Судебное решение



2-566Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2010 г.г. Чкаловск

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Глаголевой О.Н.,

при секретаре Обуховой Н.А.,

с участием заместителя прокурора Чкаловского района Огоньковой Г.Ю.,

заявителя Шинина В.Г.,

представителя заинтересованного лица – председателя Территориальной избирательной комиссии Чкаловского района Субботина Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Шинина В.Г. о защите избирательных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Шинин В.Г. обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на муниципальную избирательную комиссию № 2384 сверить списки избирателей с количеством проголосовавших бюллетеней в присутствии оппонента по избирательному округу № 9 в Пуреховский сельский Совет; при расхождении списков с бюллетенями решение участковой избирательной комиссии № 2384 (как было установлено впоследствии номер указан ошибочно вместо № 2385) по выборам депутатов Пуреховского сельского Совета отменить, результаты голосования признать недействительными.

В обоснование исковых требований он указал, что 14.03.2010 года на территории Пуреховского сельского Совета проходили выборы депутатов сельского Совета в одномандатных избирательных округах. Накануне и в день выборов было допущено ряд нарушений, которые повлияли на итоги выборов по избирательному округу № 9 в Пуреховский сельский Совет. Он являлся кандидатом в депутаты сельского Совета в одномандатных избирательных округах на территории Пуреховского сельского Совета, но он не прошёл по спискам, т.е. нарушены его конституционные права. В соответствии со ст. 12 Закона Нижегородской области № 108 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» от 06.09.2007 года подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, а обеспечение реализации и защиты избирательных прав при проведении данных выборов осуществляют избирательные комиссии муниципальных образований, а так же участковые избирательные комиссии. Когда он и другие кандидаты обратились в Пуреховскую муниципальную комиссию произвести пересчёт и проверить подлинность существующих документов по предварительным итогам голосования, ему и другим было отказано ввиду того, что списки избирателей после окончания голосования УИК, как им сказал и указал в заявлении председатель МИК Новожилов С.А., были отправлены в территориальную избирательную комиссию Чкаловского района (председатель Субботин Б.А.), хотя они должны храниться в Пуреховской муниципальной избирательной комиссии. Нарушена ст. 67 п. 11 Закона о выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области. Спустя 7 дней, ввиду того, что ему было отказано, он подал письменное заявление в МИК и ТИК, но на сегодняшний день ответа не получил. Указанное выше является нарушением ст. 74 Закона Нижегородской области № 108 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», где сказано, что документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени и открепительные удостоверения, подлежат хранению и передаче в порядке, установленном избирательной комиссией Нижегородской области. При этом срок хранения подписных листов с подписями избирателей, избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений, и списков избирателей должен составлять один год со дня опубликования результатов выборов, а протоколов об итогах голосования, о результатах выборов и сводных таблиц - один год со дня официального опубликования решения о назначении следующих выборов депутатов соответствующих представительных органов муниципальных образований, а также нарушены ст. 67 п.1, п. 7; ст. 68 п. 1. Таким образом, подозревает осуществление УИК фальсификацию на выборах 14.03.2010 года в представительные органы муниципального образования с. Пурех. До сегодняшнего дня бывшие его избиратели обращаются к нему с просьбой отыскать их голоса. Ему, как кандидату в депутаты, стало известно от избирателей о нарушениях при проведении выборов, в частности, что за некоторых избирателей проголосовали иные лица, так же имеются основания полагать, что часть бюллетеней не была учтена при голосовании, что можно выявить только путём сопоставления количества бюллетеней и количества зафиксированных избирателей в реестре явившихся на голосование. На данное заявление дан ответ, что муниципальная комиссия Пуреховского сельского Совета данную проверку провести не может, так как списки избирателей у них отсутствуют и предложили обратиться в ТИК Чкаловского района, что и было сделано. Заявление принято 23.03.2010 года, но ответа он не получил до сегодняшнего дня. Считает, что при организации и проведении выборов были нарушены основополагающие принципы избирательного права, которые привели к нарушению его прав, что каждый гражданин имеет право быть избранным в органы власти (расхождение списков с бюллетенями). В соответствии с Конституцией РФ свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа; граждане РФ участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избрать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и участвовать в референдуме (ч.2 ст.32); эти права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч.1 ст.1; ч.1 ст.2; ч.1 ст. 17). Ратифицированная РФ Конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепляет право на свободные выборы и в целях его реализации - обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путём тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа (ст. 3 Протокола № 1). Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (ст.25). Названные принципы избирательного права, закреплённые в международных нормах, являются составной частью правой системы РФ, признаются и гарантируются РФ в качестве конституционных прав и свобод. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в статье 77 закрепляет перечень обстоятельств, при установлении которых суд отменяет решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов. Отмена судом решения избирательной комиссии о результатах выборов и впоследствии признание этих результатов недействительными, возможны лишь при обязательном условии, что допущенные нарушения закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Обязанностью избирательных комиссий является: проведение законных выборов, результаты которых не могут быть поставлены под сомнение, недопустимость чьего бы то ни было вмешательства с целью искажения действительной воли избирателей. В обоснование требований он указывает, что результаты выборов явились следствием фальсификации протокола по округу № 9, подлога избирательных бюллетеней, умышленного искажения воли избирателей при проведении голосования (л.д.4-7).

В судебном заседании Шинин В.Г. на заявленных требованиях настаивал, обстоятельства, изложенные в заявлении и свои объяснения, данные ранее в судебных заседаниях, подтвердил.

Из его объяснений в судебном заседании 10.11.2010 года следует, что он обратился к председателю МИК Новожилову на следующий день после выборов и попросил проверить списки избирателей и соответствуют ли они количеству бюллетеней. В Законе о выборах в Нижегородской области указано, что окружные избирательные комиссии сами должны были проверить в течение 3-4 дней законность выборов, а МИК - в течение 7 дней (ст.ст. 67, 68 п.1), то есть они без его просьб и других кандидатов были обязаны проверить подлинность проведения выборов. У них окружной комиссии не было, ее функции выполняла МИК, что не противоречит закону. Нарушены были его права, как кандидата в депутаты, он не был избран. Его избиратели – старушки, просят найти, где их голоса. Ранее была явка на выборы 65-70%, в этом году была явка 90-92 %, а самое малое 80%. У него закралось сомнение, и почему-то Субботин затребовал первые экземпляры, и ему их сразу привезли в г. Чкаловск. Опять нарушение ФЗ и этого эпизода достаточно, чтобы выборы были отменены. Субботин помогал незаконно сместить председателя УИК. Почему-то председателя сменили за одну ночь. Там должны все это делать по заявлению и должна решать не ТИК, а МИК, которая его должна снять и назначить нового председателя и заместителя. И это все должно быть обозначено в протоколе. В день выборов у него был наблюдатель Шишлов. Он им первоначально сообщил, что проголосовало 900 человек, а потом к утру, там считали, что-то терли, подтирали. Первые данные вышли в 5 часов утра и к концу сообщили, что проголосовало 1117 человек, то есть на 200 человек с лишним больше. Считает, что был произведен крупный вброс бюллетеней. Также считает, что бюллетеней было больше чем избирателей в списках. Он как глава Пуреховской сельской администрации знал, что будут выборы депутатов Пуреховского сельского совета. Они /как глава Пуреховской сельской администрации/ ее формировали, а то, что будет одна комиссия выборов в Земское собрание, он не знал. Он /как глава Пуреховской сельской администрации/ знал, что будут выборы в Земское собрание, но то, что они воспользуются их комиссией, он не знал. Они, депутаты, голосовали за эту комиссию и утверждали ее (прот. суд. засед., л.д. 56-57).

