Судебное решение



2 – 508                                                    Р Е Ш Е Н И Е

                              ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чкаловск.                                                                                   07.10.2011 года.

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Романычевой Н.В.,

при секретаре Волковой Г.А.,

с участием <данные изъяты> прокурора <адрес> Седовой Н.Н., истца Реухиной Н.А. и ее представителя адвоката Мошариной Н.К. (по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ), представителя ответчика Сухаревой Н.П. (по доверенности) и представителя третьего лица Винокурцевой В.В. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

               прокурора <адрес> в интересах

               Реухиной Н.А. к ССА о признании нуждающейся в жилом помещении, к АЧР о возложении                обязанности включить в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в <адрес> и к Министерству <данные изъяты> о возложении обязанности включить в Сводный список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в <адрес> и предоставить жилое помещение вне очереди,

У С Т А Н О В И Л:

                      Прокурор <адрес> первоначально обратился в суд с иском в интересах Реухиной Н.А. к АГЧ о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, к АЧР о возложении обязанности включить Реухину Н.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, и к Министерству <данные изъяты> возложении обязанности включить Реухину Н.А. в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ и предоставить жилое помещение вне очереди, указав, что постановлением АЧР от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Реухина Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была определена в <данные изъяты> на полное государственное обеспечение, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, при этом постановлением АЧР от ДД.ММ.ГГГГ за ней было закреплено жилое помещение по <адрес> которое заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признано непригодным для постоянного проживания. После окончания общеобразовательного учреждения и до настоящего времени Реухина Н.А. проживает на съемных квартирах, однако в нарушение требований закона АЧР не включила Реухину Н.А. в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и не включила в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в <адрес>. в связи с чем право Реухиной Н.А. на внеочередное предоставление жилья, гарантированное ей Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не реализовано.

Определением Чкаловского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству прокурора <адрес>, в порядке ст. 41 ГПК РФ, произведена замена ненадлежащего ответчика в лице АГЧ на надлежащего ответчика в лице ССА (определение - л.д. 36-37).

       В судебном заседании от 07.10.2011 года Реухина Н.А. на иске настаивала в полном объеме, пояснив, что <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ она проживала в <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ обучалась по очной форме в <данные изъяты>, при этом за ней было закреплено жилое помещение <адрес> Дом деревянный и в настоящее время для проживания непригоден, сама она в этом доме жила только до ДД.ММ.ГГГГ и в нем не зарегистрирована. Сейчас в доме никто не живет, так как <данные изъяты> К.С.Л. находится в местах лишения свободы. Она снимает квартиру в <адрес>, другого жилья не имеет. С заявлениями о признании дома аварийным и подлежащим сносу и о постановке на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставлении жилого помещения ни в ССА, ни в АЧР она не обращалась, однако считает, что, поскольку жилое помещение, которое за ней закреплено, непригодно для проживания, ей должны предоставить жилое помещение вне очереди как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

          Представитель истца адвокат Мошарина Н.К. в судебном заседании от 07.10.2011 года доводы иска поддержала, пояснив, что дом, который закреплен за Реухиной Н.А., принадлежит К.С.Л., членом семьи которого истец не является, в доме не зарегистрирована и не живет, так как дом признан непригодным для проживания. Истец другого жилья не имеет, поэтому иск прокурора, заявленный в интересах Реухиной, является законным и обоснованным.

          <данные изъяты> прокурора <адрес> Седова Н.Н. доводы искового заявления поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив, что в настоящее время в <адрес> производится строительство многоквартирного жилого дома, сдача которого в эксплуатацию предусматривается в ДД.ММ.ГГГГ, и в котором предусматривается предоставление жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

          Ответчик в лице ССА в судебное заседание не явился, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, указав, что требование прокурора администрация признает в полном объеме, указав, что последствия признания иска разъяснены и понятны (заявление – л.д.174).

Ответчик в лице Министерства <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещался своевременно и надлежащим образом (почтовое уведомление – л.д.173).

           В судебном заседании от 07.10.2011 года представитель ответчика АЧР Сухарева Н.П. требование прокурора о включении Реухиной Н.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ признала в полном объеме.

          В судебном заседании от <данные изъяты> представитель третьего лица - органа опеки и попечительства <адрес> - Винокурцева В.В. иск прокурора поддержала в полном объеме, пояснив, что в настоящее время жилой дом, закрепленный за Реухиной Н.А., признан непригодным для проживания, в связи с чем Реухина Н.А. имеет право и на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и на включение в списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на получение жилья вне очереди.

         Выслушав объяснения сторон, их представителей, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

    Реухина Н.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией паспорта 22 08 234025 (л.д.9).

    Постановлением АЧР от ДД.ММ.ГГГГ Реухина Н.А. была направлена в <данные изъяты> на полное государственное обеспечение в связи с тем, что <данные изъяты> (постановление – л.д.12).

    Постановлением АЧР от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Реухиной Н.А. до совершеннолетия закреплена жилплощадь, находящаяся по <адрес> (постановление – л.д.13).

