№ 2-256 10 июня 2011 года г. Чкаловск Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Красненкова Е.А., с участием <данные изъяты> Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Бахтина Н.А., представителя ответчика - <данные изъяты> МУП Сучковой Г.В., представителя третьего лица - Министерства <данные изъяты> Карлова В.А. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ), представителя третьего лица - департамента <данные изъяты> Масниной А.А. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), при секретаре Грязиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к МУП д. <адрес>, КСА КСА о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку и организовать мероприятия по нормативной очистке сточных вод, отводимых с биологических очистных сооружений в Горьковское водохранилище <адрес>, У С Т А Н О В И Л: Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к МУП КСА о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку и организовать мероприятия по нормативной очистке сточных вод, отводимых с биологических очистных сооружений в Горьковское водохранилище <адрес> и в обосновании требований указал, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при сбросе МУП загрязняющих веществ в Горьковское водохранилище <адрес>. В ходе проверки установлено, что на биологические очистные сооружения канализации, расположенные у д. <адрес> поступают сточные воды в объеме <данные изъяты> от населения <адрес>, отводящиеся недостаточно очищенные в водный объект Горьковское водохранилище <адрес>. Очистные сооружения введены в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время технологически устарели и не обеспечивают нормативной очистки. Биологические очистные сооруженияканализации, расположенные у <адрес>, находятся в муниципальной собственности сельского поселения <данные изъяты>. Согласно договора указанные биологические очистные сооружения канализации переданы для эксплуатации и технического обслуживания МУП Согласно протоколов исследования сточных вод № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ содержание загрязняющих веществ в сточных водах сбрасываемых после биологических очистных сооружений МУП в водный объект Горьковское водохранилище <адрес>, превысило предельно допустимые концентрации (ПДК) для рыбохозяйственного водоема высшей категории, утвержденные приказами Федерального Агентства по рыболовству от 18.01.2010 года № 20, от 04.08.2009 года № 695, <данные изъяты>, тем самым нарушено требование п. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ, в соответствии с которым количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Кроме того, согласно общих требований к составу и свойствам воды водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Федерального Агентства по рыболовству от 04.08.2009 года № 695, химические вещества не должны содержаться в воде водных объектов рыбохозяйственного значения в концентрациях, превышающих нормативы ПДК веществ. Река Волга относится к водному объекту рыбохозяйственного значения высшей категории. Согласно объяснений, данных МУП Сучковой Г.В. от ДД.ММ.ГГГГ, обеззараживание сточных вод перед отведением их в водный объект с очистных сооружений не производится. Таким образом, длительное поступление недостаточно очищенных и не обеззараженных сточных вод с биологических очистных сооружений МУП создает угрозу причинения вреда окружающей среде, водным объектам, биоразнообразию и санитарному благополучию населения. Однако КСА мероприятия по обеспечению нормативной очистки сточных вод, отводимых с биологических очистных сооружений в Горьковское водохранилище <адрес>, не организованы. Таким образом, незаконными действиями МУП нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности и далее в Горьковское водохранилище <адрес> может привести к истощению водных ресурсов, являющихся государственной собственностью, и иным негативным изменениям окружающей среды. Учитывая большую социальную значимость процесса водоотведения и определенное противоречие общественным интересам приостановление либо прекращение водоотведения сточных вод от жилищного фонда прокуратура находит целесообразным не заявлять требования о приостановлении (запрещении) сброса сточных вод в Горьковское водохранилище <адрес>. Вместе с тем деятельность по водоотведению сточных вод с очистных сооружений МУП в водный объект должна быть приведена к нормативной, а нарушения прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц, изложенных выше, должны быть устранены. Представитель ответчика - КСА в судебное заседании не явился, хотя о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом судебной повесткой. В судебном заседании <данные изъяты> Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Бахтин Н.А. на исковых требованиях настаивал в полном объёме и дополнительно пояснил, что ситуация на очистных сооружениях только усугубляется, отсутствует обеззараживание, предельно-допустимые концентрации (ПДК) значительно превышены, нормативы сточных вод на объект не разработаны. Очистные сооружения построены в ДД.ММ.ГГГГ и устарели как технически, так и морально, поэтому необходимо изыскивать средства для их капитального ремонта либо реконструкции. Считает, что срок исполнения нормативной очистки сточных вод должен быть установлен до ДД.