Судебное решение



2-139                                    Р Е Ш Е Н И Е

                         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чкаловск.                                                                                    06.07.2011 года.

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Романычевой Н.В.,

при секретаре Волковой Г.А.,

с участием представителя истца Плешкана И.А. (по доверенности и ордеру), представителя ответчика - адвоката Горшкова В.В. (по ордеру) и законного представителя третьего лица Гороховой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску

Мешаниной Т.Д. к Кудряшову И.В. о признании заключенным договора купли-продажи жилого дома и земельного участка и о регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество,

                          У С Т А Н О В И Л:

Мешанина Т.Д. обратилась в суд с иском к Кудряшову И.В. о признании заключенным договора купли-продажи жилого дома и земельного участка и о регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество на её имя, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между Кудряшовым И.В. и Н.А.Г. был заключен предварительный договор купли-продажи жилого дома и земельного участка в <адрес> удостоверенный ДД.ММ.ГГГГ нотариусом <адрес> П.О.П.. Предварительным договором определён срок, в который должен был быть заключен основной договор купли-продажи, а именно не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Однако основной договор заключен не был. Кудряшов И.В. до ДД.ММ.ГГГГ пропал, а его розыск положительных результатов не принес. Истец считает, что ответчик уклоняется от заключения основного договора купли-продажи. В свою очередь истец является наследником Н.А.Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ. По мнению истца к ней как к правопреемнику наследодателя перешли права и обязанности Н.А.Г., в том числе права и обязанности по предварительному договору купли-продажи, поэтому она и обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

В судебное заседание от 05.- 06.07.2011 года истец Мешанина Т.Д. не явилась, о дате и времени судебного заседания извещалась своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании от 05.- 06.07.2011 года представитель истца Плешкан И.А. на исковых требованиях настаивал, пояснил, что до ДД.ММ.ГГГГ ответчик Кудряшов И.В. не совершил те действия, которые послужили бы основанием для заключения основного договора, при этом срок для совершения данных действий до ДД.ММ.ГГГГ - не является пресекательным, в связи с чем налицо факт уклонения ответчика от заключения основного договора, вследствие чего у другой стороны возникло право на обращение с иском в суд о понуждении к заключению договора. Обстоятельства, которые надлежит истолковать как уклонение от заключения основного договора - не исполнение своевременно и в срок обязательств по оформлению наследственных прав по завещанию, что напрямую препятствовало оформить полноценный основной договор купли- продажи. Истец является наследником после смерти Н.А.Г., при этом наследство считается принятым, а соответственно и все права имущественного характера, в том числе право требования заключения основного договора купли-продажи спорных объектов недвижимости перешло в порядке наследования истцу по правилам ряда норм ГК РФ.

Исходя из того, что место нахождения ответчика неизвестно, что подтверждается сообщениями ОВД по <адрес> ГУВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, судом в порядке ст.50 ГПК РФ ответчику Кудряшову И.В. назначен представитель (сообщение - л.д.70).

В судебном заседании от 05.- 06.07.2011 года представитель ответчика адвокат Горшков В.В. исковые требования Мешаниной Т.Т. не признал в полном объеме, пояснив, что в материалах дела имеется решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу, которым Мешаниной Т.Д. отказано в иске о признании права собственности на спорные объекты недвижимости, а в настоящее время каких-либо новых доводов у истца не появилось.

Третье лицо - Кудряшов Н.И. (<данные изъяты> в судебное заседание не явился, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что с исковыми требованиями не согласен (заявление - л.д.95).

Законный представитель третьего лица Кудряшова Н.И. - Горохова Н.А. в судебном заседании 05-06.07.2011 года иск Мешаниной Т.Д. не поддержала, пояснив, что <данные изъяты>. На момент заключения предварительного договора купли-продажи Кудряшов И.В. в права наследства не вступил, и, по ее мнению, вступать не собирался, и тем более не собирался продавать спорный дом, так как другого жилья у него не было. Кроме того, решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Кудряшов И.В. признан безвестно отсутствующим с ДД.ММ.ГГГГ, его место нахождения до сих пор неизвестно. С ДД.ММ.ГГГГ она ответчика Кудряшова И.В. в <адрес> не видела, на <адрес> где живет <данные изъяты>, Кудряшов И.В. также не появлялся. Если предположить, что суд признает Кудряшова И.В. умершим, то их сын будет его наследником.

Третье лицо - Кудряшова С.И. (<данные изъяты> и её законный представитель Земскова Ю.В. в судебное заседание от 05.-06.07.2011 года не явились, о дате и месте судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

С.Т.С. на праве собственности принадлежал земельный участок, площадью <данные изъяты>, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, и жилой дом <адрес> (свидетельство, выписка из похозяйственной книги - л.д.19, 22).

ДД.ММ.ГГГГ С.Т.С. составила завещание, по которому всё свое имущество, в том числе и жилой дом в <адрес>, завещала Кудряшову И.В. (завещание - л.д.12).

