2-203 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Романычевой Н.В., при секретаре Волковой Г.А., с участием <данные изъяты> прокурора <адрес> Седовой Н.Н., истца Смирнова Р.А., представителей ответчиков Сивохиной И.А. и Алексашиной Е.С. (по доверенностям) и представителя третьего лица Винокурцевой В.В. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Смирнова Р.А. к АЧР, АГЧ и МСП о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Смирнова Р.А. к АЧР АГЧ и МСП о возложении на АЧР обязанности признать Смирнова Р.А. лицом из числа детей-сирот и включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, о возложении на АГЧ обязанности признать Смирнова Р.А. нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и о возложении на МСП обязанности включить Смирнова Р.А. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, и предоставить ему вне очереди жилое помещение жилой площадью, не ниже установленных социальных норм, указав, что Смирнов Р.А. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, был направлен в дошкольный детский дом. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в <данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении как ребенок-сирота. При направлении Смирнова Р.А. в ДД.ММ.ГГГГ в дошкольный детский дом жилое помещение за ним не закреплялось по причине его отсутствия. После окончания обучения в <данные изъяты> Смирнову Р.А. как сироте постановлением АЧР от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлена комната № в <данные изъяты> по адресу: <адрес> но при этом Смирнов Р.А. не был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения и не был включен в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в <адрес>, что, по мнению прокурора <адрес>, является нарушением требований закона со стороны АЧР. До настоящего времени право Смирнова Р.А. на внеочередное предоставление жилья, гарантированное ему законом, не реализовано, поэтому прокурор <адрес> и обратился в суд с вышеуказанными требованиями в защиту прав Смирнова Р.А.. В судебном заседании от 11.05.2011 года <данные изъяты> прокурора <адрес> Седова Н.Н. на исковых требованиях настаивала, пояснив, что в нарушение требований закона АЧР не признала Смирнова Р.А. нуждающимся в предоставлении жилого помещения, он не был включен в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и не включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в <адрес>. В связи с нарушением закона до настоящего времени право Смирнова Р.А. на внеочередное предоставление жилья, гарантированное ему Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не реализовано. Смирнов Р.А. исковые требования прокурора <адрес> поддержал в полном объеме, пояснив, что он находился на воспитании в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ его направили в <данные изъяты>, потом на ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Затем с ДД.ММ.ГГГГ он обучался в <данные изъяты> №. Во время учебы в <данные изъяты> он написал заявление на получение квартиры, которое отправил в <адрес>. После окончания этого <данные изъяты> он был направлен по месту своего рождения в <адрес>, где сразу же обратился в АЧР, ему выделили комнату № в <данные изъяты>, в которой он проживает до настоящего времени один. Представитель ответчика - АЧР - Сивохина И.А. иск не признала в полном объеме, пояснив, что на момент вступления в силу Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», то есть в конце декабря ДД.ММ.ГГГГ Смирнову уже исполнилось <данные изъяты> лет, и он не обучается по очной форме обучения, в настоящее время ему исполнилось <данные изъяты>, поэтому не имеется оснований для признания его лицом из числа детей-сирот и включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ. АЧР считает, что жилье, в котором Смирнов Р.А. зарегистрирован и проживает до настоящего времени, закреплено за ним постоянно. До достижения 23 лет Смирнов Р.А. с заявлением в АЧР о нуждаемости в другом жилом помещении, либо о предоставлении ему жилья как сироте, не обращался. И в данный момент Смирнов Р.А. не является лицом из числа детей-сирот, и АЧР не может предоставить ему жилое помещение. Представитель ответчика - АГЧ - Алексашина Е.С. иск прокурора не признала в полном объеме, пояснив, что Смирнов Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ имеет постоянную регистрацию по месту жительства, оплачивает коммунальные услуги, задолженности по оплате коммунальных услуг у него не имеется. Смирнов Р.А не является ребенком-сиротой, поэтому АГЧ не может поставить его на учет как нуждающегося. С ДД.ММ.ГГГГ со Смирновым Р.А. фактически заключен договор социального найма, при этом регистрацию в комнате он не оспаривал. АГЧ считает, что Смирнов Р.А. приобрел право на жилье по адресу: <адрес> и у него нет препятствий для приватизации указанного жилого помещения. Ответчик в лице МСП в судебные заседания от 04.05. и 11.05.2011 года не явился, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, указав, что с требованиями прокурора <адрес> МСП не согласно в полном объеме, поскольку Смирнов Р.