Судебное решение



№2-204

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

01 июня 2011 года                                                                                   г. Чкаловск

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Красненкова Е.А.,

с участием заместителя прокурора Чкаловского района Огоньковой Г.Ю.,

истца Бобковой А.М.,

представителя ответчика администрации Чкаловского района - Сивохиной И.А. (по доверенности ДД.ММ.ГГГГ)

представителя третьего лица органа опеки и попечительства администрации Чкаловского района - Винокурцевой В.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),

при секретаре Грязиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

           прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах

           Бобковой А.М. к администрации Чкаловского

           района Нижегородской области, Министерству социальной политики

           Нижегородской области о возложении обязанности включить в список

           и Сводный список из числа детей-сирот и детей, оставшихся без         

           попечения родителей на <данные изъяты> год, и предоставления вне очереди

           жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Чкаловского района обратился в суд с иском в интересах Бобковой А.М. к администрации Чкаловского района Нижегородской, Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении обязанности включить в список и Сводный список из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставления вне очереди жилого помещения и в обосновании требований указал, что в прокуратуру обратилась Бобковой А.М. о восстановлении ее права на получении жилого помещения вне очереди. В ходе проверки доводов обращения Бобковой А.М. установлено, что постановлением администрации Чкаловского района от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Бобковой А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определена в ЛДД на полное государственное обеспечение, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Постановлением администрации Чкаловского района от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Бобковой А.М. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Таким образом, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возраста <данные изъяты> лет основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является. Распоряжением администрации Чкаловского района от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Несмотря на то, что жилой дом, в котором располагалось жилое помещение, закрепленное за несовершеннолетней Бобковой А.М., признан аварийным и подлежащим сносу, последняя органом местного самоуправления своевременно не была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Администрацией г. Чкаловска нуждающейся в жилом помещении Бобкова А.М. признана лишь ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение требований закона до настоящего время Бобкова А.М. не включена администрацией Чкаловского района в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и не включена в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области. В связи с нарушением закона до настоящего времени право Бобковой А.М. на внеочередное предоставление жилья, гарантированное ей Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не реализовано. Поэтому просит возложить на администрацию Чкаловского района Нижегородской области, Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность включить Бобкову А.М. в список и Сводный список из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на <данные изъяты> год, и предоставить Бобковой А.М. вне очереди жилое помещение жилой площадью не ниже установленных социальный норм <данные изъяты>

Представитель ответчика - Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, хотя о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом судебной повесткой и представили в суд отзыв на исковое заявление, в котором указали, что с исковыми требованиями не согласны, поскольку Бобковой А.М. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма распоряжением администрации г. Чкаловска от ДД.ММ.ГГГГ На тот момент Сводный список на <данные изъяты> год уже был сформирован и утвержден приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ . Таким образом, включение Бобковой А.М. в Сводный список на <данные изъяты> год и обеспечение ее жилым помещением по договору социального найма в <данные изъяты> году, невозможно <данные изъяты>

    В судебном заседании Бобковой А.М. на иске настаивала и дополнительно пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ год она проживала в ЛДД, затем поступила в колледж в <данные изъяты> и проходила обучение по очной форме до ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ году она узнала, что жилое помещение, которое за ней было закреплено, является аварийным и подлежащим сносу, поэтому ей должны предоставить жилое помещение вне очереди, однако с письменным заявлением в администрацию Чкаловского района о постановке на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она не обращалась. В настоящее время она с ребенком проживают на съемной квартире, другого жилья не имеет.

    Заместитель прокурора Чкаловского района Огонькова Г.Ю. доводы искового заявления поддержала, считает, что требования являются законными и обоснованными, поэтому просит иск удовлетворить в полном объеме.     

    Представитель ответчика администрации Чкаловского района - Сивохина И.А. (по доверенности) исковые требования не признала и пояснила, что включить Бобкову А.М. в Сводный список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на <данные изъяты> год, и предоставить истице вне очереди жилое помещение в <данные изъяты> году, не представляется возможным, поскольку Сводный список на <данные изъяты> год сформирован и утвержден, в том числе и бюджет Нижегородской области, где заложены целевые денежные средства для предоставления жилья данной категории лиц. В настоящее время администрацией Чкаловского района Бобковой А.М. поставлена на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и данная информация направлена в Министерство социальной политики Нижегородской области для включения Бобкову А.М. в Сводный список на <данные изъяты> год. Обеспечение жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к расходным обязательствам Нижегородской области и договора найма жилых помещений данные лица заключали с Министерством социальной политики Нижегородской области.

    Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Чкаловского района Винокурцева В.В. (по доверенности) исковые требования не признала и пояснила, что органы опеки и попечительства не знали о том, что жилое помещение, которое было закреплено за Бобковой А.М. является аварийным и подлежащим сносу, об этом им стало известно только в <данные изъяты> году. В данном случае имеются нарушения жилищных прав Бобковой А.М. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому истица поставлена на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и данная информация направлена в Министерство социальной политики <адрес> для включения Бобкову А.М. в Сводный список на <данные изъяты> год с целью предоставления жилья.

    Суд, выслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

    Согласно постановления мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что родители несовершеннолетней Бобковой А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения - отец Б.М.Ф. умер, а мать О.Л.В. уклоняется от воспитания и на нее собран материал о лишении родительских прав, определить Бобкову А.М. в ЛДД на государственное обеспечение <данные изъяты>

    Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Бобковой А.М. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, до ее совершеннолетия <данные изъяты>

    Решением Чкаловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ О.Л.В. лишена родительских прав в отношении своих несовершеннолетний детей, в числе и в отношении Бобковой А.М. <данные изъяты>

    Таким образом, в судебном заседании установлено, что при указанных выше обстоятельствах несовершеннолетняя Бобковой А.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Согласно справки из Чкаловского филиала ГП НО «Нижтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ и сообщения Балахнинского отдела УФСГР кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бобковой А.М. в приватизации жилой площади не участвовала и собственного домовладения в <адрес> и <адрес> не имеет и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Бобковой А.М. не зарегистрированы.

    Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Бобковой А.М. была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включена в общий список за <данные изъяты>

    Однако поскольку в судебном заседании установлено, что Бобковой А.М. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то и предоставление ей жилого помещения предусмотрено в ином, предусмотренном законом, порядке.

    Так принцип удовлетворения жилищных потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, базируется на ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой указанным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

    В соответствии со ст. 13 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года № 123-ФЗ «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области по договорам социального найма предоставляются в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы до наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан.

    Статьей 15 указанного Закона предусмотрено, что данные жилые помещения предоставляются на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области.

    В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 07.12.2007 года № 460 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области» уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области определено Министерство социальной политики Нижегородской области.

    На основании ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Нижегородской области № 147-З от 10.12.2004 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Нижегородской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты и лица из их числа), не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно обеспечиваются по месту выявления и первичного устройства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    Исходя из пункта 5.2 Перечня мероприятий областной целевой межведомственной программы «Дети-сироты» на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом Нижегородской области от 08.09.2008 года № 11-З «О внесении изменений в областную межведомственную программу «Дети-сироты» на 2006 - 2010 годы ответственным исполнителем за обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, назначено Министерство социальной политики Нижегородской области.

    В соответствии с пунктом 3 Положения «О порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области», утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области № 566 от 02.12.2008 года, сводный список составляется Министерством социальной политики Нижегородской области на основании списков детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Ответственным за ведение списка муниципального образования является соответствующий орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области.

    Таким образом, положения Конституции РФ, устанавливающие право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилище, реализуются через вышеуказанные законы и иные нормативные акты и должны исполняться органами местного самоуправления.

    Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что Бобковой А.М. имеет право на внеочередное получение жилого помещения на территории Чкаловского района жилой площадью не ниже установленных жилищным законодательством социальных норм, которое должно быть выделено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области за счет средств областного бюджета в Нижегородской области.

    При этом закрепленное за Бобковой А.М. помещение, суд не может отнести к жилым.

    В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

    Согласно п. п. 7, 42 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

    Распоряжением администрации Чкаловского района от ДД.ММ.ГГГГ , на основании акта обследования и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирована Бобковой А.М., был признан аварийным и подлежащим сносу <данные изъяты>

    Следовательно, данное помещение не является жилым, поэтому указание на то, что за Бобковой А.М. закреплено жилое помещение, является неправомерным.

    На момент признания дома аварийным и подлежащим сносу, Бобковой А.М. являлась несовершеннолетней (ей исполнилось 16 лет) и она, в силу ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, относился к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеет в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

    Доводы представителя ответчика администрации Чкаловского района Сивохиной И.А. и Министерства социальной политики Нижегородской области, указанные в отзыве на исковое заявление, что включение Бобковой А.М. в Сводный список на <данные изъяты> год и обеспечение ее жилым помещением по договору социального найма в <данные изъяты> году, невозможно, поскольку на <данные изъяты> год Сводный список уже сформирован и утвержден приказом Министерства от 28.04.2010 года № 186, суд не может признать состоятельными.

    Так Бобковой А.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на воспитании и полном государственном обеспечении в ЛДД <адрес> <данные изъяты> а затем с ДД.ММ.ГГГГ обучалась (очная форма) в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования <данные изъяты> <данные изъяты> и поэтому у нее возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №. 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    Реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.

    В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников, от наличия или отсутствия денежных средств на указанные цели. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.     

    Основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

    Следовательно, у Бобковой А.М., как нуждающегося в жилом помещении, после окончания обучения, то есть еще в <данные изъяты> году, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, она должна была быть поставлена в <данные изъяты> году в льготную очередь на получение жилья, чего сделано не было и соответственно полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.

    Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

    Кроме того, в силу п. 16 Положения о порядке формирования Сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 года № 566 внесение изменений в список муниципальных образований и сводный список допускается в случае исправления технической ошибки, а также на основании вступившего в законную силу решения суда. После внесения изменений в список муниципального образования орган местного самоуправления направляет в министерство указанные изменения с обоснованием причин их внесения, а также с приложением подтверждающих документов, в течение 14 дней с момента обнаружения в списке технической ошибки либо со дня вступления в законную силу решения суда.

    Таким образом, вступившее в законную силу решение суда, в силу ч. 3 ст. 13 ГПК РФ, подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

    При этом не обращение Бобковой А.М., имеющей статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с заявлением о постановке ее на учет и предоставлении жилого помещения по договору социального найма не может рассматриваться и являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Кроме того, не обеспечение лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, как это имело место в данном случае, свидетельствует о не надлежащем выполнении требований закона о предоставлении вне очереди Бобковой А.М. жилого помещения по договору социального найма.

    При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Чкаловского района в интересах Бобковой А.М. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах Бобковой А.М. удовлетворить.

    Возложить на администрацию Чкаловского района Нижегородской области обязанность включить Бобкову А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета Нижегородской области на <данные изъяты> год.

    Возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность включить Бобкову А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета Нижегородской области на <данные изъяты> год.

    Возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность за счет средств областного бюджета Нижегородской области предоставить Бобковой А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия.

     Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

    

     Решение вступило в законную силу 17.06. 2011 года

Судья: _______________________________________ (Е.А.Красненков)