Судебное решение



№2-438

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

25 августа 2011 года                                                                               г. Чкаловск

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Красненкова Е.А.,

с участием помощника прокурора Чкаловского района Седовой Н.Н.,

истца Злобиной Г.А.,

представителя ответчика администрации Чкаловского района - Сухаревой Н.П. (по доверенности от 07.06.2011 года),

представителя третьего лица органа опеки и попечительства Чкаловского района - Винокурцевой В.В. (по доверенности от 10.08.2011 года),

при секретаре Грязиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

           прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах

           Злобиной Г.А. к администрации Чкаловского

           района Нижегородской области, Министерству социальной политики

           Нижегородской области о возложении обязанности включить в список

           и Сводный список из числа детей-сирот и детей, оставшихся без         

           попечения родителей на 2012 год, и предоставления вне очереди

           жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Чкаловского района обратился в суд с иском в интересах Злобиной Г.А. к администрации Чкаловского района, Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении обязанности включить в список и Сводный список из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на ДД.ММ.ГГГГ год, предоставления вне очереди жилого помещения и в обосновании требований указал, что в прокуратуру обратилась Злобина Г.А. о восстановлении ее права на получении жилого помещения вне очереди. В ходе проверки установлено, что в связи с признанием ее матери Злобиной И.В. иные данные, над несовершеннолетней Злобиной Г.А. постановлением администрации Чкаловского района от ДД.ММ.ГГГГ была установлена опека и за Злобиной Г.А. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ Злобина Г.А. закончила обучение в ГОУ СПО "Ч". Постановлением главы местного самоуправления Чкаловского района от ДД.ММ.ГГГГ п. 4 постановления администрации Чкаловского района ДД.ММ.ГГГГ отменен, поскольку жилое помещение, закрепленное за Злобиной Г.А., не было сохранено. До настоящего времени право Злобиной Г.А. на внеочередное предоставление жилья, гарантированное ей Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не реализовано. Злобина Г.А. не включена администрацией Чкаловского района в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и не включена в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области. Поэтому просит возложить на администрацию Чкаловского района, Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность включить Злобину Г.А. в список и Сводный список из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на ДД.ММ.ГГГГ год, и предоставить Злобиной Г.А. вне очереди жилое помещение жилой площадью не ниже установленных социальных норм (л.д. 3-6).

    В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора Чкаловского района Седова Н.Н., в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнила свои исковые требования и просит возложить на администрацию Чкаловского района, Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность включить Злобину Г.А. в список и Сводный список из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на ДД.ММ.ГГГГ, и предоставить Злобиной Г.А. вне очереди жилое помещение жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Представитель ответчика - Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, хотя о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом судебной повесткой и представили в суд отзыв на исковое заявление, в котором указали, что администрация Чкаловского района не предоставила в Министерство выписку органа, осуществляющего технический учет объектов недвижимости о правах Злобиной Г.А. на недвижимое имущество, то есть не соблюден порядок, на основании которого происходит включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Сводный список, поэтому оснований для включения Злобину Г.А. в Сводный список и предоставления вне очереди жилого помещения, не имеется. Просят в иске прокурора Чкаловского района отказать и рассмотреть дело в их отсутствие.

    В судебном заседании Злобина Г.А. на иске настаивала и дополнительно пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в орган опеки и попечительства Чкаловского района для предоставления ей вне очереди жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако ей пояснили, что за ней закреплено жилое помещение и права на получение жилья вне очереди, она не имеет. О том, что за ней закреплено жилое помещение, она не знала. До ДД.ММ.ГГГГ она проживала с бабушкой в <адрес> но так как дом стал непригоден для проживания она стала проживать в <адрес>, но в данном доме был пожар и жить в нем также стало нельзя. С ДД.ММ.ГГГГ, после окончания обучения в ГОУ СПО "Ч", она снимает квартиру, другого жилья не имеет. Просит иск прокурора удовлетворить.

    Помощник прокурора Чкаловского района Седова Н.Н доводы иска поддержала, считает иск законным и обоснованным, поэтому просит требования удовлетворить полностью.

    Представитель ответчика администрации Чкаловского района - Сухарева Н.П. (по доверенности) исковые требования не признала и пояснила, что администрация Чкаловского района исполнила требования прокурора Чкаловского района и ДД.ММ.ГГГГ года Злобина Г.А. была включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на ДД.ММ.ГГГГ год, и все необходимые документы в отношении Злобиной Г.А. были направлены в Министерство социальной политики Нижегородской области для предоставления истице вне очереди жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Чкаловского района - Винокурцева В.В. (по доверенности) с иском согласилась и пояснила, что Злобина Г.А. обращалась к ней в ДД.ММ.ГГГГ по поводу предоставления вне очереди жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Была создана межведомственная комиссия и после обследования жилой дом, который был закреплен за Злобиной Г.А. в <адрес> был признан непригодным для проживания. При этом в акте и в заключении комиссия ошибочно указала дом впоследствии данная ошибка была устранена. <адрес> все необходимые документы в отношении Злобиной Г.А. были направлены в Министерство социальной политики Нижегородской области для включения истца в Сводный список из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью предоставления Злобиной Г.А. вне очереди жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ.

     Суд, выслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

    Согласно постановления администрации Чкаловского района от ДД.ММ.ГГГГ в виду того, что родители несовершеннолетней Злобиной Галины Анатольевны ДД.ММ.ГГГГ рождения - мать ФИО1 признана иные данные, а отец ФИО2 умер, назначить ФИО7 опекуном над несовершеннолетней Злобиной Г.А., закрепить за Злобиной Г.А. жилую площадь по адресу: <адрес> (л.д. 15).