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – председатель Территориальной избирательной комиссии Чкаловского района Субботин Б.А., пояснил, что он считает заявление Шинина В.Г. необоснованным. Работала территориальная, муниципальная комиссия сельского Совета и участковая комиссия. Они в их процесс не влезали и не вникали. Выборы проводились в Земское собрание и в местные органы. Они утверждали, избирали состав участковой комиссии, контролировали и оказывали практическую помощь. Это их прерогатива и их обязанность по закону. Они на равных правах, что муниципальная комиссия Пуреховского сельского Совета, что Чкаловского района. Списки были единые, это не ими выдумано. Они должны находиться и находятся в их комиссии. Все остальные документы находятся в Пурехе. По поводу заявления Шинина В.Г. от 23 марта 2010 г. пояснил, что он устно объяснял, что опоздали с этим заявлением, надо было до того смотреть – или в день голосования через наблюдателя, или кандидата. Такого сделано не было. К ним ни одного заявления, ни одного сигнала не поступало по Пуреху в день голосования, как в вышестоящую комиссию. И сигналов о нарушениях закона тоже не было. Председателя МИК они утверждали по согласованию с Пуреховским сельским советом. Накануне дня голосования он приехал принимать избирательные участки в с. Пурех Чкаловского района Нижегородской области. Ему /Субботину/ сказали, что председатель участковой комиссии Попцов, пьет. В экстренном порядке они посоветовались, направили к нему делегацию посмотреть, а он оказался пьяный. После чего они посоветовались. Члены Пуреховской участковой комиссии, которые присутствовали в ДК, приняли решение и назначили Заболонкову председателем участковой комиссии № 2385. Это было за день до выборов, выборы были на грани срыва. Решение было не его, а членов комиссии. Лично приказ № 180 А он не издавал, все решалось коллегиально. И после того как вернулся в свою комиссию, он проинформировал об этом. В день выборов в с. Пурех на избирательных участках, он /Субботин/ не был. Списки принимаются и сдаются в ТИК, так по закону. Сдаются только списки, и больше ни один документ. По Земскому собранию документы сдавала участковая комиссия.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Территориальной избирательной комиссии Новикова Г.А. пояснила, что свои объяснения, данные ранее в судебных заседаниях, подтверждает (до окончания судебного заседания не присутствовала). Из ее объяснений в судебном заседании 10.11.2010 года следует, что ТИК занималась выборами Земского Собрания, формировала участковые комиссии. Что касается выборов органов местного самоуправления и конкретно Пуреховского сельского Совета, то этими выборами занималась МИК Пуреховского сельского Совета. И обвинения, которые были высказаны заявителем Шининым, здесь неосновательны, потому что выборами на территории Пуреховского сельского Совета занималась МИК, где формировал эту комиссию Пуреховский сельский Совет, где назначался председатель по их рекомендации Новожилов. Документы все хранятся в МИК Пуреховского сельского Совета, кроме списков. Потому что списки были едины, они формировались программой ГАС «Выборы». Они представлялись в УИК. УИК занималась выборами депутатов в Пуреховский сельский Совет и занималась выборами депутатов в Земское собрание. Никаких заявлений в ходе выборов, избирательного процесса в день самих выборов не поступило, письменных жалоб ни в УИК, ни в ТИК не поступало. Все контрольные соотношения при подсчете голосов сошлись. Сколько времени они считали - неважно. В течение 4 суток они обязаны были эти документы представить, и они были представлены на следующий день в их комиссию по Земскому собранию. Что касается Пуреховского сельского Совета, то МИК привезла документы, которые заносились в программу ГАС «Выборы». Она не видит оснований удовлетворять требования заявителя. Они проводили выборы в Земское собрание, формировали УИК для организации и проведения выборов в Земское собрание. ТИК занимается выборами федеральными, областными, что касается муниципальных выборов, то она исполняет функции МИК. Субботин Б.А. является председателем ТИК, но осуществляет полномочия МИК. На этих выборах они считались МИК. Субботин Б.А. сейчас действительно является председателем ТИК, и ТИК избирается на 5 лет. Сейчас у них полномочия продлены Законодательным собранием, и они занимаются не только выборами местных органов, но и выборами федерального значения, областного значения. Накануне выборов сменили председателя УИК, так как он заболел, поэтому были возложены обязанности на другого председателя. К Пуреховской МИК они никакого отношения не имели, а имели отношение только к УИК. Они принимали от УИК протоколы по выборам Земского собрания, потому что они занимались выборами Земского собрания, и привезли документы, а именно протоколы по округам, и все это занесли в машину программы ГАС «Выборы». Все это проходит гласно, открыто. Когда подсчитываются голоса все это делается в присутствии наблюдателей. В течении дня никаких замечаний, заявлений ни от членов комиссии, ни от кого-либо не поступало. Расхождения могут быть в том случае, если в список включены дополнительные люди и выданы им бюллетени, а списки составляются заранее и не могут быть дополнительные списки на этих выборах, потому что составлялись списки на основании данных паспортного стола, ЗАГСа. Списки сверялись УИК. В день голосования на избирательном участке был наблюдатель Шинина В.Г. - Шишлов, никаких письменных заявлений он не сделал. Он присутствовал от начала до конца на выборах и во время подсчета голосов. Не было от него заявлений, что был какой – то вброс, или были нарушения при подсчете голосов (прот. суд. засед., л.д.58 об. - 61).