ММ.ГГГГ. МУП Сучкова Г.В. исковые требования не признала и пояснила, что очистные сооружения на балансе в КСА не состоят и переданы на обслуживания МУП по договору. Очистные сооружения были построены в ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время требуются значительные денежные средства для их реконструкции либо капитального ремонта, которых ни в КСА ни в МУП нет. Они обращались в АЧР однако на эти цели деньги не выделяют. Они принимают все необходимые меры для того, чтобы сейчас очистные сооружения работали, но также в связи с отсутствием денежных средств на очистных сооружения не проводится обеззараживание, они не могут каждый месяц делать анализ воды. Устранении всех недостатков на очистных сооружениях, тем более строительство новых, возможно только при условии надлежащего финансирования. Представитель третьего лица - Министерства <данные изъяты> Карлова В.А. (по доверенности) с иском согласился и пояснил, что на очистных сооружениях отсутствует обеззараживание,ПДК превышены и несмотря на отсутствие денежных средств, требование закона необходимо соблюдать и устранять все нарушения. Представитель третьего лица - департамента <данные изъяты> Маснина А.А. (по доверенности) с иском согласилась и пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка, в ходе которой установлено, что сброс сточных вод на очистных сооружениях производится с нарушениями, отсутствует обеззараживание, превышены ПДК, отсутствует решение на право пользования водных объектов, что создает угрозу причинения вреда окружающей среде, водным объектам рыбохозяйственного значения высшей категории, к которым относится река Волга. Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, согласно ст. 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 39, ч. 6 ст. 56, ст. 106 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. При эксплуатации юридическими лицами хозяйственных и других объектов запрещается осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обеззараженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод. Согласно распоряжения КСА №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке бесхозяйного имущества за баланс КСА», принято в муниципальную собственность сельского поселения <данные изъяты> бесхозяйные сооружения, в том числе и очистные сооружения, расположенные у <адрес> (л.д. 25). Договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между КСА и МУП КСА передает МУП, для эксплуатации и технического обслуживания инфраструктуры водоотведения деревни Котельницы, в том числе и очистные сооружения (л.д. 24). Как следует из п. п. 1.3, 4.1 Устава МУП», учредителем предприятия является КСА которая определяет цели и предмет деятельности Предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью закрепленного за Предприятием имущества. В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Устава МУП Предприятие создано в целях оказания услуг населению, организациям, предприятиям, учреждениям <адрес>. Для целей, указанных в п. 2.1 настоящего Устава, Предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие основные виды деятельности: обеспечение потребителей <адрес> качественными, надежными и экологически безопасными коммунальными услугами, в том числе, жизнеобеспечением объектов водопроводно-канализационного хозяйства, очисткой стоков. Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. На основании п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года № 167 «водоотведение» -технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации. В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. В судебном заседании было установлено, что при проведении проверки природоохранной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ соблюдения и исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации биологических очистных сооружений и сбросе загрязняющих веществ в Горьковское водохранилище <адрес> МУП - очистные сооружения введены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, технологически устарели и не обеспечивают нормативной очистки сточных вод, отсутствует обеззараживание сточных вод, сброс сточных вод осуществляется незаконно, без необходимо решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и без утвержденных нормативов ПДК. Постановлением специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> МУП Сучкова Г.В., была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> (л.д. 21). Более того, аналогичная проверка проводилась Департаментом Росприроднадзора по <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ входе которой также установлено, что сброс сточных вод с очистных сооружений производиться в водный объект - Горьковское водохранилище, с превышением установленных нормативов сброса - <данные изъяты>, а также пользование водным объектом осуществляется без разрешительных документов, а именно отсутствует решение о предоставлении Горьковского водохранилища в пользование для сброса сточных вод, в связи с чем на имя главы КСА было вынесено предписание о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно общих требований к составу и свойствам воды водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Федерального Агентства по рыболовству от 04.08.2009 года № 695, химические вещества не должны