С ДД.ММ.ГГГГ Реухина Н.А. зарегистрирована в <адрес> в д. <адрес>, (копия паспорта – л.д.9, оборот).

    Актом обследования межведомственной комиссии    от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по <адрес>, признано непригодным для проживания, о чем составлено соответствующее заключение (акт – л.д.14, заключение – л.д.15).

Анализ всех доказательств, представленных сторонами, как отдельно, так и в совокупности, с учетом их относимости, допустимости и достоверности, дает суду основания придти к следующему.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») детьми-сиротами признаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В материалах дела имеется свидетельство о рождении Реухиной Н.А., согласно которому <данные изъяты> (свидетельство – л.д.76).

Решением Чкаловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (копия решения- л.д.179).

          Таким образом, в судебном заседании установлено, что Реухина Н.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также то, что за ней не зарегистрировано право на какие-либо объекты недвижимости.

           Принимая во внимание, что за Реухиной Н.А. закреплено жилое помещение, признанное для проживания непригодным, суд находит требование прокурора о возложении на ССА обязанности о признании Реухиной Н.А. нуждающейся в предоставлении жилого помещения обоснованным и подлежащим удовлетворению.

           Принцип удовлетворения жилищных потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентируется ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой указанным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

            Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

            В соответствии со ст. ст. 13 и 15 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области по договорам социального найма предоставляются в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы до наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан; данные жилые помещения предоставляются на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области.

              В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 07.12.2007 года № 460 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области» уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области определено Министерство социальной политики Нижегородской области.

              На основании ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

              В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Нижегородской области № 147-З от 10.12.2004 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Нижегородской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты и лица из их числа), не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно обеспечиваются по месту выявления и первичного устройства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

                 Исходя из пункта 5.2 Перечня мероприятий областной целевой межведомственной программы «Дети-сироты» на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом Нижегородской области от 08.09.2008 года № 11-З «О внесении изменений в областную межведомственную программу «Дети-сироты» на 2006 - 2010 годы ответственным исполнителем за обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, назначено Министерство социальной политики Нижегородской области.

             В соответствии с пунктом 3 Положения «О порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области», утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области № 566 от 02.12.2008 года, сводный список составляется Министерством социальной политики Нижегородской области на основании списков детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Ответственным за ведение списка муниципального образования является соответствующий орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области.

               Таким образом, положения Конституции РФ, устанавливающие право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилище, реализуются через вышеуказанные законы и иные нормативные акты и должны исполняться органами местного самоуправления.

               Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что Реухина Н.А. имеет право на внеочередное получение жилого помещения на территории <адрес> жилой площадью не ниже установленных жилищным законодательством социальных норм, которое должно быть выделено уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда <адрес> за счет средств областного бюджета в <адрес>.

              В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

              Согласно пунктов 7 и 42 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

        Принимая во внимание, что в судебном заседании с достаточностью установлена необходимая совокупность условий, определенная действующим законодательством, для обеспечения истца жилым помещением в соответствии положениями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а именно: то, что Реухина Н.А. относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то, что за ней закреплено жилое помещение, признанное непригодным для проживания, то, что данное жилье было непригодным для проживания до исполнения Реухиной Н.А. 23 лет, суд находит требования прокурора, обращенные и к АЧР, и к Министерству <данные изъяты> обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

              Реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.

            В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

            Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более, от времени включения в список внеочередников, также как от наличия или отсутствия денежных средств на указанные цели, при этом в ней не содержится и указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

            Основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

             Следовательно, у Реухиной Н.А., как нуждающейся в жилом помещении, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, и, как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, она должна была быть поставлена на учет в льготную очередь на получение жилья в 2011 году.

             Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

              Кроме того, в силу п. 16 Положения о порядке формирования Сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 года № 566, внесение изменений в список муниципальных образований и сводный список допускается в случае исправления технической ошибки, а также на основании вступившего в законную силу решения суда. После внесения изменений в список муниципального образования орган местного самоуправления направляет в министерство указанные изменения с обоснованием причин их внесения, а также с приложением подтверждающих документов, в течение 14 дней с момента обнаружения в списке технической ошибки либо со дня вступления в законную силу решения суда.

            Таким образом, в силу ч. 3 ст. 13 ГПК РФ, решение суда, вступившее в законную силу, подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, при этом отсутствие обращение Реухиной Н.А., имеющей статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с заявлением о постановке ее на учет и предоставлении жилого помещения по договору социального найма не может рассматриваться и являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

           На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Реухиной Н.А. удовлетворить.

Возложить на ССА обязанность признать Реухину Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

          Возложить на АЧР обязанность включить Реухину Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ

         Возложить на Министерство <данные изъяты> обязанность включить Реухину Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ.

        Возложить на Министерство <данные изъяты> обязанность за счет средств областного бюджета <адрес> предоставить Реухиной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм.

        Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

        Судья:                                                                                   Н.В.Романычева

          Мотивированное решение составлено 12. 10. 2011 года.

        Судья:                                                                                   Н.В.Романычева

          Решение вступило в законную силу                   25.10.2011 года.

        Судья:                                                                                   Н.В.Романычева