В судебное заседание представитель заинтересованного лица – председатель ИКМО Пуреховского сельсовета Новожилов С.А не явился, о времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и в отсутствие представителя ИКМО Пуреховский сельсовет. Свои объяснения, данные в судебном заседании 10.11.2010 года, подтверждает. Из его объяснений в судебном заседании 10.11.20210 года следует, что свое отношение, как председатель МИК к заявлению, говорить не будет. Согласно представленной документации из МИК контрольные соотношения сходилось. ИКМО Пуреховского сельсовета занималась организацией выборов, то есть они регистрировали кандидатов. Если строго по закону, то некоторые полномочия у них выполняла Чкаловская комиссия. Они /ИКМО Пуреховский сельсовет/ заказывали бюллетени, начиная от типографии, делали заявку и заканчивали передачей бюллетеней в УИК. Их комиссия не занималась списками, о чем он консультировался и с Чкаловской ТИК, и с областной комиссией Нижегородской области. Вся комиссия в полном составе работала 14.03.2010 г. и до конца подсчетов голосов. Контроль за УИК осуществляли они /ИКМО Пуреховский сельсовет/. У них постоянно на УИК присутствовал представитель, и при подсчете голосов был заместитель из комиссии, Хомутов С.Н. Они следили, как проходят выборы. Шинин В.Г. говорит, что был вброс, но он Хомутову доверяет, Хомутов ему о каких-либо нарушениях не говорил. Конкретных фактов о нарушениях не было. Письменного заявления ни одного не было. УИК дала им протокол, они /ИКМО Пуреховский сельсовет/ проверили правильность составления протокола, и нарушений не выявили. Контрольные соотношения сходились. В заявлении Шинина указано, что они передали документацию в Пуреховский сельский совет. У них было постановление № 1191 от 25.02.2010 года «О порядке хранения и передачи в архив документов, связанных с подготовкой и проведением муниципальных выборов Нижегородской области» за подписью Бисина и Степанова, где четко говорится, что по завершению избирательной компании ИКМО передает всю документацию, а также документацию нижестоящих избирательных комиссий в сельскую администрацию. У них помещения на время выборов не было, им выделили помещение, но после выборов данное помещение нужно было сдавать, сейфа не было, они /ИКМО/ брали его напрокат. Когда заявление Шинина В.Г. поступило в ИКМО, они не смогли провести соответствующую проверку, так как списки избирателей 15.03.2010г., вместе с остальной документацией по выборам в Земское собрание, ушли в ТИК. Списки были в одном экземпляре, т.е. на выборы в Земское Собрание, и на выборы в депутаты Пуреховского сельского Совета. Избиратель расписывался в этих списках один раз за получение бюллетеней. Документация по выборам должна передаваться по завершению избирательной кампании, то есть после подведения итогов. Они сдали документацию после подведения результатов. В акте у него /председателя ИКМО/ указано, что он передал документацию 22.03.2010 г. Каких - то сроков не оговаривается. Документацию в ТИК передавала УИК (прот. суд. засед. л.д. 57-58 об.).

Из показаний свидетеля Заболонковой Е.К. следует, что она была избрана председателем участковой комиссии, до нее был другой председатель, Попцов В.А., но он заболел и не мог выполнять обязанности председателя. За нее голосовали, так как она была заместителем. В день голосования она была на избирательном участке. В день выборов никаких сигналов о нарушениях от лиц зафиксировано не было. На участке присутствовали наблюдатели, их было больше чем членов комиссии. От Шинина В.Г. также были наблюдатели. От наблюдателей не было никаких замечаний. Когда прошли выборы и в 8 часов они должны были вскрыть урны, они спрашивали наблюдателей, есть ли у них какие-то замечания. Никаких замечаний от них ни письменных, ни устных не было. После подсчета голосов были составлены протоколы и акты передачи в муниципальную комиссию. Сначала они сдали в муниципальную комиссию, а потом в МИК Чкаловского района. Когда оглашали цифры, кроме членов комиссии были еще наблюдатели, они ждали до конца. От Шинина наблюдатель тоже был. Подсчет результатов выборов делали по порядку, по закону. На выборах никакого подлога не было, все данные сходились. Члены комиссии умышленно не искажали волю избирателей. Из муниципальной комиссии был Новожилов, Хомутов, Денисова приходила, Панова, Комарова. Кто-то из членов ИКМО Пуреховский сельсовет постоянно у них находился. На выборах от всех депутатов были наблюдатели, их было человек 20. Реально невозможно было сделать что-то незаконно, исказить данные, подложить бюллетени. Реально вброс бюллетеней был невозможен.

Из показаний свидетеля Попцова В.А. следует, что он первоначально был председателем Пуреховской участковой комиссии, и непосредственно перед выборами произошла замена, в связи с тем, что он был в нетрезвом состоянии, «в запое». Каким образом происходила замена, ему не известно. За два дня до выборов он уже ничего не делал.

Из показаний свидетеля Двойниковой Н.А. следует, что она являлась секретарем участковой избирательной комиссии Пуреховского сельского Совета. В ее обязанности входила регистрация наблюдателей, отправление членов комиссии для голосования на дому, заполнение протоколов. Бюллетени принимали в Земском собрании вместе с Заболонковой Е.К. в Чкаловске у Субботина Б.А., а бюллетени для выборов в местные органы получали у председателя МИК Новожилова С.А. Все бюллетени пересчитывали. В день голосования она присутствовала на избирательном участке. В этот день зафиксированных каких-либо нарушений по поводу голосования, по процедуре голосования не было. Наблюдателей было больше 20 человек. И когда в 20-00 закончились выборы, она спросила наблюдателей, есть ли у них к работе их участковой комиссии замечания. Все ответили, что нет. Нарушений не было. Никто к ней не обращался, ни в письменном, ни в устном виде. Все наблюдатели были до последнего. Некоторым наблюдателям она выдавала протоколы на руки, если к ней обращались. Во время подсчета голосов никто ничего не подтирал, не затирал. Проголосовало очень много. Бюллетени прилипали друг к другу. Они в Земское собрание пересчитывали много раз, не хватало одного бюллетеня, а потом он нашелся. А вот в местные органы, т.е. в Пуреховскую, они пересчитали, и у них сразу все сошлось. Они протоколы не фальсифицировали, подлога избирательных бюллетеней не было, как и не было умышленного искажения воли избирателей. Считает, что та разница, про которую говорит Шинин, что в 11 часов Шишлов ему объявил, что проголосовало 900 человек, а утром было 1117 проголосовавших, могла быть из-за проголосовавших на дому. Они отдельно объявляли по спискам голосовавших в помещении, и отдельно объявляли проголосовавших вне помещения. А потом объявили общее количество. Все, в чем подозревает Шинин, реально произойти не могло, было 20 человек наблюдателей и за каждым их шагом следили.

Из показаний свидетеля Саляевой И.М. следует, что она являлась членом участковой избирательной комиссии. Когда производился подсчет голосов, уничтожение неиспользованных бюллетеней, то наблюдатели присутствовали при этом, они все находились рядом. Никаких замечаний с их стороны не было. Как только они посчитали голоса, все наблюдатели сразу стали расходиться. Она голосовала за переизбрание председателя участковой комиссии Попцова В.А. на Заболонкову.

Из показаний свидетеля Казимировой И.В. следует, что она в день голосования находилась на избирательном участке, она была на выездах. Когда они выезжали к гражданам на дом, то с ними были по два человека наблюдателей. Ездили два члена комиссии с решающим голосом и два наблюдателя. Урны были опечатаны. Реальной возможность у голосующего вбросить не один бюллетень, а два, то есть сделать вброс, не было, так как они заполняли на каждого заявления, выдавали бюллетени, и такой возможности у них не было. При этом были наблюдатели. Когда голосовали, все выходили.

