Судебное решение



№ 2-284

Р Е Ш Е Н И ЕИ М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

    26 августа 2011 года                                                                          г. Чкаловск

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Красненкова Е.А.,

с участием помощника прокурора Чкаловского района Гуренко А.Ю.,

главы Вершиловской сельской администрации Чкаловского района Свистунова В.В.,

при секретаре Грязиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации к Вершиловской

сельской администрации Чкаловского района Нижегородской области о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Чкаловского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации к Вершиловской сельской администрации Чкаловского района (далее по тексту - Вершиловская с/а) о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности и в обосновании требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Чкаловского района совместно с ОГПН по Чкаловскому району проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности на территории Вершиловской с/а, в ходе которой были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - ППБ-01-03), а именно: населенные пункты, за исключением д<адрес>, не обеспечены переносной пожарной мотопомпой (основание: ППБ-01-03 п. 31); не проведена дополнительная вырубка лесных насаждений по периметру д<адрес>, на расстоянии 100 метров от ближайшего строения до хвойных деревьев, на 50 метров от ближайшего строения до лиственных деревьев (основание: ППБ-01-03 п. 21); не построены пирсы размерами 12 х 12 метров для забора воды пожарной техникой на р. <данные изъяты> в радиусе 200 метров <адрес> (основание: ППБ-01-03 п. 94). Правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители органов местного самоуправления обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Проведенная проверка показала, что Вершиловская с/а требования пожарной безопасности не выполняет. Не устранение Вершиловской с/а нарушений правил пожарной безопасности влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасное условие проживания в весенне-летний пожароопасный период времени. Поэтому просит возложить на Вершиловскую с/а обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности, указанные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3-5).

    В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ прокурор Чкаловского района, в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнил исковые требования и просит возложить на Вершиловскую с/а обязанность обеспечить населенные пункты, а именно: <адрес> переносной пожарной мотопомпой (л.д. 28).

    В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ прокурор Чкаловского района, в порядке ст. 39 ГПК РФ, дополнил исковые требования и просит возложить на Вершиловскую с/а обязанность обеспечить в местах примыкания хвойных лесных массивов к населенным пунктам противопожарное расстояние не мене 15 метров, а также организовать проведение опашки шириной не менее 3 метров (л.д. 83).

    В ходе подготовки к рассмотрению дела ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес>, в порядке ст. 39 ГПК РФ, изменил исковые требования и просит возложить на Вершиловскую с/а обязанность обеспечить населенные пункты <адрес> переносной пожарной мотопомпой (основание: ППБ-01-03 п. 31); обеспечить в местах примыкания хвойных лесных массивов к населенным пунктам <адрес> противопожарное расстояние не мене 15 метров, а также организовать проведение опашки шириной не менее 3 метров; построить пирс размером 12 х 12 метров для забора воды пожарной техникой на водоеме в д. Пройма (основание: ППБ-01-03 п. 94) (л.д. 88).

    Представитель третьего лица - ОГПН по Чкаловскому району Абрамов А.С. в судебное заседание не явился, хотя о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом судебной повесткой и обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, с иском прокурора Чкаловского района согласен.

    В судебном заседании помощник прокурора Чкаловского района Гуренко А.Ю. доводы иска поддержал, считает, что требования являются законными и обоснованными, поэтому просит иск удовлетворить.

    Представитель ответчика - глава Вершиловской с/а Свистунов В.В. иск не признал и пояснил, что в администрации отсутствуют денежные средства для проведения мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Так на строительство пирса необходимо около <данные изъяты>, на приобретение мотопомпы около <данные изъяты> и рукава около <данные изъяты>, однако данные средства не заложены в бюджет Вершиловской с/а на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ была создана комиссия, при этом об этом были извещены прокуратура и ОГПН Чкаловского района, были произведены замеры расстояний примыкания лесных массивов к населенным пунктам, все расстояния соответствуют требования ППБ-01-03, опашка населенных пунктов произведена, то есть в этой части требования прокурора Чкаловского района исполнены. Приобретение мотопомны в <адрес> нецелесообразно, так как в <адрес> постоянно проживающих граждан нет, в д<адрес> проживает только 1 человек и в случае возникновения пожара администрация сможет обеспечить его тушение с помощью имеющейся пожарной автомашины. Администрация согласна с остальными указанными в акте нарушениями требований пожарной безопасности и будет принимать все необходимые для их устранения.

    Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Так правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулируются ФЗ от 21.12.1994 года № 69-83 «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Закон).

    Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что несоблюдение требований пожарной безопасности снижает состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров и может привести к причинению материального ущерба, вреда жизни и здоровью гражданам, интересам общества и государства.