ДД.ММ.ГГГГ С.Т.С. умерла (свидетельство о смерти - л.д.13)

ДД.ММ.ГГГГ между Кудряшовым И.В. и Н.А.Г. был заключен предварительный договор, по условиям которого Кудряшов И.В. принял на себя обязательство в будущем после вступления в права наследства по завещанию после С.Т.С., умершей ДД.ММ.ГГГГ, передать в собственность Н.А.Г. жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу д. <адрес> (далее - спорные жилой дом и земельный участок) путем заключения договора купли-продажи не позднее ДД.ММ.ГГГГ (договор - л.д.11).

Наследственное дело после смерти С.Т.С. не заводилось (сообщение нотариуса - л.д.40).

Решением Чкаловского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ Кудряшов И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан безвестно отсутствующим с ДД.ММ.ГГГГ (материалы гражданского дела - л.д.58).

ДД.ММ.ГГГГ Н.А.Г. умерла (свидетельство о смерти - л.д.25).

Мешанина Т.Д. является наследником по завещанию после смерти Н.А.Г. (завещание - л.д.31).

ДД.ММ.ГГГГ Мешанина Т.Д. получила свидетельство о праве на наследство по завещанию, согласно которому наследственное имущество после смерти Н.А.Г. состоит из прав на денежные средства с причитающими процентами и компенсациями, внесенные во вклад (свидетельство о праве на наследство по завещанию - л.д.33).

Анализ всех доказательств, представленных сторонами, как отдельно, так и в совокупности, с учетом их относимости, допустимости и достоверности дает суду основания придти к следующему.

Согласно п.п. 1, 4, 6 ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.

В соответствии со ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимого имущества заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимого имущества влечет его недействительность.

В силу ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.

По условиям предварительного договора купли-продажи, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Кудряшовым И.В. и Н.А.Г., основной договор купли-продажи жилого дома и земельного участка должен был быть заключен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, что стороны предварительного договора предпринимали меры к заключению основного договора купли-продажи жилого дома и земельного участка в период действия предварительного договора, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку сторонами друг другу оферты не направляли.

Кроме того, в судебном заседании не установлено, что Н.А.Г., являющаяся стороной предварительного договора купли-продажи, и после ДД.ММ.ГГГГ и до своей смерти, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, предпринимала какие либо действия по оформлению договора купли-продажи спорных жилого дома и земельного участка в <адрес>.

Следовательно, в силу ч. 4 ст. 429 и п. 1 ст. 470 ГК РФ обязательства Кудряшова И.В. и Н.А.Г. по заключению основного договора купли-продажи спорных жилого дома и земельного участка, вытекающие из предварительного договора, прекратились ДД.ММ.ГГГГ.

Н.А.Г. до дня своей смерти, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, в суд с иском к Кудряшову И.В. не обращалась.

В силу п. 5 ст. 429 ГК РФ в случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ, согласно которому другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

В соответствии со п.п. 1, 3 ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Законом предусмотрено, что договор продажи недвижимого имущества заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимого имущества влечет его недействительность (ст. 550 ГК РФ).

Кроме того согласно ст. 558 п.2 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Суд считает, что требование Мешаниной Т.Д. о признании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка заключенным не основано на законе, поскольку стороны предварительного договора Кудряшов И.В. и Н.А.Г. действий по заключению основного договора купли-продажи недвижимого имущества в требуемой законом форме и в установленные законом сроки не предпринимали.

Из завещания Н.А.Г., составленной на имя Мешаниной Т.Д. следует, что наследодатель завещал Мешаниной Т.Д. все свое имущество, которое ко дню ее смерти окажется ей принадлежащим, где бы таковое не находилось, и в чем бы оно не заключалось.

Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Поскольку Н.А.Г. не воспользовалась правом обратиться в суд с требованием о понуждении Кудряшова И.В. заключить договор купли-продажи спорных жилого дома и земельного участка или возместить причиненные убытки, то данное право не перешло в порядке наследования к наследнику Мешаниной Т.Д..

При таких обстоятельствах суд считает, что истец не является заинтересованным лицом, определенным статьей 3 ГПК РФ, права, свободы или законные интересы которого нарушены или кем-либо оспариваются.

Кроме того, ст.12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе и иными способами, предусмотренными законом.

По смыслу п. 5 ст. 429 и п. 4 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Следовательно, защита прав стороны по предварительному договору может осуществляться путем предъявления требования о понуждении заключить договор и о возмещении убытков.

Доказательств, свидетельствующих об обращении Н.А.Г. к Кудряшову И.В. с соответствующими требованиями в защиту своих прав, суду не представлено.

Доводы истца о том, что Н.А.Г. исполнила свои обязательства по предварительному договору, оплатив стоимость жилого дома и земельного участка, суд не может принять во внимание, поскольку по смыслу ст. 429 ГК РФ предварительный договор не порождает обязательственных или вещных прав на имущество, а предусматривает лишь обязательство сторон по заключению основного договора в будущем.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования истца Мешаниной Т.Д. не обоснованы и удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                     Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Мешаниной Т.Д. к Кудряшову И.В. о признании заключенным договора купли-продажи жилого дома и земельного участка и о регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:                                                                             Н.В. Романычева

Мотивированное решение составлено 11. 07. 2011 года.

Судья:                                                                             Н.В. Романычева

Решение вступило в законную силу                   20.09.2011 года.

Судья:                                                                             Н.В. Романычева