Из показаний свидетеля Мельникова Н.А. следует, что он являлся членом участковой избирательной комиссии. С утра он выезжал на выездную комиссию вместе с Казимировой. Вместе с ними находились наблюдатели. Никаких нарушений зафиксировано не было. В процессе голосования никаких замечаний со стороны наблюдателей не было. При процессе подсчета голосов наблюдатели присутствовали до самого конца. Результаты голосования были озвучены в присутствии наблюдателей, и они все это видели. Ушли они, когда все закончили.

Из показаний свидетеля Майоровой Л.Н. следует, что она являлась членом участковой комиссии и находилась на избирательном участке. Никаких замечаний со стороны наблюдателей не было. При процессе подсчета голосов они также присутствовали, были до самого конца. Результаты голосования также были озвучены в присутствии наблюдателей, они все это видели и ушли только тогда, когда все закончили.

Из показаний свидетеля Коекиной Е.В. следует, что она являлась членом участковой избирательной комиссии. В период голосования, в период подсчета голосов наблюдатели присутствовали. Они стояли у них за спиной, когда считали голоса, и каждый сам себе записывал на бумагу. Все было под их контролем. При озвучивании комиссией итогов наблюдатели присутствовали.

Из показаний свидетеля Куклина А.К. следует, что он был заместителем председателя участковой избирательной комиссии. В день голосования он был на выезде, с ним находились наблюдатели. Два были от начала и до конца, некоторые подходили и заменяли других. Считает, что вброс бюллетеней было сделать невозможно. При подсчете голосов наблюдатели присутствовали. Было плотное кольцо наблюдателей, они стояли, если сомневались, то тут же пересчитывали. Все цифры, которые были внесены в протокол, были уже проговорены, они у себя записывали, и никаких изменений в протоколе не поступило. Итоги голосования были озвучены при наблюдателях. В период выборов всех спрашивали, когда закончили, есть ли замечания у кого, никто ничего не сказал. Протокол готовится довольно долго, именно подготовили цифры, которые будут в протоколе. Они и остались в протоколе. В протоколе все цифры сошлись, территориальная комиссия у них приняла без всяких замечаний.

Из показаний свидетеля Котаевой Г.Г. следует, что она являлась членом участковой избирательной комиссии. Наблюдатели находились на участке, их было много, где-то около 20. Они были у наблюдателей на виду. О том, что нарушается процесс голосования, никаких сигналов не было.

В судебном заседании 22.11.2010 года были заслушаны пояснения специалиста Горевой Т.В. и был допрошен свидетель Хомутов С.Н.

Из пояснений специалиста Горевой Т.В. - юрисконсульта 1 категории избирательной комиссии Нижегородской области следует, что после подведения и опубликования итогов выборов повторный пересчет возможен только по решению суда. Это пересчет возможен только в том случае, если заявитель указывает о таких нарушениях избирательного законодательства, которые не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей. Таких фактов в заявлении не присутствует. А перечень оснований, по сути дела, повторный пересчет голосов, указан и в областном законе, и в Федеральном законе. Там сказано, что отмена избирательной комиссии судом решения результатов выборов, как заявитель просит отменить результаты выборов в результате фальсификации выборов, приводит к отмене результатов голосования, вскрытия избирательной документации и проведения повторного подсчета голосов. Но совершенно открыто информация содержится в итоговых протоколах результатов голосования комиссий всей уровней. Итоговый протокол голосования содержит и число избирателей на избирательном участке, в избирательном округе и в муниципальном образовании. Количество избирательных бюллетеней изготовлены муниципальным образованием и распределены по окружным и участковым комиссиям. По муниципальному образованию Пуреховский сельский Совет не было жалоб в ходе голосования, в день голосования о том, что нарушается процесс голосования, не было жалоб на нарушение порядка подсчета голосов избирателей. Выборы прошли спокойно, не было жалоб ни от участников избирательного процесса, ни от наблюдателей кандидатов, ни от самих кандидатов. Тем самым в процессе голосования, в день голосования, после подведения итогов голосования нарушений не выявлено. И итоговый протокол дал все математические соотношения. Не было никаких заявлений, не было никаких повторных пересчетов. Не приведено заявителем оснований, веских доводов и фактов, свидетелей, которые бы говорили о нарушениях. Были наблюдатели, и от наблюдателя Шинина В.Г. жалоб не было. Его представитель не зафиксировал нарушений. Перечень оснований для признания выборов недействительными регламентированы областным и федеральным законом, и он является исчерпывающим. Ни одно из этих оснований под эту ситуацию не подходит. Там никакой скрытой информации не было, вся информация содержится в протоколах. И сами протоколы не были оспорены и копии протоколов, выданные им, не были оспорены. По поводу смены председателя УИК пояснила, что 14.03.2010 года проходили выборы двух уровней, в два муниципальных образования, это Чкаловский муниципальный район и этих выборов организующая комиссия являлась МИК Чкаловского муниципального района. Ее функции выполняла ТИК Чкаловского района. И вторые выборы более низкого уровня - это выборы в муниципальное образование Пуреховский сельский Совет. И этих выборов организующая комиссия была ИКМО Пуреховского сельсовета. Практика проведения выборов идет таким путем, что если происходит совмещение выборов разных уровней, то участки едины. Одна муниципальная комиссия сформировала один участок более крупный, это происходит в Пуреховском сельском совете, по сути дела там участки поглотили округа, когда были более мелкие по отношению к участкам. И если бы муниципальная комиссия Пуреховского сельского Совета создала свои участки внутри округов еще более мелкие, то избиратель должен был бегать сначала на один участок, потом на другой. И были изготовлены избирательные бюллетени для голосования за депутатов Земского собрания и за депутатов сельского Совета. То есть, пришлось бы формировать большее количество избирательных комиссий. А законодатель говорит, что совмещенные выборы организует вышестоящая комиссия, что и сделала избирательная комиссия муниципального образования Чкаловский муниципальный район для граждан. Председатель УИК был назначен именно этой комиссией. И на момент проведения голосования, накануне дня голосования, председатель оказался недееспособным, он не исполнял свои обязанности, был болен, и комиссия оставалась без руководителя, а это могло привести к срыву выборов и не только в Пуреховском сельском Совете, но и оголился бы округ по Земскому собранию. Комиссия была вынуждена, поскольку она назначала председателя, она своим же решением освободила его от исполнения обязанностей и возложила обязанности тоже на члена комиссии. Чтобы обеспечить реализацию избирательных прав граждан и кандидатов, которые выдвинулись, т.е. обеспечить реализацию и активного, и пассивного права граждан. Здесь нет нарушений и потом, каким образом смена председателя повлияет на волеизъявление избирателя и назначения председателя? Здесь нет связывающего элемента волеизъявления избирателя. Председатель осуществляет функции организатора выборов. Смена председателя никаким образом не отражается на волеизъявлении избирателей и не влияет на результаты выборов, а наоборот, комиссия приняла все меры, чтобы обеспечить нормальное проведение выборов. В том, что Шинин В.Г. считает, что в связи со сменой председателя и вновь назначенного председателя были допущены эти нарушения, то это только предположения заявителя. В день голосования все жалобы, которые поступают, приобщаются к итоговому протоколу. Поэтому эти жалобы видят комиссии все уровней. Они проходят по автоматизированной системе ГАС «Выборы». Не было жалоб, на которые можно было реагировать. Не было жалоб, значит, не было нарушений. Жалоба рассматривается в этот же день. Делается итоговый протокол, и рассматриваются все поступившие жалобы. Повторный пересчет возможен только до подведения итогов вышестоящей комиссией, это раз, и, во-вторых, необходимо оценивать, какие нарушения и были ли эти факты подтверждены. Допускается и такое, что на жалобу заявителя может быть дан устный ответ. После голосования документы были отправлены, минуя ИКМО Пуреховского сельсовета, в ТИК Чкаловского района, что не является нарушением. Избирательные списки приходят в МИК района. Вся остальная документация осталась в муниципальной избирательной комиссии Пуреховского сельсовета. Были совмещенные выборы, списки были единые. Не было параллельных участков, был единый участок в Пурехе, и списки должны были прийти в вышестоящую комиссию, которая организовывала выборы более высокого уровня. Искажение волеизъявления избирателей при голосовании отпадает само по себе. Никто не подал жалобу. Были наблюдатели. По поводу фальсификации протоколов также не было жалоб, ни при составлении этих протоколов, ни порядка подсчета голосов. Нет оснований предполагать, что документы фальсифицированы. Это нарушение возможно только со стороны членов комиссии, причем с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса. Это уголовно наказуемое деяние. Изготовлено определенное количество бюллетеней, есть акт передачи бюллетеней. Дальше на основании решения комиссии идет распределение этих избирательных бюллетеней по округам. И это обязательно должно сложиться. Далее бюллетени выдаются для голосования, они все заверяются. Сколько пришло избирателей, опустили в урны, а остальные неиспользованные, до подсчета голосов гасятся. И вот эта простейшая арифметика должна сложиться. Бюллетень при выдаче гражданину заверяется подписью секретаря и печатью комиссии. Это степень защиты каждого бюллетеня. Это могут сделать только члены комиссии. Это тут же выявиться при составлении протокола. Этого нигде нет, протоколы везде с чистыми данными. Наблюдатель Шинина В.Г. при подведении итогов и при составлении протокола присутствовал. По итогам голосования за Прянишникова проголосовало 77 человек, а за Шинина - 52 человека, т.е. разница составила 25 голосов, при такой численности это считается большой разницей (прот. суд. засед., л.д. 104-107 об.).

