило в законную силу 01.02.2011 г.

Судья О.Н.Глаголева