    Согласно ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится к вопросу местного значения поселения.

    На основании ст. 19 Закона установлены полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

    Приказом МЧС Росси от 18.06.2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности РФ (далее по тексту - ППБ), устанавливающие требования пожарной безопасности, которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления.

    В соответствии со ст. ст. 37, 38 Закона, руководители органов местного самоуправления обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители органов местного самоуправления.

    Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной ОГПН по Чкаловскому району в отношении Вершиловской с/а, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: населенные пункты, за исключением д. Трофаново, не обеспечены переносной пожарной мотопомпой; не проведена дополнительная вырубка лесных насаждений по периметру <адрес>, на расстоянии 100 метров от ближайшего строения до хвойных деревьев, на 50 метров от ближайшего строения до лиственных деревьев; не построены пирсы размерами 12 х 12 метров для забора воды пожарной техникой на р. Юг в радиусе 200 метров <адрес> (л.д. 6-8).

    На основании данного акта ДД.ММ.ГГГГ Вершиловской сельской администрации Чкаловского района было выдано предписание об устранении указанных в акте нарушений требований пожарной безопасности, с указанием срока их устранения (л.д. 9-10).

    Однако, как было установлено в судебном заседании, часть нарушений требований пожарной безопасности до настоящего времени Вершиловской с/а не устранены.

    На основании п. 31 ППБ-01-03, сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

    Прокурор Чкаловского района просит возложить на Вершиловскую с/а обязанность обеспечить населенные пункты <адрес> переносной пожарной мотопомпой.

    Как следует из п. 2 Устава Вершиловской с/а населенные пункты - <адрес>, входят в состав сельского Совета Вершиловской с/а Чкаловского района (л.д. 53-81).

    Вместе с тем из представленных Вершиловской с/а в судебном заседании справок следует, что согласно данных подворного обхода постоянно проживающих жителей в <адрес> не имеется, а в <адрес> проживает 1 человек.

    В связи с этим суд считает, что обеспечение указанных населенных пунктов - <адрес> переносной пожарной мотопомпой, является нецелесообразным.

    Пунктом 94 ППБ-01-03 предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

    В судебном заседании установлено, что пирс размером 12 х 12 метров для забора воды пожарной техникой на водоеме в д<адрес>, отсутствует, поэтому в этой части требования прокурора Чкаловского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

    В силу п. 6.17 распоряжения Правительства Нижегородской области от 25.03.2011 года № 409-р «О мерах по охране лесов и торфяников в Нижегородской области от пожаров в 2011 году» рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов, органам местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов Нижегородской области обеспечить в местах примыкания хвойных лесных массивов к населенным пунктам противопожарное расстояние для сельских поселений не мене 15 метров, а также организовать проведение опашки шириной не менее 3 метров.

    Прокурор Чкаловского района просит возложить на Вершиловскую с/а выполнить требования п. 94 ППБ-01-03 у населенных пунктов - <адрес>

    Как усматривается из акта от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия, созданная распоряжением Вершиловской с/а от ДД.ММ.ГГГГ -р, произвела осмотр (при этом о дате, времени и месте осмотра были извещены прокуратура Чкаловского района и ОГПН по Чкаловскому району) и замер расстояний примыкания лесных массивов к указанным населенным пунктам, расстояния до лесного массива составили: до <адрес> - 19 метров, до <адрес> - 24-26 метров, до д. <адрес> - 18 метров.

    Таким образом, мероприятия по обеспечению противопожарных расстояний, а также по опашке, что подтверждается объяснениями главы Вершиловской с/а Свистунова В.В., выполнены.

    В силу ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности», угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

    Суд считает, что нарушение требований правил пожарной безопасности со стороны Вершиловской с/а, нарушает права неопределенного круга лиц Российской Федерации на безопасные условия проживания, в том числе и на территории <адрес>, поскольку отсутствие необходимой системы средств предупреждения и тушения лесных пожаров в пожароопасный период, может привести к возникновение лесных пожаров.

    Статья 12 ГК РФ определяет, в частности, в качестве способа защиты гражданских прав пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

    При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Чкаловского район подлежат удовлетворению частично.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Иск прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации удовлетворить частично.

    Возложить на Вершиловскую сельскую администрацию Чкаловского района Нижегородской области, с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:обеспечить населенные пункты <адрес> переносной пожарной мотопомпой; построить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на водоеме в <адрес>

    В остальной части исковых требований прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации - отказать.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия.

     Решение вступило в законную силу 06.09. 2011 года

     Судья: _______________________________________ (Е.А.Красненков)