Из показаний свидетеля Хомутова С.Н. - заместителя председателя ИКМО Пуреховского сельсовета, следует, что они заказали бюллетени для голосования в г. Заволжье. Бюллетени были пересчитаны их комиссией /ИКМО Пуреховский сельсовет/, а потом согласно акту были переданы в участковую избирательную комиссию председателю Попцову, который расписывался в их получении. В их комиссию были поданы списки. Они голосовали за выборы председателя общим списком. Он присутствовал в УИК при подсчете и подведении итогов голосования. Долго работали с бюллетенями, потому что их было много, люди сбивались, и приходилось пересчитывать по новому. С его точки зрения, никаких нарушений в ходе голосования допущено не было. В день голосования поступали жалобы, но они были незначительные. По поводу того, что заявитель говорит, что произошел вброс бюллетеней, то об этом он не слышал. При нем такого не было. Он не видел момента вброса. За бюллетенями в г. Заволжье ездил он лично, вместе с председателем ИКМО Пуреховский сельсовет. Они пересчитывали их в комиссии. Была та же сумма бюллетеней и по актам, и которую получали в типографии, у них сумма сходилась. И после голосования, когда получили документы, и согласно протоколу сумма бюллетеней была та же - ни больше, ни меньше. В его присутствии никаких нарушений в момент голосования не было (прот. суд. засед., л.д. 107 об.- 109).

Прокурор Огонькова Г.Ю. в своем заключении указала, что считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению. Для отмены итогов голосования, для производства пересчета голосов по результатам выборов должны быть веские основания. Считает, что таких доказательств заявителем в судебном заседании представлено не было. Считает, что в судебном заседании не установлено, что были допущены какие-то нарушения, не позволяющие выявить волю избирателей. Считает, что и нет оснований для удовлетворения требований заявителя.

Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованного лица, допросив свидетелей, заслушав специалиста, выслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

14.03.2010 года состоялись выборы депутатов представительных органов муниципальных образований Чкаловского района Нижегородской области. Проводились выборы депутатов Земского Собрания Чкаловского района и проводились выборы, наряду с другими выборами представительных органов муниципальных образований Чкаловского района, и депутатов сельского Совета Пуреховского сельсовета Чкаловского района (л.д. 98).

В с. Пурех Чкаловского района Нижегородской области была сформирована избирательная комиссия муниципального образования Пуреховский сельсовет, на которую были возложены полномочия, связанные с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления – сельский Совет Пуреховского сельсовета. Председателем данной комиссии был назначен Новожилов С.А. (л.д. 53).

Для выборов депутатов в Земское Собрание Чкаловского района организующей комиссией являлась муниципальная избирательная комиссия Чкаловского района (далее по тексту МИК). Ее функции выполняла территориальная избирательная комиссия Чкаловского района (далее по тексту ТИК), председателем которой является Б.А.Субботин.

При проведении данных выборов произошло совмещение выборов разных уровней, в связи с чем были сформированы единые избирательные участки.

Постановлением МИК Чкаловского района Нижегородской области № 166 от 12.02.2010 года были сформированы участковые избирательные комиссии с правом решающего голоса по подготовке и проведению выборов депутатов представительных органов муниципальных образований Чкаловского района, которые состоятся 14.03.2010 года. В том числе была сформирована участковая избирательная комиссия (далее по тексту УИК) – избирательный участок № 2385 (центр – здание Пуреховского СДК) в с. Пурех Чкаловского района Нижегородской области, председателем которой был назначен Попцов В.А., что подтверждается постановлением МИК Чкаловского района Нижегородской области № 167 от 12.02.2010 года (л.д. 67-83; 95-97). В заявлении Шинина В.Г. ошибочно был указан номер УИК – 2384, так как УИК на избирательном участке № 2384 с центром в Сицкой средней школе (л.д. 79). После проведения выборов указанная УИК была расформирована в установленные законом сроки.

Постановлением муниципальной избирательной комиссии Чкаловского района Нижегородской области № 181 от 13.03.2010 года, за подписью председателя МИК Чкаловского района Б.А. Субботина, ранее назначенный председатель участковой комиссии № 2385 (с. Пурех) Попцов В.А., в связи с болезнью и невозможностью выполнять общественные обязанности в период выборной кампании, был освобожден и выведен из состава указанной комиссии (л.д.84) и постановлением муниципальной избирательной комиссии Чкаловского района Нижегородской области № 181-а от 13.03.2010 года, за подписью председателя МИК Чкаловского района Б.А. Субботина был назначен новый председатель участковой избирательной комиссии № 2385 – Заболонкова Е.К., о чем было доведено до членов УИК № 2385 незамедлительно (л.д.85).