содержаться в воде водных объектов рыбохозяйственного значения в концентрациях, превышающих нормативы ПДК веществ. На основании ст. 6.2 ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» до утверждения в соответствии со статьей 35 Водного кодекса РФ нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 01.01.2015 года нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. На основании ст. ст. 1, 3, 4, 39 ФЗ РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды»окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Основными принципами окружающей среды являются презумпция экологической безопасности планирования хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия требований в области охраны окружающей среды, а также на основе принципа запрещения хозяйственной или иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным изменениям окружающей среды. К объектам охраны окружающей среды относятся поверхностные водные объекты. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ. В соответствии со ст. 47 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Установленные требования к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения должно обеспечивать сохранение водных биоресурсов. Согласно п. 4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания. В соответствии с п. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Протоколами исследования сточных вод № № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-15) установлено, что содержание загрязняющих веществ в сточных водах сбрасываемых после биологических очистных сооружений МУП в водный объект Горьковское водохранилище <адрес>, превысило предельно допустимые концентрации (ПДК) для рыбохозяйственного водоема высшей категории, к которому относится река Волга. Таким образом, в судебном заседании установлен факт нарушения МУП требований законодательства, в связи чем, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. ст. 9, 36, 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды». На основании п. 2 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Однако МУП в обслуживании которых находятся очистные сооружения и на которых возложена обязанность обеспечения нормативной очистки сточных вод, отводимых с биологических очистных сооружений в Горьковское водохранилище <адрес>, не соблюдают требования законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом учитывая, что сброс сточных вод осуществляется без очистки и соответствующего разрешения в рыбохозяйственный водоем - <адрес>, которая является местом отдыха жителей <адрес> и <адрес>, что создаёт реальную опасность распространения инфекционных заболеваний, приводит к негативным изменениям и загрязнению окружающей среды, гибели ихтиофауны, водным объектам и санитарному благополучию населения, суд считает необходимым обязать ответчика обеспечить нормативную очистку сточных вод, отводимых с биологических очистных сооружений в Горьковское водохранилище <адрес>. В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решая вопрос о сроках исполнения обязанности обеспечения нормативной очистки сточных вод, с учётом финансирования и также того, что очистные сооружения введены в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о возложении на МУП обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, отводимых с биологических очистных сооружений в Горьковское водохранилище <адрес>, в предельно допустимые сроки, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Рассматривая требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к КСА о возложении обязанности организовать мероприятия по нормативной очистке сточных вод, отводимых с биологических очистных сооружений в Горьковское водохранилище <адрес>, суд считает, что они не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 2 Договора, МУП обязано использовать очистные сооружения исключительно по целевому назначению, поддерживать их в исправном состоянии, производить текущий ремонт, а также нести расходы по их содержанию. При этом учитывая, что очистные сооружения приняты в муниципальную собственность сельского поселения <данные изъяты> и учредителем МУП является КСА то они также обязаны выделять денежные средства и принимать участие в финансировании очистных сооружений, в том числе и по обеспечению нормативной очистке сточных вод, Кроме того, перечень мероприятий по обеспечению нормативной очистки сточных вод, которые обязана выполнить КСА, истцом не указан, а суд в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ (суд принимает решение по заявленным истцом требованиям), самостоятельно данные мероприятия определить не может. При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению частично. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично. Возложить на МУП д. <адрес> обязанность обеспечить нормативную очистку сточных вод, отводимых с биологических очистных сооружений в Горьковское водохранилище <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части исковых требований Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к ФИО51 - отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия. Мотивированное решение составлено 15 июня 2011 года Решение вступило в законную силу 28.06. 2011 года Судья: _______________________________________ (Е.А.Красненков)