    Решением Чкаловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана недееспособной (л.д. 18), а согласно копии свидетельства о смерти ФИО1 умерла <адрес> (д.д. 16).

    Таким образом, в судебном заседании установлено, что при указанных выше обстоятельствах Злобина Г.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Из сообщения Балахнинского отдела УФСГР кадастра и картографии по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Злобиной Г.А. не зарегистрированы (л.д. 20).

    Распоряжением Соломатовской сельской администрации Чкаловского района от ДД.ММ.ГГГГ Злобина Г.А. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма за (л.д. 19).

    Однако поскольку Злобина Г.А. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то предоставление ей жилого помещения предусмотрено в ином порядке.

    Так принцип удовлетворения жилищных потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, базируется на ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой указанным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

    В соответствии со ст. 13 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года № 123-ФЗ «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области по договорам социального найма предоставляются в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы до наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан.

    Статьей 15 указанного Закона предусмотрено, что данные жилые помещения предоставляются на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области.

    В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 07.12.2007 года № 460 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области» уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области определено Министерство социальной политики Нижегородской области.

    На основании ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Нижегородской области № 147-З от 10.12.2004 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Нижегородской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно обеспечиваются по месту выявления и первичного устройства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    Исходя из пункта 5.2 Перечня мероприятий областной целевой межведомственной программы «Дети-сироты» на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом Нижегородской области от 08.09.2008 года № 11-З «О внесении изменений в областную межведомственную программу «Дети-сироты» на 2006 - 2010 годы ответственным исполнителем за обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, назначено Министерство социальной политики Нижегородской области.

    В соответствии с пунктом 3 Положения «О порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области», утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области № 566 от 02.12.2008 года, сводный список составляется Министерством социальной политики Нижегородской области на основании списков детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Ответственным за ведение списка муниципального образования является соответствующий орган местного самоуправления муниципального района.

    Таким образом, положения Конституции РФ, устанавливающие право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилище, реализуются через вышеуказанные законы и иные нормативные акты и должны исполняться органами местного самоуправления.

    Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что Злобина Г.А. имеет право на внеочередное получение жилого помещения на территории Чкаловского района жилой площадью не ниже установленных жилищным законодательством социальных норм, которое должно быть выделено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области за счет средств областного бюджета в Нижегородской области.

    При этом закрепленное за Злобиной Г.А. помещение, суд не может отнести к жилым.

    В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

    Согласно п. п. 7, 42 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

    Распоряжением Соломатовской сельской администрации Чкаловского района от ДД.ММ.ГГГГ , на основании акта обследования и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, дом по адресу: <адрес>, который был закреплен за Злобиной Г.А., признан непригодным для проживания, следовательно, данное помещение не является жилым.

    На момент признания дома непригодным для проживания Злобиной Г.А. исполнилось иные данные и она, в силу ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, относилась к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеет в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

    Кроме того, Злобина Г.А. с ДД.ММ.ГГГГ обучалась (очная форма) в ГОУ СПО "Ч" поэтому у нее возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №. 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    Реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.

    В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, тем более от времени включения в список внеочередников, от наличия или отсутствия денежных средств на указанные цели. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.     

    Основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

    Следовательно, у Злобиной Г.А., как нуждающейся в жилом помещении, после окончания обучения, то есть еще в ДД.ММ.ГГГГ, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, она должна была быть поставлена в ДД.ММ.ГГГГ в льготную очередь на получение жилья, чего сделано не было и соответственно полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.

    Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

    Кроме того, в силу п. 16 Положения о порядке формирования Сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 года № 566 внесение изменений в список муниципальных образований и сводный список допускается в случае исправления технической ошибки, а также на основании вступившего в законную силу решения суда. После внесения изменений в список муниципального образования орган местного самоуправления направляет в министерство указанные изменения с обоснованием причин их внесения, а также с приложением подтверждающих документов, в течение 14 дней с момента обнаружения в списке технической ошибки либо со дня вступления в законную силу решения суда.

    Таким образом, вступившее в законную силу решение суда, в силу ч. 3 ст. 13 ГПК РФ, подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

    При этом не обращение Злобиной Г.А., имеющей статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с заявлением о постановке ее на учет и предоставлении жилого помещения по договору социального найма не может рассматриваться и являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Кроме того, не обеспечение лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, как это имело место в данном случае, свидетельствует о не надлежащем выполнении требований закона о предоставлении вне очереди Злобиной Г.А. жилого помещения по договору социального найма.

    Как следует из письма в адрес Министерства социальной политики Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, администрации Чкаловского района направила список вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилье которых признано непригодным для проживания, для выключения их в Сводный список нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета Нижегородской области на ДД.ММ.ГГГГ, где под указана Злобина Г.А..

    В вязи с этим суд приходит к выводу, что администрация Чкаловского района исполнила возложенную не нее обязанность и направила необходимые сведения в Министерство социальной политики Нижегородской области, поэтому иск в части требований к администрации Чкаловского района, удовлетворению не подлежит.

    При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Чкаловского района в интересах Злобиной Г.А.. подлежат удовлетворению частично.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах Злобиной Г.А. удовлетворить частично.

    Возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность включить Злобину Г.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета Нижегородской области на ДД.ММ.ГГГГ.

    Возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность за счет средств областного бюджета Нижегородской области предоставить Злобиной Г.А. ДД.ММ.ГГГГ вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

    В иске прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах Злобиной Г.А. о возложении на администрацию Чкаловского района Нижегородской области обязанности включить Злобину Г.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета Нижегородской области на ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия.

     Решение вступило в законную силу 06.09. 2011 года

Судья: _______________________________________ (Е.А.Красненков)