Председателем ИКМО Пуреховский сельсовет была дана заявка директору ООО «Арт-принт» Иларионову И.В. на изготовление бюллетеней в количестве 1875 штук. Между сторонами был заключен генеральный договор № 5 от 27.02.2010 года на выполнение полиграфических работ (л.д.27, 28-30).

Согласно акту о передаче избирательных бюллетеней полиграфическая организация ООО «Арт-принт» 09.03.2010 года передала ИКМО Пуреховский сельсовет бюллетени в количестве 1875 штук (л.д. 32).

Согласно акту пересчета бюллетеней для голосования по выборам депутатов Пуреховского сельсовета от 09.03.2010 года члены избирательной комиссии муниципального образования Пуреховский сельсовет произвели пересчет бюллетеней для тайного голосования по выборам депутатов Пуреховского сельсовета Чкаловского района в разрезе 10 одномандатных округов. В результате пересчета установлено, что фактическое наличие бюллетеней, полученных от полиграфической организации ООО «Арт-полиграф» составляет 1875 штук (л.д.36).

Согласно акту передачи бюллетеней по выборам депутатов Пуреховского сельсовета от 10.03.2010 года ИКМО Пуреховский сельсовет Чкаловского района Нижегородской области передала УИК № 2385 180 штук бюллетеней для голосования по выборам депутатов Пуреховского сельсовета Чкаловского района по одномандатному избирательному округу № 9. При передаче данных бюллетеней присутствовали председатель ИКМО Пуреховский сельсовет Новожилов С.А., секретарь ИКМО Пуреховский сельсовет М.А. Ананичева, председатель УИК № 2385 Попцов В.А., заместитель председателя УИК № 2385 Заболонкова Е.К. (л.д.37).

Согласно акту о погашении неиспользованных избирательных бюллетеней 15 марта 2010 года в 05 часов 00 минут члены ИКМО Пуреховский сельсовет погасили 35 неиспользованных избирательных бюллетеней в разрезе 10 округов (в том числе по округу № 9 в количестве 4 штук (л.д.38).

Согласно протоколу № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования избирательный участок № 2385 по одномандатному избирательному округу № 9, участковая избирательная комиссия установила: - число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования – 0178; - число бюллетеней, полученных участковой комиссией – 0180; - число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования – 0118; - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования – 0018; - число погашенных бюллетеней – 0044; - число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 0018; - число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 0118; - число недействительных бюллетеней – 0007; - число действительных бюллетеней – 0129; - число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией – 0000; - число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям – 0000; - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке – 0000; - число погашенных на избирательном участке открепительных удостоверений – 0000; - число утраченных бюллетеней – 0000; - число бюллетеней, не учтенных при получении – 0000; - число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата: Прянишникова А.Н. – 0077; Шинина В.Г. – 0052; - сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу – 0000.

Данный протокол был подписан председателем УИК – Заболонковой Е.К.; заместителем председателя комиссии – Куклиным А.К.; секретарем комиссии – Двойниковой Н.А. и членами комиссии – Казимировой И.В., Котаевой Г.Г., Клементьевым А.А., Коекиной Е.В., Майоровой Л.Н., Мельниковым Н.А., Саляевой И.М. 15.03.2010 года в 06 часов 20 минут (л.д.41-41 об.).

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования Пуреховский сельсовет Чкаловского района Нижегородской области № 42 от 15.03.2010 года «Об утверждении итогов голосования на выборах депутатов Пуреховского сельского Совета Чкаловского района 14.03.2010 года» утвержден протокол № 1 окружной избирательной комиссии о выборах депутатов Пуреховского сельского Совета по одномандатному избирательному округу № 9, и постановлено считать избранным депутатом Пуреховского сельского Совета по одномандатному избирательному округу № 9 Прянишникова А.Н. (л.д.42).

20.03.2010 года в районной общественно-политической газете «Знамя» № 28 были опубликованы итоги выборов депутатов представительных органов муниципальных образований Чкаловского района Нижегородской области 14.03.2010 года (л.д.98).

Не согласившись с результатами выборов в Пуреховский сельский Совет, Шинин В.Г.и Шинин В.Г. (брат заявителя и кандидат в депутаты по другому избирательному округу) 22.03.2010 года обратились к председателю ИКМО Пуреховский сельсовет Новожилову С.А. (в заявлении Шинины указывают – МИК) с заявлением, в котором просили провести проверку. На данное заявление председатель ИКМО Пуреховский сельский Совет С.А. Новожилов дал ответ и указал, что списки избирателей после окончания голосования были переданы участковыми комиссиями в ТИК. ИКМО Пуреховский сельсовет рекомендует обратиться с заявлением к председателю ТИК Субботину Б.А. (л.д.13).

23.03.2010 года Шинин В.Г. (брат заявителя) обратился к председателю ТИК Чкаловского района Нижегородской области Субботину Б.А. с аналогичным заявлением, за подписью Шинина В.Г и Шинина В.Г. (л.д.12), на что Субботин Б.А. дал устный ответ.

Шинин В.Г., не согласившись с результатами выборов в муниципальном образовании – Пуреховский сельский Совет Чкаловского района Нижегородской области, и, считая, что его избирательные права нарушены, обратился в суд за защитой своих нарушенных прав, указанных в заявлении и объяснениях.

В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием. В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы; граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Данным конституционным положениям корреспондируют статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пункт "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления относится к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина Российской Федерации, важнейшую форму его участия в управлении делами государства. Специфика избирательных прав и особенности их реализации предполагают необходимость обеспечения надлежащих гарантий этих прав всему избирательному корпусу на основе баланса законных интересов каждого гражданина и общества в целом в соответствии с предписаниями Конституции Российской Федерации, ее статей 1, 2, 3, 17, 18, 32 и 55. Осуществляя регулирование соответствующих общественных отношений, федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств. Важнейшей гарантией реализации избирательных прав граждан является судебная защита, порядок осуществления которой установлен Федеральным законом от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, конкретизирующими положения статей 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты,… считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно ч. 4 ст. 260 ГПК РФ после опубликования результатов выборов, референдума заявление о нарушении избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, имевшем место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подано в суд в течение года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

Согласно ч. 1 ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.

Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Общие условия формирования избирательных комиссий указаны и в ст. 13 Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2007 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» (в ред. закона Нижегородской области от 09.09.2009 N 178-З).

Согласно ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.

Избирательная комиссия муниципального образования осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции; … осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов; осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов; … оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия муниципального района - также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

В статье 14 Закона Нижегородской области № 108-Зот 06.09.2007 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» также указан порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии Нижегородской области, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию.

В статье 27 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ст. 17 Закона Нижегородской области № 108-Зот 06.09.2007 года указан порядок формирования и полномочия участковых комиссий.

Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей. Полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка.

Участковая комиссия информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; … выдает открепительные удостоверения; организует на избирательном участке в день голосования, а также досрочное голосование; проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию; объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования; рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение настоящего Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» председатели окружных, территориальных и участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями.

Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, … об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению).

Данные положения содержатся также в ст. 19 Закона Нижегородской области № 108-Зот 06.09.2007 года.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ и ст. 21 Закона Нижегородской области № 108-Зот 06.09.2007 года с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

При проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом.

Наблюдатели вправе знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям; присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов; обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд; присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.

В ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ и ст. 63 Закона Нижегородской области № 108-Зот 06.09.2007 года указан порядок голосования, а именно что каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения. При получении бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей членом участковой комиссии с правом решающего голоса.

В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель расписывается за каждый бюллетень. Член участковой комиссии, выдавший избирателю бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей.

В ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ и ст. 64 Закона Нижегородской области № 108-Зот 06.09.2007 года указан порядок голосования вне помещения для голосования. Члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям (устным обращениям), получают бюллетени и расписываются в их получении. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, реестр либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем бюллетеня.

Голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением требований, предусмотренных в статье 64 настоящего Федерального закона.

Статьей 67 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ и статьей 65 Закона Нижегородской области № 108-Зот 06.09.2007 года регламентирован порядок составления протокола участковой комиссии об итогах голосования.

В ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ и ст. 66 Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2007 года указан порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией.

После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, число бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда.

Участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования.

После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.

Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) на нарушения закона, на основании которого проводятся выборы, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты и реестры.

Согласно ст. 70 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов лично. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах выборов комиссия принимает решение о результатах выборов.

Соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; по решению суда.

Документация комиссий всех уровней, включая подписные листы с подписями избирателей бюллетени, открепительные удостоверения и списки избирателей, подлежит хранению в течение сроков, установленных законом.

Ответственность за сохранность избирательной документации возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив.

Согласно ст. 74 Закона Нижегородской области № 108-Зот 06.09.2007 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, списки избирателей, протоколы избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенные к ним материалы, сводные таблицы, финансовые отчеты избирательных комиссий, итоговые финансовые отчеты зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений являются документами строгой отчетности. Ответственность за сохранность избирательной документации возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей избирательной комиссии до передачи документации в вышестоящую избирательную комиссию либо в архив.

Согласно ст. 67 Закона Нижегородской области № 108-Зот 06.09.2007 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» на основании данных первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования окружная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности их составления не позднее чем через четыре дня со дня голосования путем суммирования всех содержащихся в них данных определяет результаты выборов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а также устанавливает итоги голосования по муниципальному избирательному округу на территории одномандатного (многомандатного) избирательного округа. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

В случае если протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования составлен с нарушением требований, предъявляемых к составлению протокола, участковая избирательная комиссия обязана составить повторный протокол в соответствии с требованиями части 30 статьи 66 настоящего Закона, а первоначально представленный протокол остается в окружной избирательной комиссии. Если протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования составлен в соответствии с требованиями настоящего Закона, предъявляемыми к составлению протокола, член окружной избирательной комиссии вносит данные этого протокола в увеличенную форму сводной таблицы окружной избирательной комиссии. Председатель, секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, передавший члену окружной избирательной комиссии протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы под данными протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

Согласно ст. 68 Закона Нижегородской области № 108-Зот 06.09.2007 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» на основании данных первых экземпляров протоколов N 2 об итогах голосования по муниципальному избирательному округу, полученных непосредственно из окружных избирательных комиссий, избирательная комиссия муниципального образования после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через семь дней со дня голосования определяет результаты выборов по муниципальному избирательному округу. Содержащиеся в протоколах окружных избирательных комиссий данные суммируют непосредственно члены избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса.

При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах и (или) сводных таблицах, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из окружной комиссии, комиссия муниципального образования вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей окружной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующей территории округа. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) комиссии муниципального образования с правом решающего голоса комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией муниципального образования, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей, с обязательным извещением об этом членов соответствующей комиссии, проводящей повторный подсчет голосов, с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в части 3 статьи 21 настоящего Закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в части 3 статьи 21 настоящего Закона. Протокол незамедлительно направляется в комиссию муниципального образования. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до установления комиссией муниципального образования общих результатов выборов.

Согласно ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ст. 80 Закона Нижегородской области № 108-Зот 06.09.2007 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.

Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства: кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

Суд, оценив все доказательства с учетом относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, считает необходимым в удовлетворении заявления Шинина В.Г. отказать.

Суд считает, что в судебном заседании каких-либо нарушений порядка голосования и подсчета голосов, определения результатов выборов, а также нарушения порядка формирования избирательных комиссий, других нарушений избирательного законодательства, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей на избирательном участке № 2385 Пуреховский сельский Совет (заявителем ошибочно указано в заявлении № участка 2384), в том числе по округу № 9, не установлено.

Суд считает, что в судебном заседании не собрано доказательств, подтверждающих, что при организации, проведении выборов депутатов сельского Совета Пуреховского сельсовета 14.03.2010 года, при подведении итогов выборов были нарушены права заявителя, как кандидата в депутаты сельского Совета Пуреховского сельсовета.

В заявлении указано, что результаты выборов явились следствием фальсификации протокола по округу № 9, подлога избирательных бюллетеней, умышленного искажения воли избирателей при проведении голосования. Он подозревает осуществление УИК фальсификации на выборах 14.03.2010 года. Кроме этого, в судебном заседании заявитель дополнил, что был вброс бюллетеней. Суд считает, что эти доводы не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Как было установлено, в день голосования на избирательном участке № 2385 при голосовании, подсчете голосов, определении результатов выборов присутствовали наблюдатели, в том числе и от кандидата в депутаты Шинина В.Г. Присутствовали по 2 кандидата и при голосовании вне помещения для голосования. Они находились постоянно до подведения итогов. Каких-либо жалоб, замечаний, нареканий от них не поступало ни в УИК, ни ИКМО Пуреховского сельсовета, ни в МИК Чкаловского района, ни в Областную избирательную комиссию. Как показали свидетели, наблюдателей было человек 20. Вся комиссия была «на виду», при подсчете голосов, определении результатов выборов они находились рядом с членами комиссии, записывали данные.

Выводы заявителя о том, что со слов его наблюдателя Шишлова, в 23 часа объявили число проголосовавших - 900 человек, а утром - 1117 человек, то есть почти на 200 человек больше, из чего он сделал заключение о том, что произошел вброс бюллетеней, неосновательны.

Обязанностью избирательной комиссии является проведение законных выборов, недопустимость чьего бы то ни было вмешательства с целью искажения действительной воли избирателей. Заявитель пояснял, что претензий к членам УИК не имеет, хотя в судебном заседании было выяснено, что многие из нарушений, о которых он указывал, могли бы осуществить только члены комиссии, но с согласия наблюдателей.