А. не имеет права на предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии с положениями законодательства, так как он не состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения в органах местного самоуправления и с заявлением о постановке на вышеуказанный учет не обращался; достиг возраста 23 года, установленного законом как предельного для получения мер социальной поддержки (отзыв- л.д. 35-38). Представитель третьего лица - ОПП - Винокурцева В.В. (по доверенности) в судебном заседании от 11.05.2011 года исковые требования прокурора не поддержала, пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ, вернувшись после учебы на постоянное место жительства в <адрес>, Смирнов сразу же получил жилье <данные изъяты>, в которой проживает до настоящего времени, и которую может приватизировать, то есть его право на получение жилья реализовано. Впервые с заявлением о постановке на учет на получение жилья в качестве сироты Смирнов обратился в ОПП лишь в ДД.ММ.ГГГГ Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее. Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Смирнов Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, был устроен в <данные изъяты> (решение - л.д.9). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Смирнов Р.А. обучался в <данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении как ребенок-сирота (справка - л.д.13). С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ Смирнов Р.А. обучался в <данные изъяты> (в настоящее время - <данные изъяты>) (справка, свидетельство - л.д. 83, 84). Постановлением АЧР от ДД.ММ.ГГГГ № Смирнову Р.А. предоставлена комната № в <адрес> (выписка из постановления- л.д.14). С ДД.ММ.ГГГГ Смирнов Р.А. зарегистрирован по адресу: <адрес> и до настоящего времени проживает по вышеуказанному адресу (копия паспорта, выписка из лицевого счета, справка № <данные изъяты> - л.д.12,18,19). Анализ всех доказательств, представленных сторонами, как отдельно, так и в совокупности, с учетом их относимости, допустимости и достоверности, дает суду основания придти к следующему. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») детьми-сиротами признаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В материалах дела имеется свидетельство о рождении Смирнова Р.А. и восстановительная запись акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым родителями Смирнова Р.А. являются С.А.И. и С.Т.Н. (свидетельство, восстановительная запись - л.д.10, 55). Доказательств того, что оба родителя Смирнова Р.А. умерли до исполнения Смирнову Р.А. восемнадцати лет, суду не представлено, в связи с чем оснований для признания Смирнова Р.А. лицом из числа детей-сирот у суда не имеется, поэтому требование прокурора <адрес> о признании Смирнова Р.А. лицом из числа детей-сирот является необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Статьей 28 Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года, предусмотрено, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. В соответствии со ст. 31 Жилищного Кодекса РСФСР (далее по тексту - ЖК РСФСР или ЖК РФ) принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется на основании соответствующего заявления, которое рассматривается в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. Заявительный характер принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрен и действующим Жилищным Кодексом РФ (ст. 52 ЖК РФ). Суду не представлено доказательств того, что Смирнов Р.А. обращался в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с чем оснований для удовлетворения требования прокурора <адрес> о возложении на АГЧ обязанности признать Смирнова Р.А. нуждающимся в предоставлении жилого помещения является необоснованным и удовлетворению не подлежит. Что касается требований прокурора <адрес> о возложении на АЧР обязанности включить Смирнова Р.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, и о возложении на МСП обязанности включить Смирнова Р.А. в Сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, и предоставить вне очереди жилое помещение жилой площадью не ниже установленных социальных норм, суд приходит к следующему. Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно ст. 33 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года, жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имевшие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки. На момент достижения Смирновым Р.А. возраста 18 лет, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, действовал ЖК РСФСР, в редакции Федерального закона от 22.08.95 года № 151-ФЗ, согласно статьям 37 и 60 которого вне очереди жилое помещение предоставлялось детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могли быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали;… по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не могла быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям. Согласно п.п. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ (действующего в настоящее время) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. … Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Положениями п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Из материалов дела усматривается, что Смирнов Р.