Какого-либо вмешательства с целью искажения действительной воли избирателей при голосовании и подведении итогов голосования не допускалось. Утверждения об этом заявителя голословные и не установлены в судебном заседании.

Как показала свидетель Двойникова Н.А. (секретарь УИК) озвучивались цифры отдельно по числу проголосовавших на участке и на выезде.

Кроме того, как было установлено, итоговое соотношение числа избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования, числа бюллетеней, полученных участковой комиссией, числа бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования, числа бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования, число погашенных бюллетеней, числа бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, числа бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, числа недействительных бюллетеней, числа действительных бюллетеней, совпало, что следует из протокола № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 2385 по одномандатному избирательному округу № 9.

Как было установлено, реально что-либо подделать, подтереть (как считает заявитель), «вбросить» лишние бюллетени, сфальсифицировать итоги голосования, осуществить подлог избирательных бюллетеней, умышленно исказить волю избирателей при проведении голосования и подведении итогов голосования было невозможно.

Что касается довода заявителя о том, что Субботин Б.А. (председатель МИК Чкаловского района) за одну ночь сменил председателя УИК, то в судебном заседании причины, по которым был освобожден от должности председатель УИК № 2385 Попцов В.А. и назначена председателем УИК № 2385 Заболонкова Е.К. МИК Чкаловского района были подробно исследованы. Председатель УИК Попцов В.А. не мог исполнять свои обязанности из-за своего состояния, что поставило под угрозу проведение выборов двух уровней. Муниципальная избирательная комиссия была вынуждена своим постановлением, поскольку она назначала председателя, освободить его от исполнения обязанностей и возложить обязанности также на члена УИК – заместителя председателя Заболонкову Е.К., что не противоречит закону. Это было сделано для обеспечения реализации активного, и пассивного избирательного права граждан. Какого-либо умысла со стороны председателя МИК Чкаловского района Субботина Б.А. «заменить председателя на ручного» (как пояснил заявитель) не установлено. Председатель Заболонкова Е.К. была назначена с учетом мнения всех членов УИК, что они и подтвердили в судебном заседании. Как пояснил Субботин, с Заболонковой ранее он не был даже знаком.

Суд считает, что смена председателя по объективным причинам никоим образом не повлияла на итоги голосования, на волеизъявление избирателей. Каких-либо нарушений со стороны Заболонковой Е.К. или какой-либо заинтересованности в исходе голосования, не выявлено.

Несостоятельны доводы заявителя о том, что списки избирателей не должны были сдаваться в ТИК, и что это является нарушением. Выборы депутатов проводились в Земское собрание Чкаловского района и в сельский Совет Пуреховского сельсовета Чкаловского района, а списки были едины, поэтому они должны были храниться в комиссии по проведению выборов более высокого уровня, т.е. в МИК Чкаловского района (полномочия были возложены на ТИК), что не противоречит закону.

Несостоятелен и довод заявителя о том, что ТИК вмешивалась в работу УИК, ИКМО Пуреховский сельсовет, а именно «командовала». Как было установлено, ТИК Чкаловского района осуществляла функции муниципальной избирательной комиссии Чкаловского района по выборам депутатов Земского Собрания Чкаловского района, что не противоречит закону и с ИКМО Пуреховский сельсовет они были равны по своим полномочиям. Но в связи с тем, что проводились выборы депутатов не только в сельский Совет Пуреховского сельсовета Чкаловского района, но и в Земское Собрание Чкаловского района, а участковые комиссии были созданы единые по выборам депутатов двух уровней, поэтому МИК Чкаловского района (председатель и секретарь) оказывали консультативную помощь в работе комиссий, что не противоречит закону.

Избиратели выразили свою волю при проведении голосования, разница в числе проголосовавших за кандидатов в депутаты Шинина В.Г. и Прянишникова А.Н. по избирательному округу № 9 сельского Совета Пуреховского сельсовета составила 25 голосов. И подозрения заявителя Шинина В.Г. в том, что итоги были сфальсифицированы, не веря в итоги голосования, в результате которых он не был избран в депутаты сельского Совета Пуреховского сельсовета Чкаловского района, не могут служить основанием для удовлетворения требований заявителя.

Устный ответ брату Шинина Василия Геннадьевича – Шинину Виктору Геннадьевичу был дан председателем МИК Чкаловского района (ТИК) о том, что они не могут этого сделать, и что для решения такого вопроса им необходимо обращаться в суд, что также не противоречит закону.

Также в заявлении указано, что заявителю стало известно от избирателей, что за некоторых избирателей проголосовали иные лица, часть бюллетеней не была учтена при голосовании, не соответствует действительности. Это утверждение заявителя голословное и не нашло подтверждения в судебном заседании.

Заявитель считает, что при проведении выборов были нарушены основополагающие принципы избирательного права, которые привели к нарушению его прав, а также что произошло расхождение списков с бюллетенями. Суд считает эти доводы несостоятельными.

Как указал заявитель, нарушены его права, как кандидата в депутаты - он не был избран, – но это является лишь волеизъявлением избирателей.

Тот факт, что ранее на выборах была явка меньше в процентном соотношении, чем на выборах 14.03.2010 года, не может являться основанием для признания выборов недействительными.

У ИКМО Пуреховский сельсовет не было оснований производить повторный пересчет голосов избирателей УИК, либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей, так как не было выявлено ошибок, несоответствий в протоколах и не было сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из УИК – избирательного участка № 2385.

Доводы заявителя о том, что жители с. Пурех при встрече ему сообщали, что голосовали за него, которых он насчитал более 50 человек, не могут являться основаниями для удовлетворения требований заявителя.

А то, что кандидат Шинин В.Г. набрал наименьшее количество голосов по избирательному округу № 9 и пожелал бы перепроверить результаты голосования, не имея никаких достоверных фактов, подтверждающих его подозрения, утверждения, указанные выше, не является основанием и для повторного пересчета голосов ИКМО Пуреховский сельсовет. Суд также не может с учетом обстоятельств, установленных в судебном заседании, обязать

ИКМО Пуреховский сельсовет сверить списки избирателей с количеством проголосовавших бюллетеней в присутствии оппонента по избирательному округу № 9 в Пуреховский сельский Совет, а также отменить решение УИК и признать результаты голосования недействительными.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Шинина В.Г. о защите избирательных прав, а именно о возложении обязанности на избирательную комиссию муниципального образования Пуреховского сельсовета (в заявлении указано МИК) сверить списки избирателей с количеством проголосовавших бюллетеней в присутствии оппонента по избирательному округу № 9 в Пуреховский сельский Совет, об отмене решения участковой избирательной комиссии и о признании результатов голосования недействительными, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

СудьяО.Н. Глаголева

Решение судом в окончательной форме принято 07.12.2010 г.

СудьяО.Н. Глаголева

Решение вступило в законную силу 25.01.2010 г.

СудьяО.Н. Глаголева