А. в ДД.ММ.ГГГГ был вселен в жилое помещение в виде <данные изъяты> по адресу: <адрес>, которое впоследствии распоряжением АГЧ от ДД.ММ.ГГГГ №-р исключено из числа <данные изъяты>. В настоящее время Смирнов Р.А. проживает в комнате № в <адрес> указанного жилого дома. Как следует из объяснений представителя АГЧ Алексашиной Е.С. решением <данные изъяты> утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере <данные изъяты> на одного человека, ранее согласно решению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ эта норма составляла <данные изъяты>. Площадь комнаты, в которой Смирнов Р.А. проживает один с ДД.ММ.ГГГГ, составляет <данные изъяты> (выкопировка из технического паспорта - л.д.90-93). При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Смирнов Р.А. на момент рассмотрения настоящего дела жилым помещением, площадь которого превышает учетную норму, обеспечен. Довод Смирнова Р.А. о том, что жилое помещение в <данные изъяты> было предоставлено ему временно, суд не может принять во внимание, так как он зарегистрирован в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ как по месту жительства. После изменения статуса жилого здания и исключения его из числа <данные изъяты> Смирнов Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> Факт постоянной регистрации по вышеуказанному адресу Смирнова Р.А., кроме объяснений самого истца, подтверждается поквартирной карточкой (л.д.58-59). При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Смирнов Р.А. имеет постоянное место жительства, фактически проживает в жилом помещении, предоставленном ему с ДД.ММ.ГГГГ, с ним фактически заключен договор социального найма и у него имеется право на приватизацию занимаемого им жилого помещения, что подтверждено представителем АГЧ Алексашиной Е.С., которая также пояснила, что К.А.Д. постоянной регистрации в данном жилом помещении не имел и не имеет, поэтому прав на эту комнату не имеет, а при наличии временной регистрации К.А.Д. не может приватизировать квартиру. Поэтому препятствий для единоличной приватизации Смирновым Р.А. жилого помещения не имеется. Кроме того, в соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. По смыслу преамбулы и ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения ими 23-летнего возраста. Гарантируемая детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и гражданам из их числа социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до 23-летнего возраста. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для прекращения его права на внеочередное предоставление жилья. В судебном заседании установлено, что Смирнов Р.А. до достижения им возраста 23 лет не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления не обращался, то есть не воспользовался своим правом на внеочередное получение жилого помещения. Доводы Смирнова Р.А. о том, что он не знал о наличии у него права на внеочередное получение жилого помещения, суд не может принять во внимание, поскольку наличие каких-либо объективных препятствий к ознакомлению со своими правами и к их реализации ни истцом, ни прокурором не заявлено и материалами дела не подтверждено. Достигнув совершеннолетия и до достижения двадцатитрехлетнего возраста, Смирнов Р.А. не выражал в установленной законом форме своего волеизъявления на постановку учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, хотя каких-либо препятствий к этому не было. Таким образом, учитывая вышеизложенное, и, исходя из положений действующего законодательства, суд считает, что Смирнов Р.А. утратил право требования предоставления жилья во внеочередном порядке, обратившись с заявлением по этому вопросу за пределами своего двадцатитрехлетнего возраста, поскольку действие Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» после достижения указанными в Законе лицами возраста двадцати трех лет, при отсутствии волеизъявления, направленного на их принятие органом муниципального образования на учет в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и при отсутствии объективных препятствий к реализации данного волеизъявления, на них уже не распространяется, в связи с чем требования прокурора к АЧР и МСП являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований прокурора <адрес> в интересах Смирнова Р.А. о возложении на АЧР обязанности признать Смирнова Р.А. лицом из числа детей-сирот и включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, о возложении на АГЧ обязанности признать Смирнова Р.А. нуждающимся в предоставлении жилого помещения и о возложении на МСП обязанности включить Смирнова Р.А. в Сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, и предоставить вне очереди жилое помещение жилой площадью, не ниже установленных социальных норм, отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья: Н.В. Романычева Мотивированное решение составлено 13. 05. 2011 года. Судья: Н.В. Романычева Решение вступило в законную силу 05.07.2011 года. Судья: Н.В.Романычева